Из заброшенного корпуса метро с «Дерзкими граффити» вывезут всё лишнее
В Омске проведут работы на одном из объектов недостроенного метрополитена.
Заброшка, планировавшаяся как инженерный корпус, находится рядом с метромостом и новым зданием ОмГУ. Бетонные стены без дверей и крыши давно стали арт-площадкой. В 2020 году их расписали художники из Омска и Москвы и провели андеграундную выставку "Дерзких граффити". В 2021-м про площадку вспомнили уже официально и решили огородить, но поклонников уличного искусства это не то чтобы остановило.
— Хочется провести параллель с проектом "М". Это круто, что люди смогли превратить такую больную тему для омичей, как метро, в искусство. И в любом случае разрисованные руины нравятся намного больше, чем просто голые стены. Люди дают вторую жизнь стенам, создают что-то новое и красивое на основе старого и разрушенного, — делилась фотограф и автор проекта "Омские подворотни" Вероника Федорашко.
Накануне начался поиск подрядчика для похожих работ. Нужно провести планировку земельного участка, срезать стихийную растительность, заменить ограждение, обустроить ворота, вывезти и утилизировать строительный мусор и железобетон. Максимальная цена контракта — 670,3 тысячи рублей. Итоги аукциона подведут в конце августа. На приведение территории в порядок дали месяц. Примерно в это же время на участке, расположенном неподалёку, откроется новая баскетбольная площадка.
Согласно актуальной версии приказа "О резервировании земель <…> в целях размещения 1 и 2 линий Омского метрополитена", участок ещё числится в перечне и, по данным кадастра, предназначен "для общественно-деловых целей под строительство инженерного корпуса метрополитена".
Несостоявшийся объект подземки мог стать заменой стены на Масленникова, считавшейся неофициальным местом выражения граффитистов, атмосферным музеем под открытым небом, который будет видно и с моста. Художники отмечали, что городу не хватает подобного.
— Требуется альтернатива и желательно недалеко от центрального района. Большим плюсом именно этой площадки [на Масленникова] было её расположение и просматриваемость. Наверняка многие жители нашего города любили рассматривать рисунки, пока стояли на светофоре, в пробке или проходили мимо. Было бы не лишним иметь по подобной площадке в каждом округе города, что стало бы местом притяжения молодёжи, — отмечал в разговоре с "Омск Здесь" дизайнер, художник и автор знаменитой работы "Сода пищевая. То, что было до тебя. И что останется после" Константин WEDGE.
Стену граффити демонтировали в прошлом году, так как на участке, который она ограждала много лет, началось строительство жилого комплекса. Даже автор проекта застройки отмечал её значимость.
— Такое искусство появляется органично: в том месте, где чего-то нет. Оно компенсирует вот эту пустоту, культурную пустоту в том числе. Если здесь уже появилось здание, то странно сохранять эту стену, не возникает между ними диалог. Либо надо делать музей стрит-арта и сохранять эту стену как действительно объект культуры прекрасных граффити, либо думать про новые площадки. Недалеко тоже есть заброшенные стройки. Вообще, для города хорошо, когда есть много новых тем, связанных с культурной идентичностью. В Омске чуть-чуть кажется, что этого не хватает, — комментировал в подкасте "Зерно архитектуры" соучредитель и глава "Архитектурной группы ДНК" из Москвы Константин Ходнев.
С другой стороны, в этом году в Омске решили обратить большее внимание на стрит-арт: в рамках фестиваля "Омск, ты просто космос!" художники, прилетающие из разных стран и городов, приступили к росписи Нефтяников. Какие есть нюансы легализации уличного искусства, рассказали организаторы и участники арт-лабораторий "Выход в город".
1 / 18 • В заброшке у метромоста рассматриваем граффити. Фото: Илья Петров. 2020 год
Фото: Илья Петров