Александр Якин: «Только в Омске я понял смысл «Идиота»
Кто-то помнит его как Рому Букина из сериала "Счастливы вместе", для многих он ассоциируется с героем сериала "Восьмидесятые", а сегодня его знают по ролям в различных театральных постановках. "Омск Здесь" встретился с актёром Александром Якиным во время фестиваля "Золотая маска" в Омске.
Александр Якин
• российский актёр театра и кино
1 мая в Омске открылся фестиваль "Золотая Маска". В этот день с аншлагом выступил московский Театр наций с постановкой "Идиот" по роману Фёдора Достоевского. Особенно впечатлила омских зрителей чёрная клоунада в исполнении Ингеборги Дапкунайте в роли князя Мышкина и Александра Якина, который исполнил роль Рогожина. О необычной работе в спектакле, любимых режиссёрах и о том, как роль Ромы Букина мешает его карьере, артист рассказал корреспонденту "Омск Здесь".
Александр, в театральной постановке "Идиот" Вы сыграли Рогожина. Как думаете, у Вас есть общие черты с этим персонажем?
Наверное, внешне похож (улыбается). В роль особо не вживался. Мы просто репетировали, пробовали разные варианты. Это ведь не классический спектакль, а "клоунада нуар" — такой жанр придумал режиссёр Максим Диденко. В основном это всё внешнее: физическая подготовка — шли от пластики, потом уже работа над внутренним — эмоциями, переживаниями.
А когда впервые прочитали сам роман "Идиот"?
Первый раз познакомился с ним в институте лет восемь назад, а в 2015 году стали ставить спектакль, и снова перечитал его. Как я и сказал, подготовка к роли была больше физическая. Перед каждой репетицией занимались йогой, растягивались. Максим нас тянул, давал какие-то физические упражнения. В спектакле мы ничего не говорим, есть песни и пару монологов. Всё делается телом, и поэтому готовили в основном тело Рогожина (улыбается).
Когда зритель смотрит спектакль в театре, он в большинстве случаев открывает для себя что-то новое, а с Вами происходило такое во время подготовки к спектаклю "Идиот"?
Да, при подготовке к спектаклю я посмотрел на роман "Идиот" с другой стороны. Во время учёбы его нужно было просто прочитать, чтобы сдать экзамен, а при подготовке к спектаклю я обратился к роману уже более детально. На мой взгляд, даже если читаешь Достоевского в 20-й раз, будь то "Идиот" или другое произведение, всегда открываешь для себя что-то новое. Это автор с глубоким смыслом, и в его произведениях много моментов, которые ты сразу можешь не увидеть и не понять. А когда ты начинаешь играть спектакли по его романам на сцене, то углубляешься ещё больше.
В спектакле у Вас самая большая роль и самая большая физическая нагрузка. Почему Ваш Рогожин на протяжении всего спектакля на полусогнутых ногах и колени врозь?
Это для создания объёма. Я сам маленький, и надо было заполнить пространство собой. Есть что-то в этом медвежье: кривые ноги, сутулая спина и надетая шуба даёт такую шаткость-валкость. Такой образ, что я не я. Вторую роль в этом спектакле играет Евгений Ткачук. Он немного по-другому делает, потому что он и сам крупнее и больше.
Помните свой первый выход на сцену в качестве театрального артиста? Вроде это был 2012 год — спектакль "Триумф любви".
Да, это спектакль Театра наций, который поставил очень хороший режиссёр Галин Стоев. Мы отыграли недолго, может быть, полтора сезона. Мне было очень интересно с ним поработать. Я вспоминаю какие-то ощущения и не могу сказать, что мне было страшно тогда выходить на большую сцену. Всё-таки я учился четыре года в институте, и мы выходили играть, в том числе дипломные спектакли.
Поэтому такого страха перед большой ролью у меня не было, но вот интерес к режиссёру и впечатления от работы с ним я помню очень хорошо. У Галина Стоева много придумок, режиссёрских находок. Он, насколько я помню, болгарин, и не очень хорошо говорил по-русски, и это было так забавно и интересно.
А чем он Вас так зацепил как режиссёр?
Я точно могу сказать, что он уникален как режиссёр, но чем именно, не могу сказать. Просто он другой. Наши русские режиссёры они одни такие, что называется, нараспашку, давайте сделаем так или так, это поставим сюда, а это сюда, а тут давайте сделаем так. Галин же каким-то образом аккуратненько к этому подводит, даже не наводящими вопросами, а просто направляет: "Встань здесь", "Смотри на неё", "Внимательно изучай". И в какой-то момент ты понимаешь, что дальше он тебя заводит, как машину, а ты уже дальше сам едешь. У него такая методика работы.
Хотя несколько лет назад в Театре наций мы ставили "Грозу" с Евгением Марчелли, и у него был похожий стиль работы. Такой же лайтовый и спокойной. У меня никогда не было таких репетиций, когда вы просто сидите с режиссёром всей командой, шутите и смеётесь, а потом из этого всего сцены получаются. У меня никогда такого не было. И даже если бы спектакль не получился, это было бы не так обидно, потому что это прекрасно проведённые два месяца с прекрасными людьми и хорошим режиссёром. Обычно у нас за две недели до спектакля начинается треш: ничего не успеваем, обстановка в коллективе становится напряжённая. А тут всё плавно переходит в готовый материал. Я рад, что мне посчастливилось работать с такими режиссёрами.
Для Вас существуют какие-то границы дозволенного на сцене? От какой роли точно откажетесь?
Границы дозволенного существуют независимо от роли. Я стараюсь доверять режиссёрам, потому что я не считаю себя ещё настолько опытным и крутым актёром, который может трезво оценить на этапе репетиций, будет это хорошо или плохо, пошло или нет. Никогда не было такого, чтобы режиссёр говорил что-то делать, а я: мол, нет, это пошло для меня и неприемлемо. Даже если это когда-то и было на этапе прогонов, то режиссёр сам это понимал и предлагал убрать это.
Если вернуться в начало Вашей карьеры. Первая роль в кино?
Главная роль в кино — фильм "Парниковый эффект", в котором я играл с Еленой Поляковой. До этого эпизоды только. Самая первая роль — фильм "Повелитель луж". Это сказка, в которой у меня была эпизодическая роль одного из докторов, эта роль даже без слов была.
Согласны ли Вы с тем, что для актёра обычно первый опыт во многом определяет дальнейший путь в карьере? Как было в Вашем случае?
Да, согласен. Если говорить о моей роли в сериале "Счастливы вместе", то конечно, определяет. Да, но это и хорошо, и не очень хорошо одновременно. Потому что до сих пор у многих я ассоциируюсь с тем персонажем.
И даже популярный проект "Восьмидесятые" не изменил этой ситуации?
Изменил чуть-чуть. Мы сняли более 300 серий "Счастливы вместе", а в то время выходило не так много ситкомов, и наш был очень популярным. Поэтому у многих я до сих пор ассоциируюсь с Ромой Букиным и, когда я прихожу на кастинг, да даже если и не прихожу, меня спрашивают об этой роли, отказывают. Грубо говоря, пока не хотят видеть "смешного Ромку Букина". Но всё равно со временем ситуация изменяется в лучшую сторону.
Над какими проектами сейчас работаете?
Сейчас закончились съёмки проекта "Короче" — адаптация французского проекта Bref. Небольшие скетчкомы хронометражем по две минуты. Из последнего это самый большой проект. Были также небольшие роли, занимающие по два-три дня.
А в полнометражном фильме хотели бы сняться?
Да, хотел бы. Но опять же, сейчас всё поменялось, и неизвестно, что лучше — большое кино или хороший сериал. Есть четырёхсерийные фильмы, которые сняты гораздо круче, чем большое кино. Взять ту же "Игру престолов" (смеётся). Я хотел бы сыграть просто хорошую роль, а какую именно, не могу сказать. Не могу сказать, что это роль Гамлета или Офелии (смеётся). Просто хочется поработать с интересным режиссёром в интересном проекте и сыграть большую добротную роль. Не важно, полный метр это или студенческая короткометражка.
Сейчас выйдет кино про Льва Яшина, по-моему, "Вратарь мечты". Очень долго его делали, снимали. Я ходил на пробы. Мы играли в футбол (а я немного играю в футбол), тренировались. Но что-то не срослось, потому что закончились более-менее значимые роли. Так что пока каких-то проектов, где используются какие-то мои физические данные, нет. Не видят режиссёры. Может быть, сейчас как услышат — и посыплются предложения.
Вас родители отдали в театральную студию или всё-таки это Ваш выбор?
Родители. Я из села Троицкое Чеховского района, и там нет никаких развлечений. У нас была секция футбола, на который я ходил, и занятия по хореографии. В 6 или 7 лет меня отдали на хореографию, где я был единственным мальчиком. Мне очень нравилось заниматься, но потом педагог уехал и секцию упразднили. Появилось свободное время, и чтобы я не шатался по улицам, родители отдали меня в тот же сельский клуб, но в театральную студию. Мне не очень этого хотелось, и первое время я хотел уйти. Но родители понимали, что если у меня появится свободное время, я могу свернуть не в ту сторону. Потому что мне всё было интересно, я был очень любознательный и всё бы попробовал (улыбается).
Театральная студия заняла всё моё время, а потом уже, когда стало получаться, появились какие-то съёмки. В 12 лет я понял, что мне интересно быть артистом. Я снимался в "Счастливы вместе", когда учился в последних классах школы, и очень много пропустил. Я понимал, что никуда не поступлю, кроме театрального вуза. Уверенности, что в театральный институт поступлю, тоже не было (смеется). Но поступил.
Успели прогуляться по городу? Как Вам омский зритель?
Омский зритель — отличный. У спектакля такой необычный жанр. Когда мы его выпустили в Театре наций, на малой сцене он тогда шёл, многие люди не понимали его, недоумевали: "Что вы нам показываете?". Люди увидели, что это "Идиот", Ингеборга Дапкунайте, Театр наций, и пошли, а синопсис не прочитали. Поэтому мы боялись, что здесь также будет. Но здесь очень подготовленный зритель. Очень приятно было, когда на пресс-конференции люди говорили не просто: мне понравилось или мне не понравилось, а говорили какие-то такие вещи, что я сам понял что-то новое про Рогожина, понял, почему он так привязан к Мышкину. Я думал, что это потому, что Мышкин — светлый человек, и Рогожин это чувствует, Мышкин от него ничего не хочет, и это всегда подкупает.
А, когда на встрече после спектакля в Омске нам сказали, что Мышкин всех любит, я понял, почему Рогожин его не убивает, почему он к нему привязан, потому что это единственный человек, который любит Рогожина. Потому что Рогожина по факту никто не любит.
Это очень приятно, что я понял для себя это в Омске на конференции. Обычно конференции — это скучные мероприятия, но в Омске было действительно здорово. И город я посмотрел, но было очень холодно, а я не по погоде оделся. Пытался по набережной прогуляться и замёрз.
Фото: Ира Поярная