Забытая трагедия: советский город взорвался, как Бейрут
В 1978-м взрывом аммонала накрыло Куровское
В Подмосковье тоже есть свой «Бейрут». Более сорока лет назад неподалеку от нашей столицы произошла техногенная катастрофа, во многом схожая с нынешней трагедией в Ливане. В результате неожиданно прозвучавшего страшного взрыва был сильно разрушен один из городов области – Куровское.
Фотографий взрыва на станции Куровская не сохранилось. На фото аналогичная катастрофа на станции Арзамас. Фото: мвд.рф
Катастрофа произошла ночью 6 декабря 1978 года. На железнодорожной станции, расположенной у южной окраины города, взорвались два больших вагона, груженые промышленной взрывчаткой. Как потом выяснилось, «ахнуло» около 120 тонн аммонала.
Масштаб, конечно, несопоставим с бейрутскими тысячами тонн селитры, но ведь и городок, в котором случилась такая беда, во много-много раз меньше ливанской столицы.
Последствия того подмосковного взрыва были очень серьезные. В многоэтажных домах города, расположенных ближе к железной дороге, на фасадах, которые обращены к путям, взрывной волной высадило все окна, раздробило витрины магазинов. Во многих квартирах под сильным ударом не устояли не только двери, но и внутренние стенные перегородки, кое-где были сильно повреждены металлические и шиферные крыши. Еще больше разрушений оказалось в кварталах одноэтажных домиков, — часть этих деревянных построек получила очень серьезные повреждения.
Сильнее всего пострадала железная дорога. На месте, где стояли злополучные вагоны, образовалась после взрыва огромная воронка диаметром 60 метров и глубиной до 10 метров. Соседние железнодорожные пути были сильно изуродованы и засыпаны на большом участке обломками и землей.
Вот лишь некоторые воспоминания местных жителей, переживших этот удар аммонала.
«Тряхнуло тогда здорово! Мне рассказывал дядя, который жил в деревне Абрамовка, что даже у них в домах той ночью кое-где вылетели стекла. А ведь от этого селения до Куровской – чуть ли не десять километров!»
«.Все вокруг озарила яркая вспышка. Потом грохот, удар… Большой кусок стены, разделявшей две комнаты, от взрывной волны рухнул, едва не придавив сынишку».
Конечно, в лучших советских традициях того времени про ЧП в Куровском газеты не написали, телевидение и радио промолчало. Большинство материалов, относящихся к этой трагедии, до сих пор недоступны.
Однако о масштабах разрушений в городе можно судить по обнаруженному в архиве второстепенному документу — справке, составленной сотрудниками Госстраха "О возмещении ущерба пострадавшим от стихийного бедствия в г. Куровское".
В тексте упомянуты данные, позволяющие оценить масштаб той засекреченной катастрофы. «Во время стихийного бедствия в г. Куровское, произошедшего 6 декабря 1978 г., пострадало 62 государственных и индивидуальных жилых строения, в которых проживало 1236 семей, 3163 человека».
При расследовании этого ЧП выяснилось, что масштабы разрушений могли быть еще более серьезными, но горожан спасли два обстоятельства. Основная мощь взрывной волны ушла в сторону от города, на юг, где находился безлюдный лесной массив, – деревья его полегли на сотни метров. А кроме того, у жителей Куровского оказалась «защитница», принявшая на себя значительную часть энергии взрыва. На путях, как раз между вагонами с аммоналом и городской окраиной стояла в ту ночь электричка (этот пригородный состав должен был первым утренним рейсом отправиться в Москву). На электропоезд и обрушилась взрывная волна, исковеркала десяток вагонов так, что их уже невозможно было восстановить. Зато дальнейший натиск «воздушной кувалды» на часть жилых кварталов города заметно ослабел.
Что касается жертв столь серьезного происшествия, то их на удивление мало. Доподлинно известно о гибели лишь двух человек, — сторожа, охранявшего злополучные вагоны, и рабочего железнодорожной котельной. Кроме того несколько десятков жителей Куровского обратились за медицинской помощью. Случился бы взрыв не ночью, а в разгар дня, количество убитых и раненых оказалось бы гораздо больше.
К чести областного и местного начальства, были приняты масштабные меры по скорейшей ликвидации последствий взрыва.
В первые же часы людей из пострадавших домов стали размещать в здании новой поликлиники, в школе… Уже на следующий день в Куровское направили колонны грузовиков со стройматериалами – везли доски, фанеру, шифер, стекла, оконные и дверные коробки. Все это бесплатно раздавали горожанам. Для проведения ремонта направили многочисленные бригады рабочих, сформированные в том числе и из жителей соседних деревень.
Чтобы в пострадавшем городе не было мародерства, жилые кварталы, покинутые на время жителями, патрулировала милиция. Общими усилиями уже через неделю удалось вернуть нормальную жизнь в городе.
Станция Куровская
Фото: en.wikipedia.org
Очень непросто было восстановить работу железнодорожной станции. Из-за серьезных разрушений она оказалась закрыта для движения поездов на несколько дней. Дальние поезда пришлось в это время пускать по обходным маршрутам, а движение сквозных электричек в сторону Шатуры и вовсе прекратить.
Откуда взялся на станции этот пресловутый аммонал? Да еще в столь большом количестве? Пояснения на сей счет дал местный краевед Михаил Рыбин:
«Взрывчатка предназначалась для предприятия, известного в городе под названием «Взрывпром». Их склад располагался почти в 3 километрах от станции Куровская. Там хранились различные взрывчатые вещества для промышленных нужд и Гражданской обороны. Все это доставляли по железной дороге, перегружали на машины и уже автотранспортом везли на территорию склада».
По словам Рыбина, удалось выяснить у бывших сотрудников «Взрывпрома», что накануне ЧП, 5 декабря к концу рабочего дня на станцию прибыли два крытых грузовых вагона с взрывчаткой. При проверке оказалось: на двери одного из них повреждена пломба. Возникло подозрение, что внутрь могли проникнуть посторонние и похитить сколько-то аммонала. Поэтому оба «грузовика» решили оставить на запасных путях станции до следующего утра, когда можно провести тщательное расследование подозрительной ситуации. Для охраны поставили сторожа с ружьем. Но это не помогло: ночью взорвалось содержимое вагона с поврежденной пломбой. Вслед за тем взорвался второй вагон, — видимо сдетонировал от первого взрыва.
Следствие по данному ЧП производили в том числе и сотрудники КГБ. В итоге официальная версия произошедшего, утечку которой «органы» допустили в городе (возможно, это было сделано намеренно), выглядела так.
Виновником взрыва вагонов стал сам сторож, охранявший их. По какой-то причине мужчина – штатный сотрудник вневедомственной охраны, вдруг выстрелил из ружья в один из вагонов. То ли заметил около какого-то нарушителя, то ли просто сознание помутилось (якобы выяснили, что сторож страдал шизофренией, скрывая эту болезнь от начальства). В любом случае, по мнению следствия пуля, выпущенная из ружья, пробила деревянную обшивку вагона и спровоцировала взрывную реакцию аммонала.
Впрочем, существуют противники такой версии. Они ссылаются на мнение тех специалистов-взрывотехников, которые утверждают, что для подрыва аммонала необходим специальный детонатор, а не шальная пуля.
Среди этих оппонентов на протяжении нескольких лет обсуждался вариант с преднамеренной диверсией. Однако никаких документальных подтверждений до сих пор не обнаружено.