«Авангард» отказался от дальних бросков в большинстве и забивает почти в каждом матче. Идею принес новый помощник Хартли
Наконец-то вышли на топ уровень.
Позади почти треть регулярки КХЛ, и этот отрезок – подходящее время, чтобы подмечать интересные детали. К примеру, у «Авангарда» появилось новое эффективное оружие, которым можно удивлять соперников – омская команда идет в топе КХЛ по реализации большинства (больше 25%, заметно круче только «Автомобилист»).
В принципе, ничего удивительного не случилось – в Омске топ-клуб, отличный подбор игроков, значит они должны стабильно реализовывать лишнего на уровне топ-5 КХЛ. В теории так оно и есть, но вот важный нюанс:
«Авангард» вне зависимости от подбора игроков и тренерского штаба играл в большинстве как очень средняя команда КХЛ и легко пропускал вперед такие мощные клубы, как «Сочи» или «Торпедо». Да, эти недостатки удавалось перекрывать игрой в равных составах или отдельными вспышками (пример – плей-офф в сезоне-2018/19, где в неравных составах зажигали Тэйлор Бек и Сергей Шумаков).
Большинством в «Авангарде» последние два года занимались Майк Пелино и Вячеслав Козлов, но им не удалось вывести команду на новый уровень розыгрыша лишнего, хотя тот же Пелино зарекомендовал себя качественным специалистом, а Козлов – один из самых креативных и техничных нападающих нашего хоккея.
Похоже, с тренером по большинству угадали только с третьего раза – в межсезонье омичи подписали Константина Шафранова, который последние два года работал в «Амуре» и «Автомобилисте», где помогал нападающим разыгрывать лишнего на уровне топ-4 КХЛ.
Вот два текста, которые помогут понять, как работал розыгрыш большинства при участии Доуса, Голышева и Секстона:
• Гик-разбор с направлением передач и средним временем на реализацию от одного из лучших клубных блогов Трибуны;
• Пояснение по тренировочному процессу и взаимодействию с игроками, которое выстраивает Шафранов в спецбригадах.
Если коротко, то один из лучших специалистов КХЛ по большинству поощряет креатив и новые идеи от игроков: в «Амуре» он просил хоккеистов смотреть розыгрыши команд НХЛ, набрасывать свои варианты и приносить их тренеру. Далее эти варианты подробно разбирались Шафрановым – он объяснял плюсы и минусы и показывал, какие изменения нужно вносить в розыгрыш, чтобы большинство было эффективным. Таким образом тренировочный процесс развивал у хоккеистов игровое мышление, и превращал игру в большинстве в задачу – только вместо подсчета яблок нужно было забросить шайбу.
Джон Купер, который построил одну из самых стильных команд НХЛ последнего десятилетия, отмечал, что креатив приходит через автоматизм – то есть за эффектными решениями на льду лежит долгий процесс, заточенный на многократное повторение.
Судя по всему, у «Авангарда» похожий принцип. Вот что рассказал Sports.ru Сергей Толчинский, который в этом году вышел на новый уровень и идет в топ-10 бомбардиров КХЛ: «Мы тренируем большинство практически на каждом занятии, играем против наших ребят из спецбригад меньшинства, они у нас тоже среди лучших в лиге (93,3% нейтрализации, первое место в КХЛ – прим. Sports.ru). Тренировки мало чем отличаются от игровых ситуаций – прорабатываем отдельно и раскаты, и вбрасывания, смотрим видео всей бригадой и нарезки для отдельных игроков. С Шафрановым очень приятно работать, без юмора тренировки не обходятся».
Толчинский – один из лучших игроков КХЛ на старте сезона. «Авангард» заплатил за нападающего около 85 млн рублей и пока это одно из лучших подписаний клуба за последние пару сезонов. Толчинский вписался в схемы Хартли, получил больше игрового времени, чем в ЦСКА, и показывает свой лучший хоккей – у него 17 (3+14) очков в 15 матчах, и он здорового прокачал большинство омской команды.
Толчинский – быстрый, и очень техничный край с приличным броском. Тем не менее, в «Авангарде» он пока больше ассистирует партнерам. В ЦСКА Толчинский тоже выходил в большинстве (в том числе и в бригаде с Капризовым) – он играл под воротами и смещался за лицевую, откуда искал передачами партнеров или пытался вылезти на пятак.
Играть под воротами Толчинскому не мешали даже скромные габариты (рост Сергея – 173 см): «В ЦСКА в прошлом сезоне было очень хорошее большинство и поначалу я вообще на него не выходил. Потом меня иногда стали ставить – сначала в центр, на усы, потом кто-то заболел и меня передвинули на лицевую. У меня пошла игра – поэтому там и оставили. В большинстве габариты не так важны – это 5 на 5 тебя сразу выталкивают с пятака, а в меньшинстве у защитников задача ни в коем случае ни с кем не вязаться, поэтому спокойно стоишь, пытаешься закрыть вратаря или подправить шайбу», – рассказывает Толчинский.
В «Авангарде» Толчинскому поменяли позицию – теперь в большинстве он выходит слева, и его задачи изменились.
«В основном по карьере я всегда играл на полборта. Задачи, по сравнению с ЦСКА, поменялись – игрок на полборта диктует розыгрыш, выбирает направление движения шайбы. Все зависит от того, как играет четверка меньшинства соперника. На лицевой игрок обычно меньше играет с шайбой, от него зависит концовка розыгрыша. Он отвечает за отскоки и подборы за воротами, должен либо отдать передачу при розыгрыше, либо вылезать на ворота самостоятельно. На этой позиции особо нет времени на принятие решений – если передерживать шайбу, то момент уйдет», – объясняет Сергей.
В новой роли нападающий чувствует себя комфортно – его техника позволяет спокойно работать с шайбой и находить партнеров передачами, а постоянные тренировки помогают пятерке большинства выжимать голы из не самых очевидных моментов. Вот пример не самого красивого розыгрыша, который завершился заброшенной шайбой в большинстве:
Обратите внимание на действия Толчинского: он обыгрался с защитником, нашел хорошую позицию для броска и попытался спрятать шайбу парой движений. Да, бросок не получился, но правильный выбор позиции партнером (это был Рид Буше) позволил доиграть момент.
А вот пример розыгрыша, в котором «Авангард» растащил четверку игроков «Магнитки».
Здесь, прежде всего, стоит отметить перевод от Секача – эта передача определила успех всей комбинации.
И еще одна шайба, в концовке матча против «Витязя» – игроки «Авангарда» очень быстро разбираются по позициям, Толчинский находит в правом круге Чинахова (который тоже сделал мощный шаг вперед в этом сезоне), гол.
Важные отличия от предыдущих сезонов – более осмысленный розыгрыш и резкое снижение количества бросков от синей линии в большинстве. Вот так «Авангард» бросал от в формате 5 на 4 в позапрошлом году, когда за большинство отвечал Майк Пелино.
От синей линии летело 51% всех бросков «Авангарда». В этом году число таких бросков снизилось почти на 14% — это ощутимая разница, которую подтверждает картинка матчей. «Авангард» стал намного бережнее относиться к шайбе в большинстве и старается использовать максимально эффективные броски. Это вполне сочетается с последними гик-исследованиями щелчков – помимо того, что у таких бросков не слишком высокая эффективность, после них шайбой чаще овладевает соперник, а даже закрытый вратарь получает сигнал (стук клюшки об лед) о том, что в его ворота летит шайба и пора складываться.
«По ощущениям мы вообще не щелкаем, но не из-за исследований, а потому что набросы легче подправлять, это усложняет работу вратарю. Если перед голкипером есть скрин, то важна точность, а не сила. Конечно, бросок из круга опаснее, чем от синей линии, но случаются игры, когда ничего не получается, и стараешься немного упростить игру и больше бросать под добивание», – говорит Толчинский.
Большинство «Авангарда» – один из тех интересных микросюжетов, которые КХЛ генерирует каждый год. И вполне возможно, что прогресс в одном из важнейших компонентов игры приведет омичей к главной цели – первому в истории Кубку Гагарина. Ну или хотя бы во второй раз за три года вытащит команду в финал плей-офф.
Фото: РИА Новости/Павел Бедняков; hawk.ru
Автор Егор Параскун, Sports.ru