Сауны Омска - https://101sauna.ru/Omsk

Оценить настоящее искусство. Где черпал вдохновение Достоевский?

0


Еженедельник «Аргументы и Факты» № 9. АиФ в Омске № 9 03/03/2021

Оценить настоящее искусство. Где черпал вдохновение Достоевский?

Дискуссионная площадка «Быть бессмертным – тяжкая повинность» будет работать в литературном музее им. Ф.М. Достоевского. На первой встрече решили обсудить тему «Как произведения искусства становятся бессмертными?».

Как пример взяли личность и творчество классика русской литературы и вспомнили, что любил сам Фёдор Михайлович. Чьё творчество стало для него источником вдохновения?

Спасёт ли мир красота?

В основу названия проекта «Быть бессмертным — тяжкая повинность» положена строка из «Баллады о Фёдоре Достоевском» Леонида Мартынова. При этом утверждение, что любой вид искусства диалогичен, решили оставить без обсуждения. Ни один художник, писатель или композитор не создаёт произведение ради себя самого. Каждому хочется отклика на своё произведение, и творец желает знать, что о нём думают. Писателя нередко спрашивают, кто его читатель, композитора — кто слушатель, художника — для кого он рисует.

Оценить настоящее искусство. Где черпал вдохновение Достоевский?

Статья по теме

Заставляет душу работать. Литературный музей отметит 200-летие Достоевского

«Достоевского часто называют человеком с содранной кожей. И это не случайно: жизнь его была сложной, подверженной различным испытаниям, тяжким терзаниям и психологическим раздумьям. Писатель, провозгласивший, что красота спасёт мир, в своих произведениях представляет нам человека с низменными пороками и страстями, пытается показать такого героя, которого мы можем смело назвать подлецом и негодяем. Для чего он это делает? А для того, чтобы показать нам самих себя без маски, без прикрас, такими, какими мы часто бываем, но не хотим, возможно, в этом себе признаться», — говорит организатор экскурсий отдела научной, экспозиционно-выставочной просветительской и организационной работы литературного музея имени Ф. М. Достоевского Татьяна Бацевич. — Всегда ли произведение искусства должно быть красивым? Всегда ли должно затрагивать самые сокровенные уголки души и находить отклик? Мне кажется, человек должен во все времена, когда бы ни было создано произведение, находить самого себя или похожего на того, кого знает.

Поэтому первый постулат — искусство становится бессмертным, когда люди видят в нём себя: в картинах, музыке, скульптуре, книге, театре. Если творцу удаётся затронуть человеческие переживания, общие для всех времён, это позволит искусству жить долго.

Оценить настоящее искусство. Где черпал вдохновение Достоевский?

Книги, представленные на выставке в музее. Фото: Омский государственный литературный музей им. Ф.М. Достоевского

Источник вдохновения

Писатель Достоевский ценил творчество других. На Фёдора Михайловича большое впечатление произвела картина Рафаэля Санти XVI века «Сикстинская Мадонна». Его жена Анна Григорьевна вспоминала: «Мой муж мог стоять перед этой поразительной картиной часами, умилённый и растроганный». В кабинете писателя над диваном висела фотокопия этой картины. На этом же диване под ликом мадонны он скончался.

Её образ писатель использует в нескольких произведениях — «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток». Пётр Верховенский из «Бесов», например, утверждает, что «стук телег, подвозящих хлеб человечеству, полезнее Сикстинской Мадонны». Против этого Фёдор Михайлович возражал — всё же он был уверен, что «не хлебом единым жив человек».

Оценить настоящее искусство. Где черпал вдохновение Достоевский?

Статья по теме

«Мёртвый дом». Как превратить город в памятник одному каторжанину

Из скульптурных произведений ему нравился бюст Гомера, автора бессмертной «Илиады», и античная статуя, изображающая древнегреческого и древнеримского бога солнечного света — Аполлона Бельведерского. Стоит она в музее Ватикана, сотни людей приходят полюбоваться.

Из живописных работ Достоевский особо выделял картину Клода Лоррена «Асис и Галатея». Она написана в XVII веке на основе древнегреческого мифа. Сюжет встречается в «Метаморфозах» Овидия, музыкальных произведениях Генделя и Жана-Батиста Люлли. Фёдор Михайлович упоминает его в романах «Подросток» и «Бесы».

Произвела на писателя впечатление и картина художника Ганса Гольдбейна «Мёртвый Христос в гробу». На ней Спаситель изображён настолько реалистично, насколько до этого его не изображал никто. Анна Достоевская потом вспомнит: «Картина произвела на Фёдора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы поражённый. На его взволнованном лице было испуганное выражение, которое случалось не раз замечать в первые приступы эпилепсии». Фразу «От этой картины можно и веру потерять» он вложит позже в уста главного героя своего романа «Идиот» князя Мышкина.

Оценить настоящее искусство. Где черпал вдохновение Достоевский?

Статья по теме

«Появились какие-то новые трихины». Как Достоевский предсказал пандемию

К творчеству русских живописцев, а в большей степени художников-передвижников, писатель был особенно внимателен — они размышляли над теми же нравственными проблемами, которые были интересны ему. О сюжете картины Ивана Крамского «Созерцатель» он скажет: «Неизвестно, что роится в голове вот этих людей. Глядя на этих людей, этих крестьян, которые впитывают в себя информацию, много задумываются, а затем вдруг либо хозяйскую хату спалят, либо убьют кого-нибудь, а может быть, уйдут скитаться в Иерусалим или в монахи подстригутся». Таким видел Достоевский своего героя из романа «Братья Карамазовы» Фёдора Смердякова.

Любил писатель архитектуру, подмечал, какое эмоциональное воздействие имеет искусство зодчих. Так, Исаакиевский собор производит впечатление на Раскольникова: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина.

О Достоевском и его творчестве

«Литературный музей им.  Ф.  М.  Достоевского представит в 2021 году два больших проекта, — рассказывает директор литературного музея им. Ф. М. Достоевского Виктор Вайнерман. — Первый рассчитан на весь год, включает 12 тематических разделов. Называется «Будем знакомы: Фёдор Достоевский», где мы представляем Фёдора Михайловича в разные периоды и в различных аспектах его жизни. Второй проект называется «Вдохновлённые Достоевским». Это будут выставки иллюстраций к его произведениям. К счастью, в музее образовалась собственная большая коллекция подлинных художественных работ. К концу года покажем большую коллекцию графических иллюстраций к произведениям Достоевского, которую мы получили из Министерства культуры Российской Федерации».

Достанется потомкам

«Я задавала вопросы своим знакомым, художникам, творческим людям, чьё мнение мне было интересно. Так, например, учитель итальянского языка сказал, что «Божественная комедия» Данте Алигьери одна из немногих сохранилась с того времени, когда жил автор, — говорит художник, директор арт-галереи «Квадрат» Светлана Бойко. — Остальные были утрачены в пожарах, наводнениях, войнах. Это же произведение дошло до наших времён и стало несомненным шедевром, бессмертной классикой. Поэтому, чтобы стать бессмертным, нужно обязательно дойти до потомков. Ещё могу сказать, что к этому нужно добавить божественное провидение, оно должно быть. Ведь что-то погибло, но именно это сохранилось. А талант без участия нашего создателя не даётся автору, это особый, редкий дар, данный человеку свыше».

Что угодно вечным не станет

«В истории существует принцип цикличности, он говорит о том, что все события повторяются. И повторяются от простого к сложному. Они могут отличаться, но по сути все явления несут одинаковое содержание. И в искусстве можно наблюдать те же процессы. На протяжении всей нашей цивилизации в целом вопросы остаются одними и теми же в отношении жизни и смерти, соотношения добра и зла, справедливости, поэтому в разные эпохи люди пытались их осмыслить с учётом специфики своего времени и отобразить. Пример нынешнего времени — ставший культовым фильм «Брат». Потому что он о человеке, который на сломе эпох старается со старыми понятиями жить в новом мире», — подчеркнул Степан Кошкарёв, преподаватель истории, организатор первого дискуссионного клуба в Омске.

Кстати

В марте в Омск приезжает Миша Мост — российский художник, работающий в области граффити. Он организатор крупных фестивалей, куратор выставок и проектов, посвящённых разным проявлениям уличного искусства. Его работы находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Ему предложили нарисовать на стене арт-галереи «Квадрат» что-то из жизни Достоевского или его героев. Стена эта выходит на сторону литературного музея имени великого русского писателя.

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.