«Каждый имеет право на личный идиотизм». Обсуждаем разрисованную заброшку в центре города
"Омск Здесь" вновь открывает город со стороны ярких закоулков и знакомит омичей с уличным искусством.
Мы продолжаем путешествовать по Омску в поисках ярких граффити. В нашем городе творческий след оставляли многие авторы, и большинство этих работ заслуживает отдельного внимания. В проекте "Уличное искусство" мы знакомим читателей с творчеством граффитистов, а в этой интересной работе нам помогают сами омичи. Героями нашей рубрики становятся жители города, самостоятельно выбирающие объект, о котором им хотелось бы рассказать другим.
На сей раз героем нашей рубрики стала охотница за уникальными кадрами. Вероника Федорашко — фотограф, но в объектив её фотоаппарата попадают не городские красоты, а подворотни, заброшенные здания и поржавевшие фрагменты омских мостов. 17-летняя школьница увлекается уличной фотографией и романтизирует "потёртую" действительность. Свои снимки девушка периодически выкладывает в паблик "Омские подворотни", автором и создателем которого она является.
Вероника решила поделиться с нами своими впечатлениями о граффити, которые разместились на стенах недостроенного здания диспетчерской службы несуществующего омского метро. Объект располагается недалеко от недостроенного корпуса ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Рядом с локацией возвышается метромост, как напоминание о глобальных планах и недосбывшихся мечтах.
Мрачные и безликие стены в 2020 году расписывали художники из Омска и Москвы: Сомец, Вита, 19135, Асим Залесов и творческая команда "Крепкий палец". По словам ребят, они искали локацию, где могли бы порисовать, не согласовывая свои действия и желания с администрацией. После творческих работ на "руинах" прошла выставка "Дерзкие граффити", по подсчётам художников её посетили 40 человек.
— "Каждый имеет право на личный идиотизм". Эта фраза точно описывает данное место, где ты можешь делать всё что угодно, и тебя никто не осудит, — отметила Вероника Федорашко.
По словам Вероники, эта заброшка сначала была для неё загадкой. Она знала о её существовании и примерном местоположении, однако объект оставался недоступным для изучения из-за высокого забора. Окунуться в мир искусства на руинах девушке помог её отец. Они обследовали территорию вместе и были приятно удивлены тому, сколько разножанровых граффити скрывалось на огороженной территории.
— Только спустя время я узнала, что это заброшенная диспетчерская метро. Из-за этого хочется провести параллель с проектом "М". Это круто, что люди смогли превратить такую больную тему для омичей, как метро, в искусство. И в любом случае такие разрисованные руины мне нравятся намного больше, чем просто голые стены. Я считаю: "вандализм" в данном случае очень даже уместен. Люди дают вторую жизнь стенам, создают что-то новое и красивое на основе старого и разрушенного. Везде есть место творчеству, — поделилась героиня проекта.
В общей сложности на работу у граффитистов ушёл месяц. Конкретной концепции у выставки нет, но сами художники это объясняют тем, что все произведения объединяет только их местоположение. Омские журналисты в своих материалах о выставке назвали эти граффити странными.
— Это мнение субъективное, каждый человек воспринимает и интерпретирует искусство по-разному. Что для одного может быть странным, для другого может быть уникальным и привлекательным. Также не всегда обязательно искать смысл, автор мог просто рисовать то, что чувствовал. Есть неприличные рисунки, есть забавные, а есть яркие и красочные. Мне лично нравится этот контраст и разнообразие, — пояснила Вероника.
1 / 18 • Фото: Илья Петров
Заброшенные здания всегда манили уличных художников. На фасадах оставленных домов часто можно увидеть "уличные" произведения, которые подчёркивают их запущенность. При этом стрит-фотографы уверяют, что именно в таких местах можно отыскать самые лучшие работы райтеров.
— Многие начинающие райтеры приходят в такие места, чтобы отточить мастерство, либо высказаться. Художники могут там спокойно рисовать, и никто их не прогонит. Думаю, что было бы классно, если бы в нашем городе было похожее, но легальное место для развития уличного творчества. Пожалуй, на данный момент в Омске за подобную локацию можно считать заборы на улице Масленникова. Но, это условная легальность, — поразмышляла автор паблика "Омские подворотни".
Из-за своей любви к опустевшим помещениям и потрёпанным жизнью объектам Вероника уверена, что в закоулках и тенистых дворах можно найти куда больше, чем во время прогулки по центру города. В своём интервью для нашего сайта, школьница признавалась, что в пределах туристических маршрутов нет ничего особенного, но подворотни имеют собственную эстетику, в которой девушка видит душу и историю. К сожалению, именно этот недострой сейчас огорожен забором, а за порядком следят добросовестные охранники, поэтому оценить творческое пространство можно, посмотрев фотографии, либо на свой страх и риск пробравшись на территорию.
— Даже на этой заброшке я умудрилась найти подворотню. Есть такая комнатка, в которую ещё надо умудриться залезть. Летом там всё красиво цветёт на фоне серых стен, расписанных тем же серым цветом. Мне нравится этот сдержанный уголок, в котором можно спрятаться от других "шумных" граффити, — подытожила Вероника Федорашко.
Хочется верить, что в нашем городе уличное искусство находится на начальном этапе своего развития, и со временем с помощью граффитистов сам Омск превратится в одну миллионную "достопримечательность". А мы дальше отправляемся на поиски красочных и потрясающих произведений, которые вдохновляют наших читателей, заставляют думать, чувствовать и рефлексировать на тему городской среды.
Вы тоже можете рассказать о вашем любимом объекте и стать следующим героем нашей рубрики, для этого всего лишь нужно написать нам в социальных сетях. В прошлый раз мы беседовали с руководителем направления по работе с сообществами торгово-развлекательного центра "Мега" в Омске Анастасией Гончаровой. Девушка помогла нам "вернуться" в ковидное время и вспомнить процесс создания мурала на здании торгового центра.
Фото: Илья Петров, Вероника Федорашко