Бабушкины вышивки и низшие растения под микроскопом: что вдохновляет молодого омского дизайнера
Александр Подгорный учится на четвёртом курсе ОмГТУ конструированию изделий лёгкой промышленности, но мыслит широко и в будущем мечтает открыть собственное производство одежды. В этом году он представил свою первую коллекцию "Симбиоз", в которой выразил заботу об экологии, и уже начал разрабатывать следующий модный проект, обратившись за вдохновением к своим корням. Мы поговорили с Александром о том, чем студенты-конструкторы одежды отличаются от дизайнеров, сложно ли воплотить в жизнь то, что на эскизе, и как создаются новые формы в привычных изделиях.
Александр Подгорный
• начинающий дизайнер
— Расскажи, как в твоей жизни появился дизайн?
— Я с детства всё время рисовал людей в разных костюмах, постоянно придумывал одежду. В десятом классе выбирал, куда поступать — либо в медицинский (потому что мне ещё нравились химия и биология), либо на дизайн. Но когда я увидел направление "Дизайн костюма", решил, что никакого медицинского не будет, а будет то, что я люблю больше всего. Но на дизайн костюма у меня не получилось поступить, и я пошёл на конструирование изделий лёгкой промышленности. Это смежное между дизайном и конструированием дело, и я совсем не расстроился, что этим занялся. Я даже, может быть, в небольшом плюсе, что знаю технологию пошива и конструирования одежды. Нас учат тому, чтобы мы, посмотрев на вещь в эскизе, понимали, что где расположено, где сделать членение, где вытачку перенести, какую форму должен иметь рукав, какой должен быть плечевой срез. А в дизайне, когда ты не знаешь технической составляющей, ты не думаешь, где располагается это плечо, ты просто вырезал его и всё. Так и придумывается новая форма.
— Знание технической стороны мешает тебе творить?
— Частично мешает. Прежде чем отшивать коллекцию, начинаешь сразу отстраивать лекала. И сразу прекрасно понимаешь, что из вещей просто может не сесть. То есть хочешь получить определённую форму, но из-за того, что по определённым расчётам это не пройдёт, ты эту форму не получишь. И тогда уже начинаешь задумываться, как обхитрить законы конструирования, чтобы получить что-то своё.
— На твоей кафедре многие так же, как ты, хотят быть дизайнерами?
— На конструирование изделий лёгкой промышленности поступает, к сожалению больше ребят, которые не смогли поступить на дизайн. Очень мало, кто действительно заинтересован в этой профессии, хотя профессия отличная и сейчас очень необходимая в связи со сложившимися обстоятельствами. Возможно, если появятся новые направления на кафедре, её популярность вырастет, и ребята будут заинтересованы поступать именно сюда.
— В каком стиле ты творишь?
— На конкурсе "Сделано!" я начал охарактеризовывать себя как дизайнера, мне необходимо было понять, что несёт моё творчество. Я думаю, мой стиль — это комфорт и экологичность. Об экологии я начал задумываться ещё с первого курса. Когда мы занимались апсайклингом по одной из дисциплин, нам нужно было адаптировать вещь 60-80-х годов для современного человека. И я тогда понял, что в этом действительно есть очень даже большой смысл — не нужно использовать огромное количество тканей, не нужно использовать что-то новое, а использовать то, что у нас уже есть. На втором курсе я решил попробовать свои силы и создал образ из переработанных материалов для конкурса Green Friday Design Challenge, в котором стал финалистом. Апсайклинг стал направлением, в котором я начал работать. Поэтому могу сказать, что я двигаюсь в стиле экомоды.
— Ты сказал, экологичность и комфорт. Можно ли пожертвовать комфортом ради красоты?
— Большинство людей так и делают. Например, надевают что-нибудь из материала, в котором сильно потеешь. Это не комфортно, но это красиво. Вечерние платья и костюмы — большой тому показатель. Они стесняют движения, где-то в них сложно двигаться. Поэтому да, люди жертвуют комфортом для красоты.
— Как человек, который конструирует вещи, скажи, любую ли вещь сегодня можно сделать экологичной?
— Нижнее белье ни в коем случае нельзя сделать экологичным, потому что его не перерабатывают, также носки, какие-то такие моменты. На самом деле, я даже не задумывался над тем, можно ли всё сделать из переработки. Думаю, что если постараться, конечно, с применением новых материалов всё равно, но можно сделать образ полностью экологичный. Например, в моей коллекции "Симбиоз" мне нужно было сделать у болеро рукава интересного цвета и фактуры, и я использовал новый материал — фатин, а всё остальное в этом образе полностью из переработанных материалов.
— Насколько сложно студенту воплотить в своей коллекции всё то, что задумываешь изначально?
— В Омске достаточно ограниченный выбор материалов. Когда я создавал коллекцию "Симбиоз", мне предоставили остатки материалов с производства, но их количество тоже было ограничено. В "Симбиозе" получилось не совсем то, что изначально хотелось, по цветам особенно, но адаптировался я достаточно быстро. Как только я увидел материалы и цвета, которые могу использовать, понял, где надо менять немного крой, где полностью цветовое решение, потому что трикотаж обладает различными специфическими свойствами, например разной степенью растяжимости. Где-то приходится прокладывать клеевую, чтобы материал не сильно тянулся, где-то наоборот, нужно его подрастянуть, пропарить. Исходя из всего этого, появляются изменения в эскизном проекте.
— Откуда ты черпаешь вдохновение?
— Мне очень нравится лазить в "Пинтересте". Там очень много людей, которые делают прикольные вещи, ты смотришь и сразу начинаешь вдохновляться. Как вообще родилась моя коллекция "Симбиоз" — просто были найдены картинки плесени под микроскопом, и всё, сразу пошли ассоциации с определёнными цветами, текстурами. Очень часто дизайнеры выкладывают свои интересные работы, где совмещают различные стили — этим тоже вдохновляешься, понимаешь, что сейчас носят люди, развиваешь насмотренность. Ещё меня очень сильно вдохновляет музыка. Например, на платье зелёного цвета вдохновила одна из песен, которая отсылает меня в 20-е года. А музыка Ланы Дель Рель частично вдохновила на создание образов в духе Голливуда 50-х годов. На показе "Русского силуэта" я использовал её песню Doin' Time. Мне показалось, что она идеально впишется, и модели под неё могут пройтись кокетливо, чуть оголив ногу, чтобы это не было пошло, а сексуально. Музыка с визуалом сошлись, и получилось круто.
— Кто тебе нравится из дизайнеров, брендов?
— Я не слежу особо за брендами. Если что-то встречается в потоке — допустим, у Balenciaga прошёл показ — посмотрю пару фоточек, и мне в принципе достаточно. Единственное, из крупных брендов мне нравится то, что в последнее время делает Versace и Max Mara. Мне нравится смотреть американский "Подиум". Это по большей части телешоу, но ребята там создают очень крутые образы. Они в ограниченных условиях создают такие вещи прикольные, что сидишь и думаешь: "А что бы тебе не создавать, у тебя не два часа для того, чтобы отшить образ, а месяц или больше. Делай что хочешь, главное — желание".
— У нас в Омске люди модно одеваются?
— У каждого своё понимание того, что модно. Я, например, считаю модным ходить в секонд-хенды и искать какие-то оверсайз-вещи. Кто-то считает модным пайетки и стразы. Я не могу утверждать за весь город, потому что у меня есть своё определённое видение. Я сижу в обычной чёрной толстовке и обычных чёрных джинсах, и для меня это модно.
— В Омске можно найти действительно стильные вещи в секонд-хендах?
— Можно без проблем. В секонды я начал ходить, как только переехал в Омск. Моя подруга, которая уже ходила раньше по секонд-хендам, открыла мне этот мир. Буквально вчера я вернулся с новой рубашкой из секонда. Вещи там дешевле, по качеству не уступают массмаркетовским вещам, порой даже лучше. Я на первом курсе брал джинсы за 160 рублей и хожу в них до сих пор, уже прошло два с половиной года, а ведь кто-то же ещё до меня их носил. Следовательно, вещь живая, хорошая, дешёвая. К тому же это очень сильно помогает экологии.
— Посоветуй пару адресов секонд-хендов в Омске.
— У нас есть магазины "Гардероб" и "Кумир". Это одни из самых известных. Есть ещё много таких, которые располагаются в подвалах домов, например, туда тоже стоит иногда заглядывать.
— Ты сейчас не только учишься, но и работаешь в политехе. Расскажи об этом.
— Я работаю в отделе внешней связи штатным дизайнером. Сейчас во время приёмной кампании мы готовим для ребят-абитуриентов различную раздатку — это всякие блокноты, флаеры, делаем имиджевые баннеры. То есть мы занимаемся внешним обликом ОмГТУ.
— А над чем сейчас работаешь в плане дизайна одежды?
— У меня есть задумка — внедрить бабушкины вышивки в свои новые образы. Это вышивки гладью моей прабабушки — с цветами, сюжетами из сказок. Сейчас вообще тема ресёрча очень актуальна в дизайне — когда ты что-то старое пытаешься преобразовать в нечто новое, интересное, адаптируешь под современность. К сожалению, вышивки сами по себе не найдут применения в настоящей жизни, потому что никто не будет в современном интерьере использовать салфетку с вышивкой моей прабабушки. К сожалению… Хотя она очень красивая.
— О чём ты мечтаешь? Задумываешься о собственном бренде?
— Как только я начал учиться, сразу понял, что никакой бренд сразу после окончания университета с нуля я не начну. Это сложно, даже страшно, потому что есть много рисков. Поэтому для того, чтобы открыть собственный бренд, необходимо сначала поработать и понять, как система работает изнутри. Сначала я поработаю либо на производстве, либо в ателье, где мне можно будет реализовывать собственные идеи, и я смогу привнести что-то новое. Как раз сейчас у меня появилась такая возможность — дизайнер Марина Бутенко предлагает поработать совместно, для меня это большой шаг. И поднабравшись визуального опыта, опыта в плане ведения бизнеса, работы с людьми, в дальнейшем может даже что-то получится своё.
Фото: Елизавета Медведева; предоставлены Александром Подгорным и ОмГТУ