Написав стих об Омске, он больше не касался локальных тем: автор о городе и страстях
Омич говорит, если бы он был "диванным критиком", то своё творчество назвал бы лжефутуризмом с элементами символизма.
Никита Маяковский
• Поэт
Он сравнивает себя с Маяковским и уверен, что хозяин своим страстям. Сегодня в новом выпуске проекта #встречисавтором мы познакомились с молодым журналистом, студентом-скейтбордистом и поэтом Никитой Маяковским, который прочитал свои неопубликованные стихотворения. Его герои, по словам автора, это — отражение какой-то части его самого.
"Омск Здесь" пообщался с автором и выяснил, что роднит его в русским классиком Владимиром Маяковским, почему он не пишет про Омск и что тогда отражает его социальная поэзия.
— Ты и бармен, и скейтбордист, и меломан — не устаёшь?
— Ну, во-первых, некогда уставать, а во-вторых — не от чего, хотя порой работа и выматывает. Вообще, я студент первого курса магистратуры Омской гуманитарной академии, а под крылом моей альма-матер действует интернет-издание "Слово", где я подрабатываю корреспондентом на полставки. Да, параллельно работаю барменом, безумно люблю слушать музыку. Слушаю хип-хоп, джаз, R'n'B, соул, электронику, неоклассику и многое другое. Что касается страстей, то я бы, напротив, не назвал себя страстным человеком, скорее, преданным делу.
Хобби для меня — то, чем люди занимаются время от времени, то обретая запал, то теряя вновь. В этом списке на ум первым приходит скейтбординг.
— Почему Маяковский? Что-то роднит с поэтом? Он довольно трагическая личность, да и характер был непростой, любовная история…
— О глубоких чувствах я бы не хотел рассказывать. Могу лишь подтвердить, что было и такое… Мне он кажется близким по духу. Матушка иногда в шутку говорит, что я не подарок. Наверное, и у меня непростой характер, я не знаю… Писать начал ещё в начальной школе — незамысловатые, по-детски глупые строки. В старших классах ко мне вернулось желание писать стихи, и именно с тех времён я веду примерный отсчёт. Моё первое публично размещённое стихотворение называется "Весна", и оно отображает моё тогдашнее видение этого времени года и процессов в нём, но это не пейзажная лирика в привычном понимании.
А потом наибольшую роль в творчестве и оказала фигура Владимира Маяковского, он и по сей день остаётся одним из немногих кумиров. Его фамилию я без спросу взял себе в качестве псевдонима, меня за это даже несколько раз обвиняли и осмеивали. Талантливый современный автор Игорь Бирюков в одном из своих стихотворений написал: "Каждому времени свой Маяковский". Это я тоже без спросу примеряю на себя. В начале 2010-х я познакомился с музыкальным проектом "Ассаи" во главе с Алексеем Косовым, который также на меня особенно подействовал.
— Почему тогда с таким арсеналом увлечений не бросаешь поэзию?
— Не могу, не хочу. Мне очень нравится думать, и когда в мысленном потоке появляется что-то интересное, на мой взгляд, я пытаюсь это развить, описать. Хотя, если бы я был так называемым "диванным критиком", то собственное творчество обозвал бы лжефутуризмом с элементами символизма. Забавное получается название. На самом деле форма у моих стихотворений разная, всё это получается само по себе. И герои — тоже. Я никогда не задумывался о мечтах моих персонажей, но наверняка каждый из них так или иначе отражает какую-то часть меня. А сам я мечтаю о разном.
— Расскажи, о стихотворении, посвящённом Омску. Почему после него не хочешь писать о городе?
— Да, в 2016 году написал стихотворение, оно получилось негативным. После этого я больше не касался локальных тем. Я тогда был каким-то юнцом с ощущением вечного конфликта с миром, потому и писал резче, да и чувствовал тоже. Первая любовь, жизнь не по плану, помещение в ненавистные условия — всё вперемешку… На этом негативе и появилось стихотворение "Никогда б! Ни за что! Ни ногой…". В нём как-то случайно описал и не самые приглядные моменты города…
Этот город печально известен лишь тем,
Что когда-то правителем был здесь Колчак;
Что когда-то здесь был Достоевского плен…
Вот и всё.
И страницы историй России молчат.
— Значит, тебе легче писать, когда отзываются трагичные эмоции?
— Думаю, что это, как говорится, палка о двух концах: хорошая поэзия бывает разной, и создаётся она в разных условиях. Стакан ни пуст и ни полон, но в нём обязательно что-то есть. В моём случае ни то, ни другое. Лучше всего писать, когда слова уже подобраны, мысли конкретизированы, тема достаточно изучена, а внутренний кризис достиг своего очередного пика. Некоторые авторы на выступлениях предпочитают кричать свои работы, для экспрессии, наверное… Я такого мнения не разделяю. На мой взгляд, кричать должен не автор, а его слова — значительно, по существу. Во всяком случае, я придерживаюсь именно таких мыслей, хотя некоторые могут и не согласиться.
— Можно сказать, что для тебя тогда писательство — необходимость?
— А разве необходима причина? Некоторые желания (или их отсутствие) полноправно могут быть беспричинными. Нет никакой необходимости. Но в то же время хотелось бы заявить, что быть автором — это, в первую очередь, ответственность. Ответственность за свои слова, например. Понимаете, я пишу не потому, что не могу не писать, а наоборот — могу и потому пишу. Это как бросить вызов самому себе.
— Насколько ты в этом плане строг сам к себе?
— Я человек крайностей: то так, то эдак. Это и к строгости относится. В какие-то моменты я могу быть неимоверно строгим и непримиримым, а в какие-то, наоборот, чересчур мягким, могу чрезмерно жалеть себя и потакать желаниям. Внутренний редактор заставляет работать над одной строкой (или даже над словом в ней) подолгу, пока ощущаемая форма не достигнет необходимого качества. Что-то сразу выходит хорошо, а что-то может перерабатываться месяцами. Не скажу, что он — этот редактор — строг, скорее он очень требовательный. Бывало, что зачёркивались целые строфы, потом восстанавливались и зачёркивались вновь; бывало и так, что вся идея целиком шла в утиль.
— Сейчас популярна социальная поэзия. Насколько вы отражаете сегодняшний день?
— Для начала хотелось бы отметить, что приятно слышать о популярности хоть какой-то поэзии. Что касается меня, то я не стараюсь отразиться в сегодняшнем дне, гораздо интереснее попытаться выразить сегодняшний день в вечности… или вечность уместить в сегодня. Это непросто, я не уверен, что выходит у меня достаточно удачно, но пробовать я не перестану. По крайней мере, надеюсь на это.