«Сегодня выживут умные, а не богатые». Психотерапевт о том, как воспитать в ребёнке лидера
О том, кого сейчас считают лидерами и какими именно должны быть эти люди. О воспитании лидерских качеств в ребёнке, откуда им взяться, и зачем детям нужна свобода. Об этом и многом другом рассказывает нашим читателям психотерапевт.
Сегодня, 1 июня, в России отмечают День защиты детей. Большинство современных родителей загружают своих детей кружками, занятиями, проектами, спортом и многим другим по максимуму. Порой бывает, что у нынешней детворы нет времени нормально поесть, не то что поиграть во дворе с друзьями. И всё это для того, чтобы в будущем их чадо, не дай бог, не пошло работать слесарем или сварщиком, а непременно стало владельцем крупного бизнеса, лидером — и это как минимум.
Врач-психотерапевт Максим Дубовец говорит, что сейчас в нашей стране "эпидемия лидерства". Ими хотят быть практически все и хотят в лидерах видеть своих детей.
— Такое ощущение, что слово "лидер" люди знают, но не понимают, зачем нам такое их количество. На фоне того, что есть такая тенденция, стало снижаться стремление воспитать в ребёнке свободную, независимую личность. А это, по сути, и есть основа для того, чтобы человек стал настоящим лидером, — считает эксперт.
Психотерапевт во время нашего разговора обратил внимание на то, что многие путают некоторые понятия. Например, есть люди, которые ставят перед собой цель, при этом не испытывают никаких эмоций, а идут по головам.
— Такой человек с остановившимся и холодным сердцем. И здесь речь часто идёт о психопатах или социопатах, а современное общество именно под этим подразумевает лидерство. При этом основные намерения лидерства видят в том, чтобы что-то получить: побольше заработать, побольше ковёр на стену повесить, автомобиль помощнее купить. Но настоящий лидер всегда направлен на некое сообщество. Он лидер для кого-то, думает о каких-то масштабах, связанных, как минимум, со своим окружением. Лидер ставит цели не личного, а личностного плана. Например, не купить себе "айфон" с камерой, а стать фотографом. А у нас под лидерством понимают моменты, связанные с обогащением и влиянием на людей, но цель этого влияния не проговаривается. А цели, которые захватывают некое сообщество, приносят пользу, оставляют след, может ставить трезвая личность, — считает Максим Дубовец.
Именно поэтому, когда заходит речь о воспитании личности в семье, то нужно помнить о личном примере, историю семьи.
— На сегодняшний день влияние среды и окружения находится буквально на аграрном уровне. Это когда моя хата с краю: в моей хате всё должно быть классно, перед моим домом всё должно быть вычищено, а всё, что происходит вокруг, меня мало волнует. Даже то, что в городе происходило перед приездом президентов, это признаки аграрного мышления, которые не отвечают критериям формирования лидерских качеств личности. И в семье мы не показываем пример того, что из себя представляет личность. Потом в школах, где занимаются дети, основная направленность на получение знаний, но не на получение образования: структуры знаний, структуры ассоциативных связей в голове у ребёнка. А она должна лечь на некую личность, если личности нет, то всегда проще закачивать знания в эту голову, спрашивая буквально по параграфам и устраивая проверки в виде ЕГЭ, — поясняет психотерапевт.
Врач уверен, что в формировании личности должно быть заинтересовано само общество, которое имеет чётко выраженный вектор направленности своего развития. Тогда оно будет ожидать от ребёнка, что он будет личностью, а у того будут механизмы реализации этой личности.
— В нашем обществе практически нет потребностей в личностях. Отсюда и суицидальные наклонности у детей. Например, в Новосибирске за 2019 год произошло шесть случаев завершённого суицида у детей младшего подросткового возраста. То есть для них жизнь была тлен, смысла в ней нет. О каком смысле идёт речь? О личностном. Ну будет у меня "айфон" — и что дальше, ну закончу я школу — и что дальше? Мне же не говорят, кем я стану. Мне говорят, что у меня будет, — подчёркивает Максим Дубовец.
Личность формируется за счёт опыта, который приобретает ребёнок. Всё его разнообразие маленький человек приобретает в семье, в своём окружении и некой среды, в которой он живёт.
Кроме этого, формирование происходит за счёт отождествления с результатом.
— С каким результатом я себя отождествляю? Что зависит от меня? Мама за меня домашку сделала, потому что эта домашка, которую мне задают, для меня вообще не по силам. Или я привык, что мне в жизни всё дают, тогда это не мой результат, а папы и мамы, результат патернализма государства по отношению ко мне. О какой личности может идти речь тогда? — говорит психотерапевт.
Также важно понимать насколько ребёнок автономен, независим и может рассчитывать на себя. Дети должны чувствовать, понимать, что от них что-то зависит. Кроме этого важна обратная связь. По телевизору чаще показывают, как тратить деньги, а не как их зарабатывать. В социальных сетях говорят о том, что умным быть плохо. Это тоже обратная связь, которую получают дети.
— Сейчас девочки поголовно хотят быть визажистами в бьюти-индустрии, а мальчики вообще ничего не хотят, лишь сидеть на шее у родителей до конца дней. И они получают обратную связь, что это хорошо, это приемлемо, что работают только лохи. И вот, пожалуйста, о каком лидерстве тут может идти речь? — пояснил Максим Дубовец.
По словам специалиста, одна из важных характеристик лидерства — это эмоциональное лидерство, вовлечённость человека в ту цель, которую он ставит перед собой.
— Следующий момент — это волевые качества, которые должны быть. А их воспитывают через контролируемый стресс, контролируемую приспособительную реакцию к меняющимся условиям среды. А у нас дети, по сути, находятся под колпаком у родителей, — отметил спикер.
Что касается тенденций на сегодняшний день, то есть синдром выученной беспомощности. Есть две крайности, когда ребёнка избивают и насилуют и, когда над отпрыском устраивают гиперопеку.
— При всей социальной приемлемости гиперопеки (шапочку надень, шарфик надень), приводит к таким же последствиям выученной беспомощности, как ежедневное насилие над ребёнком. И ещё один момент к тому, чтобы ребёнок не вырос лидером — это когда он наблюдает за беспомощностью других людей, тогда он сам становится беспомощным, — подчеркнул Максим Дубовец.
По словам специалиста, потом вместо лидеров вырастают либо психопаты, либо социопаты. То есть забитые личности, которые проявляют себя, как только появляется хотя бы маленькая власть.
— У нас должны быть предпосылки для формирования лидерских качеств у ребёнка. Перед тем, как формировать лидерские качества, мы должны сформировать личность и условия, в которых она формируется. На сегодняшний день выживут умные, а не богатые и не лидеры, — резюмировал Максим Дубовец.