Александр Сарнавский: «Главное в бою — это психология»
Перед своим следующим поединком омский Тигр рассказал "Омск Здесь" о главных аспектах подготовки к бою, важности семейной поддержки и о дебюте в качестве телекомментатора.
Александр Сарнавский
• профессиональный боец смешанного стиля
26 февраля на турнире организации АСА (Absolute Championship Akhmat) (18+) Сарнавский встретится с белорусом Артёмом Дамковским. Для омича этот поединок станет уже 46-м по счёту в его профессиональной карьере.
— Будущий соперник тебе прекрасно известен. Более того, теоретически вы могли с ним пересечься гораздо раньше, ещё в те времена, когда оба выступали в М-1. Насколько реален был тот поединок?
— Я не совсем понимаю логику матч-мейкеров — почему мне именно Артёма сейчас поставили соперником. Но это, наверное, не столь важно. А вообще да, мы могли и даже должны были встретиться с ним почти 10 лет назад. Он стал чемпионом М-1 в 2012 году, я тогда был первым в списке претендентов. Но у меня заканчивался на тот момент контракт, и, если бы я выиграл пояс, у меня бы автоматически продлился контракт с М-1. А у нас с моей командой были другие планы, и по истечении контракта я ушёл в другую организацию — Bellator. Но в тот момент, в 2012-м, наша возможная встреча с Артёмом Дамковским была бы очень громким боем, которого все ждали. Сейчас, наверное, этот поединок уже не так актуален, но я уверен, что мы хороший бой покажем.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Тем не менее подготовка идёт не первый день уже, и готовитесь вы под конкретного соперника. Наверняка смотрели его бои последние, что можете сказать по увиденному: в какой форме сейчас Дамковский?
— Тяжело очень как-то однозначно ответить на этот вопрос. Я ведь могу делать выводы только по записям его поединков последних, а на форму бойца влияет огромное количество других факторов: как и где он готовился, что он делал в перерывах между боями, кто ему помогал в подготовке… Это специфика нашего вида спорта — ты можешь закатить очень яркий бой, а в следующем уже не так хорошо себя проявить. В тактическом плане всё понятно: Артём — очень хороший ударник, выходец из тайского бокса, одна из его "коронок" — удары ногами, лоукики. Но у него всегда проблемы были с борцами, и часто он проигрывал именно приёмами. Мы не будем здесь лукавить — мы знаем, что у Артёма трудности есть с борьбой, и мы, конечно, учитывали это в подготовке. К нам в Омск специально приезжал наш товарищ из Красноярска Астемир Хурзоков, тренер по вольной борьбе. Две с половиной недели он нас здесь реально "гонял". Отлично поборолись, и это должно дать свои результаты.
— Вы делаете акцент на работе с тренером-вольником. Его специально приглашали в Омск, или это была его личная инициатива?
— Его пригласил Александр Шлеменко, именно чтобы "поднатаскать" нас в борьбе. И парень действительно очень интересные вещи показывал, такие тонкости, которые, может быть, на первый взгляд и неприметны, но в бою очень важны. И видно уже, что все наши ребята в борьбе прибавили, и, я думаю, это далеко не последний такой визит. И в дальнейшем к нам будут приезжать борцы, возможно, и мы сами командой соберёмся и поедем поборемся в тот же Красноярск, к примеру. Астемир тоже нас приглашал. С вольниками обязательно надо работать.
Понятно, что это не сделает тебя борцом олимпийского уровня, но они могут давать тебе серьёзную интенсивность, постоянно "напрягать". Это отличается от борьбы, применяемой в ММА, но ты хотя бы начинаешь её чувствовать. Я, когда в первый раз поехал в Казахстан на сбор по борьбе, там первое время не проходил в ноги вообще. Только спарринг-партнёры мне в ноги проходили, а я не успевал вообще реагировать и защищаться от этих проходов. Но это позволило мне прибавить в борьбе, и это видно было по моему последнему бою.
— Для тебя это был первый в карьере опыт пятираундового боя (в сентябре 2020 года Александр Сарнавский уступил решением судей Абдул-Азизу Абдулвахабову в бою за титул чемпиона АСА в лёгком весе — прим. ред.). Возвращаясь к этому бою, чего тогда не хватило и какие выводы для себя ты сделал?
— Я больше всего переживал тогда, что меня может не хватить на концовку. Все знают, что четвёртый и пятый раунды в таких боях — самые важные и решающие, не зря их называют чемпионскими. Я старался экономить силы, понимая при этом, что соперник очень непростой, сильный и в борьбе, и в стойке, что он будет постоянно идти вперёд и очень опасен тоже в первых раундах. Бой прошёл, в принципе, хорошо, но я понимаю, что можно было сделать больше в этом поединке. Можно было и первым номером больше поработать, и в поздних раундах сделать попытки перевести его в партер, но я в четвёртом раунде сломал палец, и левой рукой уже не мог сильно бить. Потом ещё рассёк он меня, и это тоже дало о себе знать — я на эту сечку отвлекался, концентрация и выносливость "подсели". Не хочется искать никаких оправданий — я бой проиграл, не сделал достаточно для победы. Но могу сказать точно — если будет второй бой, то тактика будет другая.
— И всё-таки — если учитывать, как тот бой начинался — с твоим преимуществом в первых раундах, разочарование от результата осталось?
— Я так скажу: из всех моих поражений это, наверное, единственный бой, за который мне не стыдно. Можно ведь по-разному проигрывать. Или выйти как тряпка и безвольно уступить, или биться и показать характер даже в проигранном по результату поединке. Это опыт, в поражении как таковом нет ничего страшного. Значит, вот такой путь у меня — сложный и извилистый. Главное не ломаться, идти вперёд, хорошо готовиться к боям. Я со временем понял, что надо в первую очередь разобраться в голове своей. Потому что можно в зале тренироваться даже в обычном режиме, но если ты хорошо настроился именно психологически — бой будет твой, 100 %. Главное в боях — это психология, а уже потом физическая подготовка и всё прочее.
— К вопросу о психологии. Как ты пришёл к пониманию важности именно этого компонента подготовки? Точнее — насколько большую роль в этом сыграли перемены в личной жизни — свадьба, рождение ребёнка?
— Конечно, когда у тебя появляется ребёнок — это огромная ответственность. Начинаешь задумываться и менять своё отношение к некоторым вещам, по-другому воспринимаешь какие-то ситуации. Для меня это одна из главных мотиваций. Когда дочка говорит свои первые слова — "мама", "папа", когда она показывает пальцем на экран телевизора, где меня показывают, — это очень сильно вдохновляет. Самое главное — это поддержка, которая есть дома. Поддержка в любой ситуации и понимание. Это выражается в простых вещах, которые вроде и не заметны могут быть на первый взгляд, но они очень важны. Вот, к примеру — я готовлюсь к бою, гоняю вес, мне нужно сидеть на диете. И супруга в этот период тоже старается соблюдать диету, чтобы меня не соблазнять лишний раз какой-то едой, ещё чем-то… Это и есть понимание. Она понимает, что у меня в этот момент есть цель, я на этой цели сосредоточен и меня ничего не должно отвлекать.
— Недавно в Омске прошёл большой профессиональный турнир (ММA Series 25: Storm — прим. ред.). Он совпал с созданием в школе «Шторм» профессиональной команды бойцов смешанных единоборств. Ты тоже, насколько я знаю, принимал участие в организации этого события.
— Турнир такого масштаба, да ещё и не просто в качестве площадки для проведения, а организованный непосредственно нами — это для Омска первый опыт. Незадолго до этого турнира мы презентовали нашу команду профессиональную Shlemenko Fight Team, и на этом турнире ребята наши уже официально представляли команду. Турнир получился классный, единственное — плохо, что не было зрителей. Я уверен, что, если бы была возможность пригласить людей на трибуны, очень много народу бы пришло посмотреть. И бойцы наши проявили себя с лучшей стороны, показали яркие конкурентные поединки. Я думаю, это не последний турнир в Омске, и будут ещё турниры, где молодые наши ребята смогут себя показать. Часть команды у нас выступала, остальные помогали: кто в раздевалке был, кто поддерживал-подбадривал, кто-то на бои выводил и секундировал.
Турнир MMA Series 25: Storm
— Кто-то комментировал… (Александр Сарнавский поучаствовал в комментарии нескольких поединков турнира в прямом телевизионном эфире — прим. ред.)
— Для меня это был первый такой опыт. Честно скажу — я как-то специально к этому не готовился, но уже в эфире поймал кураж и в некоторых моментах даже слова не давал вставить своему коллеге по комментарию. Я там и комментировал позицию, и куда кто ногу заправляет, как разворачивает, вот эти все моменты… В одном из боёв я даже пытался параллельно с комментированием как-то докричаться до нашего бойца, на эмоциях подсказать ему что-то. На самом деле, интересное это дело — бои комментировать. Хорошо ещё, что все поединки, на которых я был в эфире, довольно быстро пролетели. Если бы всё затянулось, то, уверен, мой комментаторский "труд" был бы гораздо тяжелее.
— Возвращаясь к твоему следующему бою — когда отправляетесь уже непосредственно в Москву и на какой стадии сейчас подготовка?
— Секундировать меня будет Александр Шлеменко. Он приедет в Москву после боя Андрея Корешкова, который состоится 23 февраля в Сочи. Возможно, и сам Андрей тоже прилетит на мой турнир. Будут, конечно, и другие представители нашей команды Shlemenko Fight Team. Я знаю уже, что буду делать в бою, тактические моменты наработаны, сейчас диета, гоняю потихоньку вес. Всё идет пока по плану.