Александр Лихачев: «Почему мы начали «войну» и как вижу перспективы»
Причина, по которой я написал заявление в региональную прокуратуру, а затем обратился с открытым письмом к Губернатору Омской области, совершенно проста, и не нужно искать тут скрытых смыслов.
Мне лично, честно, уже ничего особо не надо, кто служил в армии и на флоте помнят ощущение 100 дней до дембеля. Еще в прошлом году объявил в трудовом коллективе, что через три года достигну пенсионного возраста и прекращу трудовую деятельность, по крайней мере, руководящую. Кто в теме — в курсе, что с прошлого года я начал выходить из бизнеса, ушел уже из половины предприятий, где имел доли.
Как любого нормального человека на исходе активной части жизни, меня не может не волновать — что останется более молодым поколениям. И в материальном смысле, и в части взаимоотношений в обществе, состояния законности, в целом условий жизни в Омске. Не секрет, что Омская область последние годы держит лидерство среди пустеющих регионов. Эти понаехавшие временщики уворуют последние деньги, продадут «Омскэлектро», тепловую компанию, лаборатории при медучреждениях и уедут на историческую родину, а омичам здесь жить.
Так почему я, видя явные и грубые нарушения закона и прав граждан, которые даже не пытались скрывать, должен с этим соглашаться?
Никогда нельзя обманывать людей в их ожиданиях, особенно — людей пожилых, кто сам не может за себя постоять. Решения судов о проведении капитального ремонта были вынесены в 2010–2012 годах. За это время уже пять истцов ушли из жизни, остальные не стали моложе. Люди ждали этого ремонта, верили губернатору и мэру, заключая мировые соглашения под гарантию губернаторского миллиарда. Разве можно предать этих людей, которые ждали ремонта 10 лет?
Наконец, не могу не учитывать последствия нарушения самим государством в лице его должностных лиц своих же законов и судебных решений. Сначала не сделали ремонт на момент приватизации, хотя должны были. Потом почти 10 лет не выполняли свое же судебное решение. Потом фактически принудили жильцов заключить мировые соглашения — то есть, добровольно отказаться от большей части присужденных работ.
Но теперь и этот мизер не хотят выполнять должным образом. Раз государство может нарушить закон — значит и любой из граждан может нарушить: государство освободило его от обязательств правопослушности, само нарушая закон.
Некоторые комментаторы пытаются найти в моей позиции какую-то личную выгоду, поскольку я единственный в Омске собственник УК, кто не понес ущерба от действий должностных лиц администрации города и «Омскэлектро» — сразу отказался сдавать документы в АО «Омскэлектро», так как сразу сказал, что это какая-то махинация.
Что касается выгоды для управляющих организаций, где я являюсь соучредителем — тоже все очень просто.
Во-первых, прочтите, если интерес есть — я требую передать деньги на ремонт не УК, а в Региональный фонд капитального ремонта.
Во-вторых, УК, где я соучредитель, не имеют лицензий СРО на проведение такого рода работ, и даже в тендерах фонда капремонта участвовать не будем, так как у нас просто другая сфера деятельности.
В-третьих, мы не имеем ни одной подрядной организации. Если бы имели — зачем это скрывать, напротив, мы бы рекламировали свои услуги. Не создали просто потому, что у нас нет столько жилья, чтобы весь год загрузить людей. Единственное жилищное предприятие, кто может себе это позволить — ЗАО «Левобережье», и это хорошо для жильцов их домов — потом есть с кого спросить за гарантию.
Наконец, главное — проведение капитального ремонта по субсидии невыгодно любой управляющей организации по следующим очевидным обстоятельствам: по законодательству прибыли себе заложить в смету нельзя — субсидия полностью передается подрядчику, зато нагрузка на бухгалтерию, а главное ответственность — ведь формально соглашение заключается между администрацией и УК и за косяки подрядчика как перед КРУ, так и перед жильцами по 5-летней гарантии отвечает тоже УК.
Те, кто думает, что я тут выгоду ищу — судят по себе — сами жадные и голодные. А мне вполне хватает зарплаты и пенсии. Некоторые так до сих пор просто не могут понять, что человек, платящий налоги, считает себя вправе требовать от госаппарата работать эффективно и не воровать деньги налогоплательщиков, что я и пытаюсь делать. Все просто и прозрачно.
Наконец, почему до сих пор вопрос не переносился в столицу нашей Родины город-герой Москву. Понятно, такая возможность была сразу. Но сделать так — это проявить недоверие к прокуратуре Омской области, другим местным правоохранительным органам. Это несправедливо и неправильно. Прокуратуры области и города выполнили положенные действия. Оперативные работники подразделений экономической безопасности начали проведение необходимых мероприятий, передали материалы в следствие, и если бы, прямо скажем, им не мешали работать — все виновные были бы давно выявлены, изобличены, а деньги переданы на ремонт домов.
К сожалению, последние действия оппонентов показывают, что дознанию и расследованию будут чиниться помехи на самом высоком уровне, фальсификация итогов голосования в Омском городском Совете — тому наглядный пример.
Прошло полгода, до сих пор не изъяты важные доказательства противоправной деятельности неустановленной группы лиц: протокол подведения итогов отбора организаций на получение субсидии, согласно которому АО «Омскэлектро» незаконно получило один миллиард рублей, и акты осмотра (дефектные ведомости), якобы составленные АО «Омскэлектро» на 278 зданий (чего не может быть, так как на домах они не были), но даже не поименованные в составе конкурсной документации.
Как представляется, такое попустительство позволяет фигурантам задним числом подготовить фиктивные документы (правда, вряд ли им это поможет, так как тогда встанет вопрос: если дефектные ведомости правильные — почему сметы «левые» и не соответствуют реальным обмерам зданий и дефектным ведомостям).
Не менее веской были и еще одна причина — попытка добиться справедливости на месте. Обвиняя чиновников в незаконных действиях с бюджетными средствами, мы не должны ни отметить роль губернатора Омской области А. Л. Буркова, который добыл эти деньги на судебные дома. Значительные суммы привозит каждый год губернатор и на дороги. А мне понятно, что после выхода этого вопроса не федеральный уровень может сложиться ситуация, что разбираться в тонкостях не будут, а скажут: о, это Омск, где уже своровали федеральные деньги — больше не дадим. А мы в Омске живем — жалко будет.
Конкретным толчком для обращения на федеральный уровень послужила фальсификация итогов голосования по повестке дня заседания комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Омского городского Совета 10.06.2020 года, куда я был приглашен в числе других заявителей по вопросу № 5 — «О ходе выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках исполнения судебных решений и освоении Администрацией города Омска бюджетных средств в сумме 1 миллиарда рублей, выделенных из федерального бюджета».
За день до заседания комитета мэр города прислала письмо № АГ/07-2516 даже не с просьбой — с требованием снять вопрос с повестки, началась персональная обработка депутатов.
При обсуждении повестки дня депутатом Арчибасовым было внесено предложение согласиться с мэром и исключить вопрос. При численном составе комитета 15 человек для снятия планового вопроса необходимо было набрать 8 голосов, так и сообщили, что 8 депутатов проголосовали против рассмотрения данного вопроса, всех приглашенных, включая ничего не понимающих старших по домам, отправили восвояси.
Однако нашелся дотошный депутат, который вместе с председателем комитета проверили поименные итоги голосования и выявилось, что голос депутата И. Гомолко, которая не голосовала за снятие вопроса, записали как «против» — забыли предупредить, или она проявила принципиальную позицию. То есть, на самом деле вопрос никто не снимал — результаты голосования просто сфальсифицировали в угоду мэру города и распоряжающимся субсидией правонарушителям.
Такого не помню с 1987 года, как первый раз депутатом стал. Уговаривали, денег давали, запугивали депутатов, переголосовывали по три раза, но чтобы прямо фальсифицировать голосование — не было такого.
Как могут развиваться события дальше. Не беру маловероятные сценарии, типа явки с повинной, хотя все возможно.
Вариант 1. Федеральный центр пошлет на проверку незаинтересованных лиц либо местным правоохранителям дадут команду или сами они активизируются — и через месяц на столе следователя будет уголовное дело, так как, полагаю, кто внимательно прочитал — все признаки указанных двух статей налицо, и главное — все подтверждается письменными документами. Незаконное соглашение расторгнут формально добровольно, деньги вернут в городской бюджет, заключат законное соглашение с фондом капитального ремонта многоквартирных домов и в 2020 году сделают ремонт. Все еще можно успеть, если работать не как «Омскэлектро».
Вариант 2. Никто из Москвы вмешиваться не будет: какой-то там заштатный Омск и столь мизерная сумма, вялотекущий процесс проверки будет продолжаться, так как правонарушителям ясно же — что нужно — чтобы потом поставить всех перед фактом: субсидия освоена, что теперь обсуждать. В этом случае посылаем делегацию в Москву и стучимся в высокие кабинеты. В том числе посмотрим — на что способны наши депутаты.
Вариант 3. Черное назовут белым и объявят, что нарушения законодательства нет. Волшебным образом появятся акты осмотра домов, дефектные ведомости, скажут, что если нельзя, но очень хочется — то можно проверять сметы не в госэкспертизе, а в частной фирме, а все УК и подрядчики подарили свои сметы «Омскэлектро» совершенно добровольно…
Тогда что — только собрать вещи и сделать то, что сделали за последние годы около 100 тысяч омичей.