Елена Щетинина: “Работала литературным негром и не стыжусь этого”

Елена Щетинина: "Работала литературным негром и не стыжусь этого"

Автор рассказала о тусовке писателей-фантастов, конкуренции среди сценаристов компьютерных игр и ответила на вопрос – появится ли в России свой Стивен Кинг.

Елена Щетинина
 •  преподаватель, журналист, радиоведущая, сценарист компьютерных игр, драматург и писатель-фантаст

– Елена, перед тем, как прочитать отрывок из вашего исторического хоррора о войне 1812 года, вы рассказали об антивоенном смысле вашего произведения. А как родилась его идея?

– Как-то я прочла сборник писем, отрывков из дневников французских офицеров в 1812 году. А потом через несколько месяцев вдруг поняла, что у меня оформилась идея рассказа – как французы осенью возвращаются из России и настолько хотят вернуться домой, что идут туда даже будучи мертвыми и не осознавая этого. Так что рассказ "Мертвецы идут домой" это не столько хоррор, а антивоенная драма.

Конечно, в итоге одной книгой, которая, кстати, оказалась у меня случайно, через буккросинг во время Библиотечной ночи в Пушкинке дело не ограничилось. Были и чтение других писем и воспоминаний французов, и анализ русского фольклора – для линии мальчика Виськи, и изучение деталей быта… Так что писался текст дня три всего – а вот работа над материалом шла недели две. Но надо учитывать, что я культуролог и историк по образованию, так что можно смело плюсовать ещё энное время в моём прошлом.

– Когда вы начали писать? Почему именно хоррор, фантастика и пьесы?

– Я начала писать достаточно поздно – с литературных игр на местном форуме в году эдак 2004 или 2005, потом на другом форуме примерно в 2006-2008-м. Но это было несерьёзно, просто веселая тусовка с заданиями вроде написать за три дня рассказ на заданную тему. Или я как-то придумала на местном форуме игру – написать за день рассказ по предложенному его окончанию. Это было просто приятное времяпрепровождение.

Примерно в 2009 году я начала уже рассматривать писательство (ну не могу пока это называть "литературное творчество"!) более-менее серьёзно. Поучаствовала в областных молодёжных семинаре и конкурсе "Я вижу мир через себя", в 2010 стала лауреатом поощрительной областной молодёжной литературной премии Ф.М. Достоевского, в 2012 – лауреатом уже основной премии. Первые рассказы вышли в нашем, омском альманахе "Складчина" – а уже через год в альманахе Б.С. Стругацкого "Полдень XXI век"…

В общем-то, я и начинала как фантаст. Или магический реалист. Или юмористический фантаст. Или хоррорщик. У меня с самого начала была некоторая, хм, разножанровость.

Елена Щетинина: "Работала литературным негром и не стыжусь этого"

– Если на душе неспокойно – пишите хоррор, а если весело – юмористическую фантастику?

– Не могу точно сказать, в какой момент что хочется писать. Это совершенно не зависит от настроения – и, соответственно, настроение не зависит от того, что я пишу. Ну да, если я пишу что-то смешное, я могу похихикать – но это в данную минуту, и всё. А хоррор вообще не имеет никакого отношения к настроению. Есть какая-то идея, образ, ассоциативная цепочка, даже словосочетание, которое выглядит как неплохое название… и самое главное – ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ! – тогда сажусь и пишу. Но наличие времени – это роскошь, как и вдохновение. Поэтому, увы, пишу обычно под дедлайны. Это плохо, очень плохо, это не даёт нормально поработать над текстом, вычитать его, разобраться в каких-то несостыковках. Но, с другой стороны, нередко именно ситуация "скорее пиши, а то не успеешь" даёт какой-то толчок и ускорение для того, чтобы быстрее работал мозг, оперативнее подбирались слова и пальцы не путались в клавиатуре… Но мне бы очень хотелось написать хотя бы один текст в состоянии полной временной свободы и ожидании вдохновения. Увы.

Я чаще всего пишу под конкурсы, под отборы в сборники или под какие-то проекты, в которых мне бы хотелось поучаствовать. Не всегда они гонорарные, но зато там хорошая приятная компания. У меня только одно твёрдое правило – никогда не писать за плату. В смысле – никогда не писать и ещё платить за это деньги. Безгонорарно – ок. Если обязательное условие – оплатить свой же текст или обязательно (а не добровольно!) выкупить часть экземпляров – нет и нет. Этим правилом можно поступиться, только если пишешь научную статью в сборник, но это совсем другое дело и ситуация.

В общем-то и хоррор преимущественно у меня пишется потому, что постоянно идут отборы именно в сборники этого жанра: "Колдовство", "13 привидений", "Самая Страшная Книга-2021" – это последние, то есть крайние, пусть будет так, а то мало ли что с нынешней ситуацией, сборники, в которых я принимала участие.

Ещё у меня год назад вышел роман "Соль и вода" в межавторском проекте "Аква" – тоже был любопытный опыт. Несмотря на то, что сам проект тяготеет к морской романтике, у меня получилось что-то вроде подросткового хоррора.

Елена Щетинина: "Работала литературным негром и не стыжусь этого"

– Слышал, что вы работали литературным негром. Правда?

– Да, и не стыжусь этого. И если предложат, не буду сразу наотрез отказываться, а рассмотрю предложение. Я не считаю это зазорным. Но при этом прекрасно понимаю и тех, кто отказывается, кто не хочет, чтобы на его тексте стояло чужое имя. Тут, по сути дела, просто разное отношение к тексту и к писательской работе – и нельзя сказать, какое правильное, а какое нет.

Можно написать свой роман – и никогда его не издать. И не потому, что он плохой, а потому что у тебя пока нет своего имени, а значит, нет лично твоей аудитории. Если твой роман не вписывается ни в одну из имеющихся в издательстве или планируемых серий – его вряд ли издадут, и куда его вставлять? Если он слишком уникален – его вряд ли издадут, зачем рисковать? Если он слишком похож на всё, что есть до этого – его вряд ли издадут, зачем одно и то же? Слишком много "вряд ли" – а когда всё-таки удаётся их побороть, то оказывается, что гонорар не так уж и велик. И остается в сухом остатке немного денег и гордость за то, что тексту всё-таки удалось пробиться. Литнегрство – это в том же сухом остатке столько же немного денег, вот и вся разница.

Я почти не писала как литературный негр художественную литературу, лишь несколько раз. В основном – автобиографии, мотивационные книги и так далее. Если они кому-то помогли или хотя бы позволили провести время с удовольствием – разве это плохо? Ну и что, что там не было моего имени. Даже если бы и было – что, кто-то его бы запомнил? Ха.

Литнегрство хорошо тем, что оно учит упорно писать текст. Ты понимаешь, что вдохновение – это роскошь. И что нередко писательство – это работа. Вне зависимости от наличия или отсутствия вдохновения. И литнегрство – это хорошая тренировка. Она учит собираться и пахать, а то и искусственно вызывать вдохновение.

– Среди ваших коллег-приятелей по фантастическим сборникам для большинства писательство – это хобби, а не профессия?

– Профессия – это то, что приносит деньги. Хотя бы необходимый прожиточный минимум, но стабильно. Или не стабильно – но прожиточный максимум. У нас не так много писателей, которые могут жить исключительно за счёт своих книг. Как правило, это или авторы, которые уже лет двадцать в топе, или те, кто выстрелил только что и пользуется невероятным успехом, или те, кто пишет много, часто, упорно и выкладывается в сети, на радость тамошним читателям и своему кошельку. Но счастливчиков всех трёх типов очень мало. А для остальных – да, это хобби, которое в лучшем случае приносит немного денег. Кстати, основная работа у них вовсе не обязательно связана с текстами.

Елена Щетинина: "Работала литературным негром и не стыжусь этого"

– Появится ли когда-нибудь русский Стивен Кинг?

– Смотря что понимать под "Стивеном Кингом". Если автора, который совместит в себе и хоррорщика и крепкого реалиста – хорошего психолога, внимательного к бытовым деталям, то да, почему бы и нет? Если автора, чьё имя будет ассоциироваться с русским хоррором – это рано или поздно произойдёт. Если же автора, который обогатится на романах ужасов – точно не в ближайшие годы, у нас ведь совершенно иная ситуация в издательском бизнесе.

– Ещё вы назвали себя сценаристом компьютерных игр. Насколько я знаю, в этой нише очень серьёзная конкуренция.

– Да, туда очень тяжело пробиться. А ещё сложнее – удержаться. Понимаете, умеющих и желающих писать – много, а игр – мало. Плюс нужна ещё определённая практика, понимание целевой аудитории, специфики игрового текста и повествования. Получается, что без опыта начинающий сценарист может работать в основном за "еду и ласку" – и за портфолио. Но далеко не каждый проект дойдёт до портфолио, может так случиться, что он будет заморожен, организаторы рассорятся, не хватит финансов, станет понятно, что он нежизнеспособен…

Даже то, что я написала несколько сценариев к играм, ещё не делает меня полноправным игроком на этом рынке. Я так, примерно на одном уровне с новичками.

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует куки. Вы можете отказаться, если хотите. ПринятьЧитать далее

Политика конфиденциальности и куки