Омский театральный проект помог «достучаться» до сердец подростков
Получивший президентский грант проект "Своя территория" доказал свою эффективность и будет реализовываться в омских школах.
Сегодня, 28 мая, в Международном пресс-центре "МКР-Медиа" говорили об уникальном социальном театральном проекте "Своя территория". Задуманный деятелями Омского государственного Северного драматического театра им. М. Ульянова, этот региональный межведомственный проект, объединяющий театр, министерства образования и труда, получил поддержку президента и выиграл грант. Кроме того, он признан проектом общенационального значения в области культуры и искусства.
Как рассказал художественный руководитель Северного драматического театра Анджей Неупокоев, идея проекта возникла три года назад, когда он задумался о том, как объединить несколько ведомств и отраслей, чтобы дополнить другую отрасль, сделать деятельность какого-либо учреждения шире, чем оно может представить. Такая практика уже была, с 2017 года было успешно реализовано два проекта, один из которых немецкий, другой — греческий, посвящённый античной культуре. Сейчас появилась новая работа, реализуемая совместно с домом-музеем Михаила Ульянова.
— "Своя территория" — это сто процентов межведомственный проект, и рассчитан он на очень тесное взаимодействие таких отраслей, как образование и культура, но сюда сейчас вовлекается множество других ведомств: здравоохранение, министерство труда и социального развития. Мы предполагаем, что этот круг будет расширяться. Идея — чтобы театр стал отправной точкой в данном синтезе, и она была поддержана Путиным. Возможность, которую может демонстрировать театр, была расширена, — говорит Неупокоев.
Анджей Неупокоев
"Своя территория" рассчитана на обособленную социальную группу — от 14 до 19 лет. Внимание на эту группу обратили потому, что главного режиссёра театра Константина Рехтина заинтересовала драматургия спектаклей для подростков, откуда и началась отправная точка проекта.
Когда проводили аналитику, выясняя, что же лежит в основе проблем подростков, узнали, что более двух третей регионов пребывают в отрицательной тенденции: подростки совершают массу преступлений, принимая неправильные решения. Даже подростки из благополучных семей — в зоне риска. Идея проекта — привлечь на территорию театра образовательные учреждения, в том числе психологов, чтобы они помогали, не вмешиваясь, найти подросткам правильные решения, благополучно выходить из трагичной ситуации. С помощью театрального искусства, когда артисты профессионально демонстрируют жизненную ситуацию, а подростки принимают опыт, психологи направляют подростков к правильному решению. Это способствует повышению жизнестойкости и формированию позитивных жизненных маршрутов, — пояснил Неупокоев.
Заместитель министра образования Омской области Оксана Груздева рассказала, что, проанализировав проект и спектакли, с помощью которых и планируется работать с подростковой аудиторией, в министерстве поняли, что решению проблем этой категории детей нужны новые подходы, и "Своя территория" как раз и представляет новый метод.
— Сегодня в подростковой среде большое количество проблем, низкий порог жизнестойкости, нарушение детско-родительских отношений — эти проблемы школа решает разными методами, но современным детям нужны иные технологии, даже те, которые были три года назад, устарели. "Своя территория" — это некая альтернатива устаревшим технология, ненавязчиво, не в позиции, когда кто-то сверху над подростком. Здесь психолог выступает куратором, поэтому мы увидели шанс, который решили использовать, — говорит Груздева.
Лариса Груздева
Суть проекта такова — в театре готовят спектакль, в котором остро отображены проблемы подростков. После спектакль на родительском собрании показывают взрослым, а после их обсуждения и одобрения — подросткам. Прошедшие курсы по методике проекта психологи, а их уже свыше четырёх сотен в нашем городе, готовят подростков к просмотру, после обсуждают проблематику, проводят мероприятия, помогающие повысить самооценку, жизнестойкость, найти нужное направление среди жизненных неурядиц. По словам психолога Ларисы Воробьёвой, курирующей проект, реакция родителей на спектакли, среди которых высоко оценённые специалистами "Наташина мечта" и "Убийцы", всегда разная. Но взрослые признают, что показанные в спектакле проблемы существуют.
— Самое главное, дать ребёнку тот опыт побед, который они не всегда получают дома и не всегда получают в семье, — уверена психолог. — Существуют разные форматы, квесты, беседы, игры, но мы научили ребят включать других ребят в наши проекты. Это не разовое мероприятие, здесь не только обсуждают спектакль, но и что-то делают на повышение самооценки, на развитие жизнестойкости, и эти действия дают результаты.
Главный режиссёр театра Константин Рехтин говорит, что в его детстве школьников водили в театр, но такие походы не были эффективными, учителя не участвовали в обсуждении поднятых в постановке проблем, не ориентировали, не готовили учеников к походу в театр. А этот проект вырос из искреннего желания что-то сделать для подростковой аудитории, для которой ставить спектакли очень трудно. Но режиссёру удалось найти пьесы и поставить их на сцене так, чтобы заинтересовать зрителей — как детей, так и взрослых. "Убийцы" и "Наташина мечта" — эти спектакли дают почувствовать ребёнку, что он на своей территории, даёт почувствовать, что его любят, хотят с ним разговаривать на равных.
Константин Рехтин общался по видеосвязи
Уникальность проекта "Своя территория" и в том, что он основан на сопровождении от начала до конца, тут важна не только работа психолога, но и возможность гармонизации отношений между родителями и детьми. Они вместе с героями спектакля переживают и переосмысливают разные ситуации, обсуждают и сближаются с родителями. В 52 % школ Омска успели просмотреть хотя бы по одному спектаклю более 138 тысяч детей, и от них в большинстве случаев были получены положительные отзывы. В следующем учебном году более 100 школ включат этот проект в программу внеурочной деятельности — это очень важный результат. А в театре планируют поставить около десяти спектаклей для "Своей территории".