Сергей Высоцкий, министр экономики Омской области
«Я считаю, что невозможное возможно»
Сергей Высоцкий стал министром экономики 19 августа. До этого 34-летний чиновник год занимался разработкой стратегии развития Омской области в должности советника губернатора. «Я достаточно уверенно иду и реализую те решения, которые сформулированы губернатором и вызрели во мне»,- заявляет Высоцкий.
«СуперОмск» попросил рассказать, какими путями министр будет выводить экономику Омской области из кризиса. За его узкоспециальными формулировками можно увидеть самые больные региональные проблемы – плохие дороги, нехватку мест в детских садах, развал ЖКХ, пассивность молодежи и косность чиновников. Эти проблемы можно решить эффективной работой, считает министр. Надеемся, что Сергей Высоцкий помнит, что с тех, кто много на себя берет, и спрос большой.
— Ваше министерство решает, какие отрасли экономики Омской области нужно развивать в ближайшие годы. Расскажите, на что вы будете делать ставку в первую очередь?
Сергей Высоцкий. Наша задача не развивать какие-то конкретные отрасли, а стимулировать экономику в целом. Но в первую очередь, конечно, мы сделаем ставку на промышленность. Сейчас в минэкономики вливается часть министерства промышленности и инновационных технологий, а это значит, что мы консолидируем у себя под управлением дополнительно 37% от всего продукта, производимого в регионе. Минэкономики становится напрямую ответственным за 51% валового регионального продукта, с учетом оптовой и розничной торговли.
Развитие производственных сил Омской области – это абсолютно недискуссионная тема. Именно здесь будет рост экономики, ключевые инвестиции, ключевые предприятия с наибольшим ростом занятости и самые лучшие возможности для создания высокопроизводительных рабочих мест. Сейчас мы формируем все необходимые проектные команды, чтобы они работали на эту цель.
У нас очень сильный агропромышленный кластер, крайне плодородная земля. Как показывает опыт лучших хозяйств, мы можем собирать в два-три раза больше, а собираем 10 центнеров и успокаиваемся, как будто нам больше и не надо. Пользуясь этой плодовитостью, мы ничего не делаем, чтобы стать эффективнее. Я против такого отношения. Нужно создать необходимую инфраструктуру, чтобы все природные возможности использовать на 100%. Финансовые риски снивелировать страхованием, построить элеваторные мощности, транспортно-логистическую инфраструктуру – принимать и вывозить тот объем продукции, который мы производим. Это выстраивание мультимодальной схемы, в том числе и с выходом на Дальний Восток, Китай и европейскую часть России.
— Вы затронули тему создания транспортно-логистической инфраструктуры.
Сергей Высоцкий. Грех не использовать те возможности, которые есть у Омска. Я говорю о расположении региона в центре России. Наша задача привлечь сюда крупнейших логистических операторов Европы, резидентов. Есть серьезнейший набор международных технологий создания такого транспортно-логистического центра, начиная от моделирования процессов и заканчивая их управлением и наполнением. Мы своими руками должны сделать за 2 года все, что опытным путем проходили другие за 10 лет.
— Транспортно-логистический центр при таких ужасных омских дорогах?
Мы прекрасно понимаем, что, создав здесь складской комплекс и не обеспечив его транспортную доступность, мы сделаем просто отапливаемую коробку. Сегодня, к сожалению, скорости перемещения по омским дорогам не отвечают ожиданиям крупных логистических операторов.
Мы комплексно работаем над этим вопросом – с одной стороны в регионе создан минтранс, который будет заниматься исключительно развитием транспортной системы региона. С другой стороны, мы говорим с Федерацией о необходимости дополнительных инвестиций в дорожную инфраструктуру. Мы имеем колоссальную проблему на трассе Омск-Тюмень, и эта проблема заметна на всех уровнях.
— Правительство Омской области уже несколько лет обращается по поводу плохих дорог в федеральный центр? Почему именно вас должны услышать?
Сергей Высоцкий. Я надеюсь, нас не услышат, а помогут решить эту проблему. Есть абсолютно логическая необходимость решить этот вопрос.
— Эта логическая необходимость была и пять лет назад, но ваших предшественников никто не слышал.
Сергей Высоцкий. Где-то, наверное, недоработали.
— Вы считаете, что сможете устранить эту недоработку?
Сергей Высоцкий. Я считаю, что невозможное возможно. А это не в каком-то фантастическом поле находится, которое нереализуемо. Здесь нужно, в том числе, применять новые инструменты, государственно-частное партнерство.
— Насколько я знаю, вы также поддерживаете создание в Омске инжинирингового центра? Ту идею, которую не раз активно озвучивал сенатор Игорь Зуга?
Сергей Высоцкий. Я полностью поддерживаю эту идею и вижу все необходимые составляющие для реализации этого проекта. Это серьезная вузовская база, серьезная проектная база, крупные компании. Исполнители этого проекта могут работать на EPCM-контрактах.
— А кто непосредственно будет создавать центр инжиниринга?
Сергей Высоцкий. Мы сегодня собираем пул заинтересантов, у нас уже есть якорные участники процесса. Мы озвучим концепцию полностью, когда все подготовим, чтобы к ней уже не было вопросов.
— Еще одним приоритетным направлением работы минэкономики станет развитие социального предпринимательства. Недавно вы заявили, что для этих целей в министерстве создадут даже специальный отдел. Социальное предпринимательство – это, например, частные детские сады?
Сергей Высоцкий. Детские сады, дома престарелых, центры реабилитации, психологические услуги, направленные на решение детских проблем – сегодня это все можно отдать в частные руки. И мы видим, что есть эффект, есть потребность в этих услугах. И главное, что мы решаем сразу две задачи: снижение бюджетных расходов на их оказание почти в 10 раз и привлечение предпринимательства.
— Вы говорите о развитии малого и среднего предпринимательства?
Сергей Высоцкий. Да, это малый и средний бизнес, который мы пытаемся так давно вырастить. Одна из наших тактических задач сегодня – работать на создание условий для частного финансирования строительства объектов социальной инфраструктуры, в том числе и больниц.
— Сергей Васильевич, вы вошли в оргкомитет по строительству Серафимо-Вырицкой обители милосердия? Для вас это тоже социальный проект, близкий к социальному предпринимательству?
Сергей Высоцкий. В духовной сфере коммерческой составляющей быть не может. Для меня подвизаться к этому проекту было исключительно зовом сердца, я очень благодарен организаторам, что они меня пригласили. Чем удастся, с Божией помощью, помогу.
— Получается, вы религиозный человек?
Сергей Высоцкий. Да.
– Вы заявили, что не будет «продразверстки для предпринимателей» и участие в этом проекте омского бизнеса будет проходить на добровольной основе. Не боитесь, что никто не откликнется?
Сергей Высоцкий. Не может быть благотворительности по понуждению. В храм кого-то тянуть насильно – это очень неблагодарное дело. Многие хотят помочь, хотят решить те проблемы, которые обитель собирается устранить. У людей, я думаю, со временем проснется сознание, и они окажут содействие.
— Известно, что кроме вашей работы непосредственно в министерстве, вы также возглавляете Фонд содействия развитию жилищному строительству Омской области «Жилище» и «Региональный фонд капремонта многоквартирных домов». Я полагаю, что у вас есть идеи в сфере модернизации омского ЖКХ, по нашей информации, в Омской области планируется создание единого коммунального оператора?
Сергей Высоцкий. Я говорил это год назад и продолжаю говорить сейчас при каждой возможности: коммунальная структура должна быть сильной. Она должна быть, во-первых, капитализирована, во-вторых, инвестиционно привлекательна. Разрозненные коммунальные активы крайне неэффективны и инвестиционно непривлекательны. Точка.
Мы вкладываем огромные деньги в отрасль, компенсируя ее неэффективность: у нас по воде и по теплу потери 20-40% в сетях – вот куда уходят деньги.
Нужна смена парадигмы: бюджет может участвовать в компенсации затрат на модернизацию инфраструктуры, а не покрывать неэффективность системы. Недавно губернатор инициировал создание закона о компенсации выпадающих доходов инвесторов, вкладывающихся в модернизацию коммунального комплекса.
Сегодня коммуналка в разбитом состоянии – тепло, вода, электричество, каждая отрасль сама за себя. И если электричество как-то укрупнилось, вошло в серьезные федеральные структуры, то тепло – это большая головная боль местных властей, особенно в малых населенных пунктах. Как бы они ни бились с модернизацией котельных на своем уровне – они ничего сделать не могут, сетевой комплекс хоронит любые инвестиции. В рамках 185-го Федерального закона («О Фонде содействия реформированию ЖКХ». – Ред.) нам уже давно сказали: укрупняйтесь, делайте региональных операторов, хоть в маленьком муниципалитете, хоть одну на регион, делайте инвестпрограммы, получайте федеральные средства. А мы пока все решаемся…
— По какой технологии будет организовываться эта компания?
Сергей Высоцкий. Рассматривается вариант акционирования муниципальных предприятий, при котором 100% акций новых ОАО будет принадлежать муниципалитету. Затем возможна их консолидация в одно крупное АО. Муниципалитеты путем сложения своих акций смогут стать полноправными акционерами этой региональной компании.
— Давайте подытожим. Основные направления развития экономики Омской области в вашем понимании это АПК, нефтехимия, оборонная промышленность. В Омске должен быть создан крупный транспортно-логистический центр и центр инжиниринга, активно развиваться социальное предпринимательство? Понятно, что стимулировать развитие этих направлений можно только с помощью комплексного подхода.
Сергей Высоцкий. Наша задача – направить всю систему образования, научных специалистов на создание всей необходимой инфраструктуры, начиная от новых разработок, материально-технической базы и заканчивая обеспечением кадрами. Задача – срастить всех вокруг одной ключевой цели.
И я вижу, что омские предприятия поддерживают наши планы. Центростремительные силы в Омске очень сильные. Предприятия, особенно столпы промышленности, заинтересованы оставаться здесь – нужно просто ввести их в новое поле, где им станет еще интереснее работать на экономику.
Следующая наша ключевая цель – сориентировать стратегии федеральных холдингов и направить эти стратегии внутрь области. Создать здесь тот потенциал, интерес, который гарантированно приведет в регион инвестиции этих федералов. Потому что уже сегодня предприятия Омской области во многом работают на всю Федерацию, и лишь немного оставляют самому Омску. Задача – всю их прибыль сконцентрировать в Омском регионе и направить на его развитие. Следующий шаг – создание малых инновационных компаний вокруг крупных предприятий, обеспечивающих трансферт технологий в малотоннажное производство и потребительский сектор. И это поле пока еще пашут плугом.
— А насколько активно сейчас к нам заходят федеральные компании? Был прецедент – год назад Игорь Антропенко перерегистрировал в Омскую область «Основу Холдинг», сейчас идет речь об омской «прописке» ТГК-11. Кто-то еще?
Сергей Высоцкий. Перерегистрацией это не назовешь, но расширение производства, перенос мощностей из других регионов – такие прецеденты есть. Компания «САН ИнБев» расширила здесь производство, компания Cordiant, ГК «Титан» увеличивают инвестиции.
— А что, например, даст Омской области перерегистрация ТГК-11?
Сергей Высоцкий. Во-первых, это налоги. Во-вторых, мы переносим центр управления, и возникает точка притяжения иных инвестиций, которые привлекает эта компания. Это другие коммуникации, это оперативность для принятия решений. Возможно, вслед за ТГК-11 в Омск переместятся их компании-подрядчики.
Наша задача – формировать в Омской области такое ощущение столичности, чтобы бизнесу здесь было комфортно, чтобы он именно отсюда развивался дальше. Работая в Сибири достаточно давно, я четко уверен, что только из центра России можно эффективно управлять территориально диверсифицированными холдингами, от Калининграда до Сахалина.
— У нас есть мощный сосед в виде столицы Сибири – Новосибирской области, который перетащил к себе много инвесторов и предприятий, которые нам никогда не достанутся.
Сергей Высоцкий. А нам и не нужно то, что досталось им. Мы немножко опоздали и не надо бежать за поездом – он все равно уехал. Нам нужно искать свои ключевые компетенции и их развивать.
У нас есть нефтехимия, которой нет в Новосибирске, у нас есть крупнейшие оборонные предприятия, которых никогда не было в Новосибирске. Колоссальный научный потенциал, который может работать на два этих ключевых кластера. Наша задача – все это упаковать в серьезные бизнес-единицы. Зачем нам еще что-то, нам надо на этом сконцентрироваться и сделать.
А рассуждать, какие они молодцы? Так и все молодцы – и те молодцы, и другие молодцы, – что теперь? У нас есть другие возможности, которые надо реализовывать. У нас достаточно ограниченные возможности поддержки деньгами, поэтому наша задача -использовать имеющиеся ресурсы.
Агентство Moody’s только что подтвердило нам рейтинги: «международный Ва2, национальный Aа2.ru – прогноз стабильный», а означает, что у нас есть сбалансированная структура экономики, диверсифицированная налоговая база, которая не зависит от каких-то покачиваний внешних рынков. Это дает уверенность в первую очередь иностранным инвесторам, что здесь можно развиваться, вкладывать. Поэтому ожидания у нас позитивные.
— На протяжении последних лет представители министерства экономики постоянно говорят о необходимости привлечения инвестиций. И тем не менее регион до сих пор является инвестиционно непривлекательным. Очень часто желание потенциального инвестора прийти в область пропадает именно после хождения по чиновничьим кабинетам. Как вы собираетесь изменить эту ситуацию?
Сергей Высоцкий. У нас на региональном рынке очень слабые коммуникации. И между представителями бизнеса и уж тем более между органами власти. Идет постоянная сложная система ограничений, которая во многом блокирует деятельность. Моя задача разрывать эти цепи и помогать людям двигаться.
Я, например, понимаю, что сегодня требование времени – это полноценное постоянное сопровождение в ручном режиме каждого инвестора. Два раза в неделю параллельно с личными приемами граждан я по часу буду встречаться с инвесторами. С любыми, кто готов прийти в область и кто здесь работает и имеет какие-то проблемы с реализацией своих проектов.
Сейчас в министерстве идет серьезная работа с кадрами, мы разбираемся, в чем неэффективность работы структуры. Долгое время многие сотрудники правительства никак не мотивировались на изменения – поэтому ничего не менялось. Моя задача – их разбудить, растопить этот лед, внести в них новую систему координат и вновь заморозить, направив на достижение новых целей.
В эту работу необходимо вовлечь все органы власти. Реализация стратегии Омской области – это не только мой проект, я один не справлюсь, это слишком большие разносторонние цели. Если мы на оперативном уровне будем буксовать – это будет наше лицо, которое мы всегда будем подмазывать помадой, но оно красивее не станет. Мы можем что угодно говорить, но если инвестор не проголосует сюда ногами, наша работа будет провалена.
— Вопрос немного из другой сферы. После общественной экспертизы стратегии Омской области вас и других разработчиков этого документа обвиняли в том, что предложения граждан не были в него включены. Я имею в виду предложения группы Сергея Костарева по развитию комфортной городской среды.
Сергей Высоцкий. Они очень много говорили о необходимости создания социальной среды. Я хочу, чтобы вы написали: создание социальной среды бесплатным не бывает. Сначала нужно создать экономический потенциал, заработать деньги и вложить их. А если мы предлагаем всем уйти в шалаш, заниматься наблюдением за птицами, экологией, не работать, а ездить только на велосипедах – экономика такого города очень быстро закончится. Мы прекрасно понимаем, что надо создавать комфортную среду, но мы не можем остановить все остальное.
— А были ли какие-то предложения участников экспертизы, которые реально вошли в окончательную редакцию стратегии?
Сергей Высоцкий. В частности мы дополнили стратегию по работе с образовательными учреждениями, направлением на создание ресурсных центров. Во всем мире есть статистика, что 50% молодых людей выбирают институт случайно, они идут и учатся той профессии, которой не хотят заниматься, которую не любят, выходят оттуда непрофессиональными, теряя пять лучших лет своей жизни. В такой ситуации, откуда взяться удовлетворенности? И эта неудовлетворенность выплескивается в эмоциональных вещах: большинство негативных оценок региона в Интернете показывает, что молодые люди чувствуют себя в стороне от основных процессов.
Кадры, молодежь – это опора, фундамент стратегии развития. То, как они идут учиться и куда – это их личный выбор. Нам необходимо их сориентировать. Показать, например, что сегодня человек труда – это не работник по локоть в грязи, это белый воротничок, это полностью автоматизированное производство. Инженеры на ряде оборонных предприятий сегодня зарабатывают по 100 тысяч.
Кадровая задача сегодня – как раз сформировать тот спрос, который нужен нашим предприятиям. Предприятия буквально кричат о помощи, потому что им нужны квалифицированные специалисты. Наша задача – таких специалистов найти, обучить и привести за руку на производство. И вот это будет как раз социальная среда, и здесь-то как раз нет места неудовлетворенности. И мы уже делаем серьезные шаги по созданию ресурсных центров совместно с ОмГТУ и ОмГУ.
Я убежден, что сегодня люди в большинстве случаев ругаются, что они не вовлечены, не находятся внутри сложных и новых проектов. Ничего в руки не падает, все нужно брать, всего нужно добиваться. От эмоций и разговоров переходить к действию и добиваться результатов.