«Авангарду» — 70! Григорий Бердышев
Григорий Бердышев дебютировал в команде 17-летним в середине сезона 1964 года, когда чуть старше его (на два года) Виктор Блинов проводил последний сезон в Омске и готовился перейти в московский «Спартак». Кстати, как и Блинов, Бердышев в 19-летнем возрасте дебютировал в высшей лиге отечественного хоккея – в составе воскресенского «Химика» у Николая Эпштейна – тренера, просто так никого не приглашавшего. Уступая в силовой борьбе, Григорий компенсировал этот пробел отменным владением клюшкой и высокой техникой. Хорошо действовал, когда команда играла в меньшинстве.
3 января 1964 года Григорий отпраздновал своё 17-летие, а спустя две недели дебютировал в составе омского «Аэрофлота» под двенадцатым номером во встрече против СКА (Куйбышев). Играя в молодежной тройке с Валерием Седовым и Леонидом Щукиным отметил это событие заброшенной шайбой. В четвёртом матче в Новосибирске сумел сделать дубль.
В следующем сезоне Бердышев с 10 шайбами в 39 встречах стал шестым снайпером команды, порадовав омских болельщиков всего двумя точными попаданиями. Остальные восемь шайб были заброшены на площадках соперников.
По итогам чемпионата 1967/68 Григорий вместе с Игорем Черкашиным разделил звание лучшего снайпера команды, оба хоккеиста тогда отличись по 14 раз в 30 матчах. В сезонах 1968/69 и 1969/70 годов Бердышев исполнял обязанности капитана команды.
Григорий Бердышев и Владимир Шитик
В 1971 году Григорий в вместе с командой становится бронзовым призёром первенства РСФСР и финалистом Кубка РСФСР.
13 января 1972 года в игре со «Строителем» (Караганда) забрасывает юбилейную, 2000-ю шайбу омичей в чемпионатах страны. По итогам чемпионата 1971/72 завоевывает звание лучшего снайпера команды.
Григорий Бердышев в форме «Шинника»
Весной 1978 года омский «Шинник» стал победителем турнира команд второй лиги восточной зоны. Свой вклад в успех внёс и Бердышев, 18 раз поразив ворота соперников. Последнюю шайбу за команду забросил 14 декабря 1978 года в Пензе в ворота местного «Дизелиста», тот матч завершился победой омичей 3:1.
В сезонах 1964 – 1966, 1968 – 1972, 1976 – 1979 Григорий Бердышев провел за «Аэрофлот», «Каучук» и «Шинник», около 500 матчей, забросил 158 шайб. Занимает 13 место за всю историю клуба по заброшенным шайбам, 14 место по проведённым матчам.
— Прекрасно помню свои первые сборы в Чернолучье на базе политехнического института. Жили в палатках по 6-7 человек. Ладно мы, хоккеисты, а рядом с нами борцы, чемпионы мира, Европы — Вася Громыко, Виктор Игуменов, Анатолий Кочнев, Алексей Кармацких.
Мне едва 17 исполнилось, взяли в команду в середине чемпионата. Витя Блинов, Юрий Шаталов, Юрий Андреев, Виктор Шевелев, Николай Кокшаров, Эдуард Рассказов, Толя Хозяинов, Виктор Литвинов — ведущие игроки «Аэрофлота». Для меня приглашение стало полной неожиданностью. Нас тренировал Владимир Игнатьевич Кукушкин. Он говорит: «Бери форму, приходи на игру». Я подумал: с какой целью? Пришел с рюкзаком, пропустили через служебный вход. Захожу в раздевалку, мне говорят: «Переодевайся». Пока не вышел на лед, до меня так и не дошло, что взяли в команду. Поначалу, естественно, растерялся: полные трибуны, яркий свет.
В начале 60-х годов «Аэрофлот» проводил предсезонные сборы в Москве в «Сокольниках». Давали время с 24.00 часов до половины второго, а следующая тренировка начиналась в 7 утра. В то время в стране было два стадиона с искусственным льдом – в Москве и в Риге. Что касается «Сокольников» – прошел дождь, лезвий коньков не видно, все в воде. Брали специальные скребочки и в отверстия, расположенные в бортах, сгоняли воду. Этого хватало минут на 15, затем опять все повторяли.
В продолжении темы тренировок могу вспомнить такой случай. Как-то вернулись в Омск со сборов из Москвы в начале ноября. На улице тепло, на стадионе «Динамо» лед еще слабенький. Поехали кататься на «замарайку», так в то время называли Птичью гавань. Шайба ушла в глубину, Юра Мальков за ней побежал и провалился. Хорошо, что не полностью.
Как-то играли в Челябинске. Наш администратор Скворцов билетов не достал. На дворе ночь. Подходит состав, он говорит: «Ребята, прыгайте». Мы все в вагон, у каждого форма. Кто где притулился, кто где смог присел. А вагон общий. Пассажиры видят — мы с мешками, клюшками. Некоторые даже место освободили. Приехали утром, а в обед уже на лед — играть.
В сезоне-70 «Каучук» принял Евгений Бабич. Очень интересный человек, уехал из Омска по семейным обстоятельствам. Для нас он был величина – первый олимпийский чемпион, игравший в тройке со Всеволодом Бобровым. Много времени Евгений Макарович уделял игровым вида спорта, да и сами тренировки были интересными.
Свои заброшенные шайбы я не считал. Забросил и забросил. Не целовались как сейчас, не обнимались. По кругу не бегали. Это было как-то естественно. На то ты и нападающий, чтобы забивать. Я понимаю обнимание, когда конец матча, важная шайба. Это нормально. А когда забрасываешь седьмую шайбу, счет 7:1 и бурно отмечаешь… Мне непонятно.
Когда на улице было под -40, то больше мучались. Играли как-то дома с Тюменью в четыре периода. Кто-то их хоккеистов натерся гусиным жиром. Ребята, которые похитрее, отказались и не обморозились. А «намазанные» отморозили пальцы на руках и на ногах. А с куйбышевским СКА из-за сильного снегопада вообще в 5 периодов играли. Снег валил так, что шайбы не было видно, — рассказал несколько нет назад пресс-службе «Авангарда» Григорий Бердышев.
14 июня 2019 года Григория Павловича Бердышева не стало. Похоронен на кладбище села Надеждино.