Омский художник: «Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не политики»
О современной живописи, необычных материалах для картин и своей последней выставке "Наши", "Омск Здесь" рассказал Игорь Николаев. Уникальность проекта в том, что о войне он говорит не через утилитарные объекты, хоть всё и строится на исторических фактах. Это аллегория, которая будет понятна любому думающему и чувствующему зрителю. О войне рассказывают образами современного искусства.
Игорь Николаев
• омский художник
Игорь, Вы выбрали живопись или она Вас? Когда поняли, что хотите стать художником?
Рисовать я начал ещё в детстве, как и многие. Просто появилось желание не бросать, я продолжил. Делал иллюстрации к сказкам, рисовал каких-то богатырей, как и все мальчишки — войну. После школы учился в Тюменском институте искусств, стал художником декоративно-прикладного искусства. А сейчас, помимо занятия художеством, я преподаю историю искусств в ДШИ № 3.
В каком стиле Вы предпочитаете работать?
Многие мои работы выполнены в авторской технике. Основа напоминает печатную графику, работаю с живыми снимками. Если вкратце: переношу обычное фото на картон, затем работаю краской по бумаге, создаю нужный эффект, переходы, необычные цвета. Этот способ сложно охарактеризовать, я сам его придумал. Поскольку я — график, именно этот метод позволяет выразить то, что я хочу. Ещё работаю на стекле в этой технике. Некоторые свои работы я сам второй раз не повторю.
В одной картине можно совмещать несколько жанров и направлений. Я не делю своё искусство на портретное и пейзажное. Вообще современное искусство — это смещение границ. Важнее для меня выразить то, что я чувствую, хочу сказать. А как это будет технически исполнено, я считаю, не имеет значения.
На какие темы у Вас больше всего работ? Что вам ближе?
Я всегда увлечён какой-то темой, могу год-два над ней работать, жить ей. Обязательно стараюсь воплотить все идеи, высказать всё, что накопилось. Так как я родился в Ханты-Мансийском округе, первым проектом, который я воплотил, когда приехал в Омск, была выставка "Принцессы Сибирского ханства". Изображал этнические мотивы. Были целые серии работ, посвящённые культуре малых народов: хантов, манси. Хотел отразить часть истории края.
Создавал иллюстрации к выставке по Фёдору Достоевскому в Омском литературном музее, по Пушкину — в музее Просвещения. Может быть, у меня не так много жизненных впечатлений, переживаний. Поэтому я пытаюсь их черпать отовсюду, в том числе из литературы, истории. Мне удаётся там найти какие-то моменты, которые ещё не отражались в искусстве. Сложно объяснить, откуда я черпаю идеи, если я что-то вижу, сразу думаю, что могу привнести нового — своего.
Расскажите про свою последнюю выставку? Как родилось название "Наши"?
Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не с позиции идеологии или политики. Выставку посвятил 75-летию Победы. "Наши" — очень ёмкое слово — это и солдаты, воевавшие за нас, труженики тыла, помогавшие фронту, это и наши родные, ждавшие своих близких с фронта. Даже когда мы смотрим военные фильмы, мы переживаем за "наших".
В первом зале представлен диптих, на нём изображено золотое ржаное поле — это олицетворение нашей страны. В колосьях проступают тёмные фигуры солдат, чувствуется напряжение какое-то, чернота и ожидание. На другой картине — образ срезанного дерева — образ неизвестного солдата, который погиб. До сих пор ведь многих не нашли. Изначально я не собирался делать такую объёмную выставку, просто интересовался письмами русских и немецких солдат, историей войны, судьбами людей. На выставке в некоторых работах использованы настоящие довоенные фотографии, на лицах видно напряжение, люди понимали, что грядёт нечто страшное, это чувствуется во взгляде…
Вы показали войну глазами детей. Как родилась идея интегрировать детские рисунки в выставку? Что хотели сказать?
Рисунки были созданы детьми в концентрационном лагере Терезиенштадт. Там держали еврейских детей, родителей которых убили или отправили в концлагерь. Изобразительному искусству ребятишек в этом страшном месте обучала австрийская художница Фридл Дикер-Брандейс. Её, к слову, считают основоположницей арт-терапии. Она погибла, как и все эти дети, в 1944 году — в Освенциме. Это ещё одна страшная — детская сторона войны. Как ни странно, но сюжеты рисунков ребятишек очень положительные. Рисовали свой дом, ужин в кругу семьи, пытались отвлечься, уйти в мечты, в светлые образы… Но, конечно, просматриваются страх, боль. Например, красочная иллюстрация к сказке "Репка", но здесь появляются военные самолёты.
Вы пересмотрели много фотографий, лица детей накануне войны. Какие они были?
Они тоже как будто чувствовали приближение чего-то, напряжённые очень. Нет лёгкости и беззаботности как у обычных детей. Дети всегда более мечтательные и свободные, а здесь какая-то взрослость появляется.
Вы не только пишете полотна, но и создаёте инсталляции. Какие самые необычные материалы Вы используете?
Я работаю не только на плоскости, но люблю дополнять работы необычными материалами. Их выбор зависит от идеи. Например, чтобы создать иллюзию поломанной и искажённой человеческой жизни из-за войны, я использовал покорёженный металл. В одну из работ добавил ветку дикого репейника, это символизирует боль и раны, которые принесла война людям. Стараюсь добиться глубины и выразительности.
Два солдата — русский и немецкий, они на выставке у меня расположены параллельно. Хотел показать, что раны и поломанные жизни были и с той, и другой стороны.
Думаете ли о том, чтобы понравиться своему зрителю, когда работаете?
Во многих моих полотнах есть развлекательный момент. Человек ведь, приходя на выставку, хочет получить зрительное наслаждение. Однако через него я пытаюсь донести более глубокие мысли. Настоящий художник, когда работает, не должен стремиться понравится кому-то, не должен ждать за это материального вознаграждения. Это мешает, я считаю.
Что самое необычное было предметом Вашего искусства?
Как-то на интернет-сайте я искал вещи для дачи и увидел интересный котёл, на нём стояло клеймо Сталинградского металлургического завода. Я вспомнил Сталинградское сражение, котёл, когда немцы попали в окружение. У меня эта ассоциация родилась. Я захотел показать не просто рисунок битвы, а передать её через изображение этого котла. Так родился арт-объект.
Искусство — это всегда красиво?
Красота — понятие больше внешнее, это оболочка. Для меня искусство, это ещё и содержание. Соединение внешнего и внутреннего, в противном случае — произведение пустое. Рама может быть из золота или покрыта дорогим лаком, а сама картина быть пустой.
Кто повлиял на Ваше творчество в наибольшей степени? Можете перечислить любимых художников?
Я уже говорил, что каждый художник индивидуален, будет плохо, если я стану на кого-то похож, хочется оставаться самим собой. Но есть художники из русских классиков, которым я симпатизирую. Например, передвижники, модернисты, в том числе и наш с вами земляк — Михаил Врубель. В их работах есть какая-то мечтательность, образность. В нашей стране часто происходят различные катаклизмы. А искусство старалось отразить другую реальность, создать сказку.
В эпоху какого искусства мы сейчас живём?
Я считаю, что искусство не коллективное творчество, нельзя его так оценивать. Каждый художник — индивидуальность, именно она ценится в искусстве. Это раньше, в античные времена, в эпоху Возрождения был мастер и все ученики должны быть на него похожи. Работать в тех же техниках и рамках. Современное искусство очень динамично, темы и технологии сменяют друг друга. Я очень мало знаю художников, которые бы долго работали вместе.
Есть какое-то устойчивое название современному течению в искусстве?
Сложно сказать, у нас всё искусство сейчас ориентировано на беспредметность. Люди уже пресыщены миром вещей. В супермаркете полки ломятся от товаров, дома открываешь холодильник — там много продуктов. Всё сейчас доступно. Художники стараются от этого уйти. С помощью абстрактного искусства можно выразить чувства, эмоции. Там есть свобода. Не каждый рисующий владеет ремеслом. А беспредметное искусство позволяет быть в нём каждому, выражать свои чувства. Сейчас ещё и время провокационного искусства.
Омское искусство. Как Вы его оцениваете? Насколько оно живо?
Да в Омске оно есть. Наши художники интересные, мыслят неординарно. Никита Поздняков, Дмитрий Вирже, Дамир Муратов. Они ведут активную творческую жизнь, не только в Омске, отражают то время, в котором живут. Я не пытаюсь себя куда-то интегрировать в современные художники или в традиционалисты. Хотя художники будут по-разному воспринимать моё творчество. Нет выхода энергии, я пытаюсь освободиться, Очень важно человеку высказаться, а искусство — это же тоже язык общения, который помогает это сделать: объяснить переработать, переосмыслить.
Видеоэкскурсию по выставке "Наши" в рамках онлайн-проекта #СмотриДома вы сможете посмотреть по ссылке.
Фото: Игорь Николаев, музей "Искусство Омска"