Десять лет со дня трагедии в Светлом. Почему это произошло? Кто виноват? И наказали ли в итоге виновных?
Десять лет назад на всю Россию прогремела страшная трагедия в посёлке Светлом. В считаные секунды здесь сложилось здание казармы 242-го учебного центра ВДВ. В казарме находилось свыше 300 человек — 24 из них погибли, ещё более 20 получили травмы различной степени тяжести. Om1 Омск детально вспоминает, что произошло в тот день и наказали ли причастных к катастрофе.
Воскресенье, 12 июля 2015 года, посёлок Светлый — до него примерно полчаса на машине из центра Омска. Несколько дней назад в 242-й учебный центр ВДВ прибыли срочники со всей страны — часть из них приняла присягу в субботу, остальным же она предстояла в понедельник.
Отбой объявлен ровно в десять вечера. Через 41 минуту часть здания казармы 3-го учебного парашютно-десантного батальона, по словам очевидцев, «сложилась, как карточный домик». В считаные часы информация об обрушении поступила на ленты информагентств. В здании находились 337 человек — большинству из них удалось выбраться самостоятельно, но под обрушенной секцией остались более 30 срочников 7-й, 8-й и 9-й рот. Их начали эвакуировать с трёх часов ночи — списки погибших пополнялись ежечасно.
Завалы разобрали уже к обеду. Данные неутешительны: под завалами нашли мёртвыми 23 человека, а через три дня список погибших пополнился 24-й фамилией — 18-летний Валерий Лебедев из Челябинска, не приходя в сознание, скончался в Городской клинической больнице Омска.
Изображение взято из соцсетей
Здание 1975 года постройки за три года до трагедии было признано аварийным. В 2013 году его реконструировали, но, как выяснилось, с серьёзными нарушениями — версия о некачественных работах сразу стала основной. Сообщалось даже, что здание не сдали в эксплуатацию.
В августе 2015 года Следственный комитет назвал причину трагедии: во время капитального ремонта вместо деревянного пола был уложен бетонный — строение просто не выдержало его веса. Аналогичная история, как выяснило следствие, могла развернуться и с пятью другими казармами в учебном центре.
«Из-за многочисленных нарушений требований безопасности со стороны заказчика, генподрядчика и субподрядчиков была существенно увеличена нагрузка на строительные конструкции и уменьшена несущая способность простенков первого этажа», — значительно позднее сообщил Следком.
Работами занималась нижегородская фирма «РемЭксСтрой». За ремонт восьми строений — четырёх казарм и четырёх административно-хозяйственных зданий она получила 460 млн рублей. Директора «РемЭксСтроя» Александра Дорофеева задержали прямо на допросе, среди подозреваемых оказался и начальник учебного центра в Светлом, полковник Олег Пономарёв. Что любопытно, Пономарёва в обществе активно защищали, а на митинг в его поддержку собралось около тысячи омичей.
Хотя свою вину полковник признавал:
«Я себя отношу к соучастникам произошедшего, прошу мою вину доказать. Я через своего адвоката обращался с просьбой отсрочить задержание на сутки, чтобы попрощаться с погибшими солдатами и извиниться перед родителями. (…) Я глубоко скорблю обо всех погибших бойцах, молюсь о здоровье раненых.
Прошу рассмотреть мой вопрос о нахождении на территории гарнизона под подпиской о невыезде. (…) Я не собираюсь скрываться, мне дорога честь моего учебного центра, моих войск, поэтому я здесь в форме и погонах».
Расследование дела об обрушившейся казарме продолжалось пять лет, ещё два года занял судебный процесс. На скамье подсудимых оказались 11 человек, среди них — и командование части, и представители «РемЭксСтроя», и Спецстроя России. Им предъявили целый набор статей.
Наибольшее наказание досталось директору «РемЭксСтроя» Александру Дорофееву — он получил 8 лет колонии общего режима и штраф в 300 тысяч рублей. Бывший начальник Строительно-монтажного управления № 916 Игорь Титарев получил 8 лет колонии общего режима и 200 тысяч рублей штрафа. Олег Пономарёв также был наказан, но из-за срока давности его освободили от ответственности. А вот руководитель проекта «РемЭксСтроя» Дмитрий Баязов получил 7 лет колонии общего режима и штраф в 250 тысяч рублей.
Для многих из пострадавших в той трагедии жизнь разделилась на до и после. Самая известная из судеб тех парней — история Рустама Набиева, срочника из Башкирии. После трагедии ему ампутировали ноги, однако он не пал духом, а начал новую жизнь: вступил в команду по следж-хоккею и даже мечтал принять участие в Паралимпиаде, стал альпинистом и дважды покорил Эльбрус, прыгал с парашютом, но главное — женился и совсем недавно в третий раз стал отцом.
Скриншот видео из личных соцсетей Руслана Набиева
На своей странице в запрещённой соцсети Набиев имеет свыше двух миллионов подписчиков. Он до сих пор попадает в сводки новостей, рассказывая о проблемах с доступной средой — кстати, за такую честность его выгнали из следж-хоккейной команды. О себе пишет — «не выживший, а вставший без ног».