Омский художник: “Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не политики”

0 3

Омский художник: "Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не политики"

О современной живописи, необычных материалах для картин и своей последней выставке "Наши", "Омск Здесь" рассказал Игорь Николаев. Уникальность проекта в том, что о войне он говорит не через утилитарные объекты, хоть всё и строится на исторических фактах. Это аллегория, которая будет понятна любому думающему и чувствующему зрителю. О войне рассказывают образами современного искусства.

Игорь Николаев
 •  омский художник

Игорь, Вы выбрали живопись или она Вас? Когда поняли, что хотите стать художником?

Рисовать я начал ещё в детстве, как и многие. Просто появилось желание не бросать, я продолжил. Делал иллюстрации к сказкам, рисовал каких-то богатырей, как и все мальчишки – войну. После школы учился в Тюменском институте искусств, стал художником декоративно-прикладного искусства. А сейчас, помимо занятия художеством, я преподаю историю искусств в ДШИ № 3.

В каком стиле Вы предпочитаете работать?

Многие мои работы выполнены в авторской технике. Основа напоминает печатную графику, работаю с живыми снимками. Если вкратце: переношу обычное фото на картон, затем работаю краской по бумаге, создаю нужный эффект, переходы, необычные цвета. Этот способ сложно охарактеризовать, я сам его придумал. Поскольку я – график, именно этот метод позволяет выразить то, что я хочу. Ещё работаю на стекле в этой технике. Некоторые свои работы я сам второй раз не повторю.

В одной картине можно совмещать несколько жанров и направлений. Я не делю своё искусство на портретное и пейзажное. Вообще современное искусство – это смещение границ. Важнее для меня выразить то, что я чувствую, хочу сказать. А как это будет технически исполнено, я считаю, не имеет значения.

Омский художник: "Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не политики"

На какие темы у Вас больше всего работ? Что вам ближе?

Я всегда увлечён какой-то темой, могу год-два над ней работать, жить ей. Обязательно стараюсь воплотить все идеи, высказать всё, что накопилось. Так как я родился в Ханты-Мансийском округе, первым проектом, который я воплотил, когда приехал в Омск, была выставка "Принцессы Сибирского ханства". Изображал этнические мотивы. Были целые серии работ, посвящённые культуре малых народов: хантов, манси. Хотел отразить часть истории края.

Создавал иллюстрации к выставке по Фёдору Достоевскому в Омском литературном музее, по Пушкину – в музее Просвещения. Может быть, у меня не так много жизненных впечатлений, переживаний. Поэтому я пытаюсь их черпать отовсюду, в том числе из литературы, истории. Мне удаётся там найти какие-то моменты, которые ещё не отражались в искусстве. Сложно объяснить, откуда я черпаю идеи, если я что-то вижу, сразу думаю, что могу привнести нового – своего.

Расскажите про свою последнюю выставку? Как родилось название "Наши"?

Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не с позиции идеологии или политики. Выставку посвятил 75-летию Победы. "Наши" – очень ёмкое слово – это и солдаты, воевавшие за нас, труженики тыла, помогавшие фронту, это и наши родные, ждавшие своих близких с фронта. Даже когда мы смотрим военные фильмы, мы переживаем за "наших".

Омский художник: "Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не политики"

В первом зале представлен диптих, на нём изображено золотое ржаное поле – это олицетворение нашей страны. В колосьях проступают тёмные фигуры солдат, чувствуется напряжение какое-то, чернота и ожидание. На другой картине – образ срезанного дерева – образ неизвестного солдата, который погиб. До сих пор ведь многих не нашли. Изначально я не собирался делать такую объёмную выставку, просто интересовался письмами русских и немецких солдат, историей войны, судьбами людей. На выставке в некоторых работах использованы настоящие довоенные фотографии, на лицах видно напряжение, люди понимали, что грядёт нечто страшное, это чувствуется во взгляде…

Омский художник: "Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не политики"

 

Омский художник: "Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не политики"

Вы показали войну глазами детей. Как родилась идея интегрировать детские рисунки в выставку? Что хотели сказать?

Рисунки были созданы детьми в концентрационном лагере Терезиенштадт. Там держали еврейских детей, родителей которых убили или отправили в концлагерь. Изобразительному искусству ребятишек в этом страшном месте обучала австрийская художница Фридл Дикер-Брандейс. Её, к слову, считают основоположницей арт-терапии. Она погибла, как и все эти дети, в 1944 году – в Освенциме. Это ещё одна страшная – детская сторона войны. Как ни странно, но сюжеты рисунков ребятишек очень положительные. Рисовали свой дом, ужин в кругу семьи, пытались отвлечься, уйти в мечты, в светлые образы… Но, конечно, просматриваются страх, боль. Например, красочная иллюстрация к сказке "Репка", но здесь появляются военные самолёты.

Вы пересмотрели много фотографий, лица детей накануне войны. Какие они были?

Они тоже как будто чувствовали приближение чего-то, напряжённые очень. Нет лёгкости и беззаботности как у обычных детей. Дети всегда более мечтательные и свободные, а здесь какая-то взрослость появляется.

Омский художник: "Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не политики"

 

Омский художник: "Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не политики"

Вы не только пишете полотна, но и создаёте инсталляции. Какие самые необычные материалы Вы используете?

Я работаю не только на плоскости, но люблю дополнять работы необычными материалами. Их выбор зависит от идеи. Например, чтобы создать иллюзию поломанной и искажённой человеческой жизни из-за войны, я использовал покорёженный металл. В одну из работ добавил ветку дикого репейника, это символизирует боль и раны, которые принесла война людям. Стараюсь добиться глубины и выразительности.

Два солдата – русский и немецкий, они на выставке у меня расположены параллельно. Хотел показать, что раны и поломанные жизни были и с той, и другой стороны.

Омский художник: "Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не политики"

Думаете ли о том, чтобы понравиться своему зрителю, когда работаете?

Во многих моих полотнах есть развлекательный момент. Человек ведь, приходя на выставку, хочет получить зрительное наслаждение. Однако через него я пытаюсь донести более глубокие мысли. Настоящий художник, когда работает, не должен стремиться понравится кому-то, не должен ждать за это материального вознаграждения. Это мешает, я считаю.

Омский художник: "Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не политики"

Что самое необычное было предметом Вашего искусства?

Как-то на интернет-сайте я искал вещи для дачи и увидел интересный котёл, на нём стояло клеймо Сталинградского металлургического завода. Я вспомнил Сталинградское сражение, котёл, когда немцы попали в окружение. У меня эта ассоциация родилась. Я захотел показать не просто рисунок битвы, а передать её через изображение этого котла. Так родился арт-объект.

Искусство – это всегда красиво?

Красота – понятие больше внешнее, это оболочка. Для меня искусство, это ещё и содержание. Соединение внешнего и внутреннего, в противном случае – произведение пустое. Рама может быть из золота или покрыта дорогим лаком, а сама картина быть пустой.

Кто повлиял на Ваше творчество в наибольшей степени? Можете перечислить любимых художников?

Я уже говорил, что каждый художник индивидуален, будет плохо, если я стану на кого-то похож, хочется оставаться самим собой. Но есть художники из русских классиков, которым я симпатизирую. Например, передвижники, модернисты, в том числе и наш с вами земляк – Михаил Врубель. В их работах есть какая-то мечтательность, образность. В нашей стране часто происходят различные катаклизмы. А искусство старалось отразить другую реальность, создать сказку.

Омский художник: "Я захотел рассказать про войну с точки зрения обычного человека, а не политики"

В эпоху какого искусства мы сейчас живём?

Я считаю, что искусство не коллективное творчество, нельзя его так оценивать. Каждый художник – индивидуальность, именно она ценится в искусстве. Это раньше, в античные времена, в эпоху Возрождения был мастер и все ученики должны быть на него похожи. Работать в тех же техниках и рамках. Современное искусство очень динамично, темы и технологии сменяют друг друга. Я очень мало знаю художников, которые бы долго работали вместе.

Есть какое-то устойчивое название современному течению в искусстве?

Сложно сказать, у нас всё искусство сейчас ориентировано на беспредметность. Люди уже пресыщены миром вещей. В супермаркете полки ломятся от товаров, дома открываешь холодильник – там много продуктов. Всё сейчас доступно. Художники стараются от этого уйти. С помощью абстрактного искусства можно выразить чувства, эмоции. Там есть свобода. Не каждый рисующий владеет ремеслом. А беспредметное искусство позволяет быть в нём каждому, выражать свои чувства. Сейчас ещё и время провокационного искусства.

Омское искусство. Как Вы его оцениваете? Насколько оно живо?

Да в Омске оно есть. Наши художники интересные, мыслят неординарно. Никита Поздняков, Дмитрий Вирже, Дамир Муратов. Они ведут активную творческую жизнь, не только в Омске, отражают то время, в котором живут. Я не пытаюсь себя куда-то интегрировать в современные художники или в традиционалисты. Хотя художники будут по-разному воспринимать моё творчество. Нет выхода энергии, я пытаюсь освободиться, Очень важно человеку высказаться, а искусство – это же тоже язык общения, который помогает это сделать: объяснить переработать, переосмыслить.

Видеоэкскурсию по выставке "Наши" в рамках онлайн-проекта #СмотриДома вы сможете посмотреть по ссылке. 

Фото: Игорь Николаев, музей "Искусство Омска"

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует куки. Вы можете отказаться, если хотите. ПринятьЧитать далее

Политика конфиденциальности и куки