Илья Киргинцев о смене главного режиссёра, омоложении репертуара и амбициях Музыкального театра
Илья Киргинцев рассказал, что успел сделать за месяц в новой должности, как планирует скорректировать работу коллектива и чем привлечь в театр новую аудиторию.
Сайт "Омск Здесь" запускает новый подкаст "Лица нашей культуры" в преддверии 2026 года, в течение которого наш город будет носить статус Культурной столицы страны.
Гостем одного из первых выпусков стал Илья Киргинцев. С 17 июля он руководит Омским государственным Музыкальным театром. До этого — с 2020 года возглавлял "Пятый театр". От поступившего предложения сменить работу, по словам Киргинцева, было бессмысленно отказываться. В "Пятом" остались планы постановок на ближайшие два года и хорошие впечатления от работы и команды. Руководитель признаётся, что в Музыкальном театре всё больше — и коллектив, и сложность задач, стоящих перед руководством театра. В числе проблем — хроническое недофинансирование и вопрос обновления и омоложения репертуара. Видеоподкаст уже доступен в сети, а мы приводим ключевые фрагменты беседы.
Об уходе из "Пятого театра"
— Планы [в "Пятом театре"] были грандиозные, но судьба повернулась в такую сторону, что мне пришлось сменить место работы и прийти в Музыкальный театр. Да, это было сложно. Я оставил там часть души и уходил не оглядываясь, потому что было тяжело и больно. Никаких рычагов влияния я там не сохранил, это невозможно, там новый директор, и я не буду никаким образом вмешиваться и пытаться влиять — это бессмысленно. За пять лет в "Пятом театре" получилось выстроить актуальный и интересный для зрителя репертуар. В несколько раз выросли доходы, увеличилось количество премьерных постановок. Многое удалось сделать с материально-технической частью — поменять, заменить, отремонтировать. Но, конечно, удалось не всё.
О кадровых перестановках в Музыкальном театре
— Какие-то точечные кадровые изменения возможны, но только в смысле усиления команды. Слом команды — бессмысленная история. Театральная сфера достаточно узкая, в провинции мало специалистов, тем более с опытом, подготовкой, компетенциями. Их можно только потерять, а найти очень сложно.
Я, как зритель, видел единицы спектаклей Музыкального театра и полного экспертного мнения о репертуаре составить ещё не могу. Мне для этого нужен будет специалист, который работает в этом жанре. Скорее всего, будет новый главный режиссёр. Это только кажется, что [театр] — это что-то эфемерное, лёгкое и порхающее. Но по большому счёту это завод, где всё чётко делится по секторам: есть сектор производства и проката спектаклей, есть сервисный сектор, который поддерживает экономическую и материальную часть театра, есть сектор продвижения и продаж, который добывает для театра деньги.
О смене репертуара и привлечении нового (более молодого) зрителя
— Нужны новые постановки, интересные, со здоровым хайпом, хорошим качеством и, конечно, хорошим позиционированием в городе и области. Мало того, чтобы сделать что-то хорошее. Нужно ещё и всем об этом рассказать.
Любой зритель важен для театра. И возрастной зритель, который приходит в Музыкальный театр, — это воспитанный зритель, который разбирается в опере, балете, оперетте. Но нужен и другой зритель. Сегодня это дети, подростки, студенты, а послезавтра они уже взрослые, которые приводят в театр, свою девушку, потом жену, детей. Эта цепочка не должна ни в коем случае прерываться, и тогда театр будет жить. Для этого есть прекрасный инструмент — "Пушкинская карта". Она реально помогает улучшать состояние тем театрам, которые могут привлечь молодёжь. Создавать репертуар для держателей "Пушкинской карты" — это отдельное умение, навык, и им нужно владеть в совершенстве. Чем мы и планируем заняться.
Директору полезно потолкаться в гардеробе после спектакля, чтобы услышать первую реакцию. Это самое ценное: люди выходят и сразу начинают обмениваться мнениями, нравится им или нет. Нахождение зрителя в театре, которым ты руководишь, тебя должно интересовать прежде всего, — с того момента, как он заходит, как реагирует на гардероб, буфет, туалет, как обслуживающий персонал его встречает. Если ты выключен из этого процесса, ты не понимаешь, как работает твой театр.
О возможностях театра зарабатывать
— [Материально-техническая] база для производства хороших спектаклей есть. Дальше нужно работать и зарабатывать. В театре главный движок заработка — это хороший спектакль. Не надо брезговать [приглашением сторонних артистов]. У музыкальных театров есть такая практика, когда с артистом заключают контракт на один-два спектакля. Зритель видит новое лицо, а если у этого лица есть ещё и приличное имя в искусстве, то, естественно, это повышает интерес вдвойне.
О привлечении бизнеса к финансированию театров
— Госучреждениям достаточно сложно разговаривать с бизнесом. Потому что его первая реакция такова: у вас же есть бюджет, зачем тогда вы к нам ходите? Есть люди, очень заинтересованные в каких-либо видах искусства, они могут меценатствовать на каких-то личных отношениях или входить в попечительский совет. Думаю, мы будем создавать попечительский совет. Не буду забегать вперёд, но это будут достаточно интересные личности, не только омского масштаба, но и федерального.
Об идеальном будущем Музыкального театра
— Я хочу видеть его финансово успешным, с полным зрительным залом. Я хочу видеть актёров, которые выходят на поклон и их распирает от гордости за театр и за себя, когда они понимают, что сделали классное большое дело. Этот театр должен блестеть, цвести и поражать всех своей красотой.
Посмотреть подкаст можно здесь.
А если вы предпочитаете аудиоформат, то слушайте первый выпуск подкаста "Лица нашей культуры" ниже.
Фото: Илья Петров