Как сохранить пуанты. Или за что говорят «спасибо» балетной закалке
Старая балетная обувь. Свои пуанты Анна Калинина хранила не один десяток лет. © /
Из архива Елены Флягиной
Анна Калинина – обычная пенсионерка, дипломированный юрист и большая поклонница искусства сценического танца. Сама она встала на пуанты ещё в детстве, так что может рассуждать о балетной хореографии. Её педагогом была легендарная Таисия Рэй — выпускница ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой; она сейчас известна больше как мама знаменитого актёра Владислава Дворжецкого.
Только классику
Наталья Крнеева, АиФ в Омске: Анна Юрьевна, отдать девочку в балет вовсе не значит предопределить её судьбу, но занятия в балетной студии останутся для неё бесценным опытом. Когда вы впервые вошли в хореографический зал?
Анна Калинина Фото: АиФ/ Александра Горбунова
Анна Калинина: Мой папа был военнослужащим, так что переезжали из одной воинской части в другую. В Сверд ловске (ныне Екатеринбург) я поступила в школу. Тогда вдруг стало популярным фигурное катание, мама повела меня записываться, но оказалось, что набор уже закончен. Тогда я пошла в хореографический кружок. Рядом находился клуб железнодорожников, где мы и занимались. Коллектив там был хороший, активный, нас даже возили сниматься на Свердловское телевидение. В то время невиданное дело! В 1963 году переехали в Омск. Я записалась в хореографический кружок ДК им. Лобкова. Затем, когда построили ДК им. Красной Гвардии, пошла туда. Но там был только кружок народного танца, а мне хотелось заниматься классическим. Потом узнала, что в ДК «Юность» (ныне театр «Галёрка» — Ред.) есть хореографический кружок, и отправилась туда. В балетную студию принимали детей не старше 7 лет, а мне было уже 14. Поэтому, оценив мои данные, меня приняли в хореографический коллектив, который студией не являлся, где педагогом также была Таисия Рэй. Туда же затем переходили некоторые девочки после студии.
Таисия Рэй и её воспитанницы. Фото: Из архива Елены Флягиной
— А в вашем детстве был театр?
Конечно! Нас водили и со школой, и самостоятельно в театр музыкальной комедии. Жаль, что Омск утратил это здание. Там были отличные интерьеры и акустика. Бывали мы и в Театре юного зрителя, который находился тогда на улице Партизанской. — А как получилось, что балерина Рэй стала вести студию для детей во Дворце культуры? — Таисию Владимировну специально для этого пригласили, благодаря ей студия держала определённый уровень. Русская школа классического балета считается одной из лучших в мире, и во многом это заслуга академии Вагановой, где она училась. Нашему коллективу было присвоено звание народного, а это показатель качества подготовки.
«Лебединое озеро». Фото: АиФ/ Александра Горбунова
— Кто танцевал вместе с вами? Продолжил ли кто-то балетную карьеру?
— За тот период времени, который я занималась, многие девочки приходили и уходили. Кого-то я хорошо помню, а кого-то — нет. Так, Валя Бажина занималась в студии у Таисии Владимировны ещё в театре музыкальной комедии, затем она заменила Рэй в детской студии. Вместе со мной занимались Галя Бажина, Таня Пантафлюк, Таня Рунова, Лена Дмитриева, Галя Лепёшина, Наташа Кулишкина, Оля Исаева, Лариса Крайняя, Ира Сафронова, Шура Соколова, а также были мальчики. Оля и Лариса после школы уехали в Челябинск, где поступили на хорео графическое отделение института культуры и окончили его. Из детской студии Тамарочку приняли в Пермское хореографическое училище. Помню двух мальчиков из детской студии. Один из них Володя Деревянко, он стал солистом Большого театра. Володя обладал хорошими данными, был очень музыкальным мальчиком. Потом пере ехал в Европу, работал в ведущих балетных труппах Дрезденского театра, Флорентийского, Ла Скала… Я его увидела уже на канале «Культура».
Архивные фото из коллекции Анны Калининой. Фото: АиФ/ Александра Горбунова
Автограф Дворжецкого
— Каким педагогом была Таисия Владимировна? Жёстко разговаривала? Командовала?
— Бывало, она иногда ругалась: «Лень вперёд тебя родилась!» Гоняла нас, хотя понимала, что на театральную сцену могут попасть немногие. Но в балете иначе нельзя. Должна быть строгость и самодисциплина, ведь это большой труд, и не только физический: из себя все жилы надо вытащить, нагрузку выдержать, и чтобы за душой ещё что-то осталось. Я вспоминаю, как в детскую студию не принимали одну девочку, которая, мало того что была толстушкой, не имела совершенно никаких данных. Но она самозабвенно хотела танцевать. И не просто танцевать, её мечта была балет. Она написала письмо Брежневу. В результате Таисия Владимировна махнула рукой — пусть занимается. И она упорно старалась работать. Чем это закончилось, я не знаю.
Фото из архива Анны Калининой. Фото: АиФ/ Александра Горбунова
— Что вы исполняли у Таисии Владимировны?
— Сцены из «Лебединого озера», «Половецких плясок», «Алеко», «Русалки», «Тщетной предосторожности», «Вальпур — гиевой ночи». Это классика. Был у нас танец под «Революционный этюд» Шопена. Причём ряд костюмов и пуанты нам заказывали в Москве, эскизы были выполнены профессиональными художниками по костюмам.
— А кто это оплачивал?
— Дворец культуры принадлежал авиационному заводу, сейчас это ПО «Полёт». Занятия тоже были бесплатными, мне сейчас молодёжь не верит, но это так. Педагог такого уровня, как Таисия Рэй, работала с детьми, не было в ней никакой надменности. Даже когда её сын Владислав стал знаменитым, она о нём много не рассказывала. Но каждой девочке подарила по открытке с его фотографией и автографом. Помню, однажды он приходил на репетицию. Высокий, огромные глаза. Мне кажется, он больше похож на маму. Именно глазами.
Фото со съёмок фильма «Бег» в главной роли Владислав Дворжецкий. из архива Анны Калининой. Фото: АиФ/ Александра Горбунова
Дорогой подарок
— А почему вы свою жизнь не связали с хореографией?
— Я занималась хореографией всё-таки на любительском уровне. Для того чтобы стать профессионалом, надо в соответствующем возрасте поступить в хореографическое училище, куда принимают после строгого отбора. Я однозначно не прошла бы по своим данным. Да ещё надо иметь крепкое здоровье. А стать хореографом — я не была уверена в своих способностях по этой части. Я просто любила красивую музыку и танцевать.
— Сейчас в театр ходите?
Статья по теме
Пуанты с затейливым узором. Зачем балетной обуви стразы
— Нечасто. Познакомилась с Еленой Флягиной, супругой нашего солиста балета музыкального театра. В День города встретились, гуляли с родственницей — и увидели вдруг пуанты. Подошли и узнали о проекте Лены, и я ей отдала свои. Хранила очень долго. Думала, не пригодятся уже. Но идея дать балетной обуви вторую жизнь показалась удивительной: на наших глазах создаётся, по сути, новое дизайнерское направление.
— Как бы вы ответили сейчас — зачем нужен балет детям, если они не планируют выступать на сцене и становиться звёздами?
— Мне балетное прошлое помогает выглядеть и чувствовать себя хорошо. Ведь классическая хореография совмещает в себе многое. Например, физическое развитие. Это гибкость, скоординированность. Плюс отличная осанка. Музыкальное сопровождение формирует эстетический вкус. А ещё это упорство, преодоление и терпение боли (стёртых пальцев, мозолей, растяжений), работа до изнеможения в достижении чистого и точного выполнения поставленных целей. На наши «сопли», нытьё, а порой и слёзы («Я больше не могу!») Таисия Владимировна говорила: «Нет слова «не могу», есть слово «не хочу». Я ей очень благодарна за всё.
Оставить
комментарий (0)