Неучтенные причины загрязнения омского воздуха
Экология становится передовым краем борьбы за улучшение качества жизни. В Омске большинство горожан волнуют выбросы в атмосферу от промышленных предприятий, но проблема значительно шире, а источник опасности находится прямо у омичей под ногами.
Город55 уже не раз рассказывал, почему Омск оказался включен в список неблагополучных с точки зрения экологии городов. По майскому указу президента России Владимира Путина к 2020 году количество выбросов в атмосферу в городе должно сократиться на 20%.
Основные источники загрязнения воздуха известны — это промышленные предприятия. Какие-то из них охотно вкладываются в природоохранные мероприятия и сотрудничают с надзорными ведомствами, а какие-то закрывают ворота на замок и игнорируют указ главы государства.
Тонны выбросов
Город55 в рамках проекта «Трубы» подготовил карту источников загрязнения в Омске с указанием того, кто и что конкретно выбрасывает. Также по основным предприятиям были выпущены материалы о планах по сокращению выбросов в рамках исполнения президентского указа. Тема на контроле у редакции. Но вредные выбросы в атмосферу от промышленных предприятий — это всего лишь треть от общего объема загрязнения воздуха.
Во-первых, есть так называемая «серая зона» — это предприятия, которые прячут от надзора свои выбросы.
Во-вторых, есть несколько дополнительных источников загрязнения, например печное отопление частного сектора, выбросы автомобильного транспорта и пыль.
Частный сектор
«У нас 40% в городе — это частный сектор, — утверждает эколог, доктор философских наук Сергей Костарев. — Там ни у кого нет очистных сооружений на трубах. Они жгут что попало. Не всегда это дрова и уголь. Это могут быть резина и другие отходы производства. Это огромный выброс, который никто никогда не исследовал. Считаю, что порядка 10% выбросов, влияющих на омичей, это частный сектор».
С тем, что печное отопление частного сектора является неучтенной опасностью, согласен и член экологического совета при губернаторе Омской области Анатолий Соловьев: «Посмотрите в зимнее время на все эти улицы Амурские, Марьяновские и так далее. Там практически стоит смог. Мы поднимали вопрос, почему в некоторых районах Омской области очень большая онкологическая заболеваемость, хотя промышленных предприятий там нет. Оказывается, на это сильно влияют дрова, не говоря уже про резину и пластмассу. При обычном печном отоплении выделяются смолы и другие вещества».
В ответе Сибирского управления Росприроднадзора на запрос Города55 говорится, что автотранспорт и печи частных домов выбрасывают оксид углерода. Вместе с промышленными выбросами при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) все это стоит над городом. В году в Омске наблюдается около ста таких дней.
«Превышение (оксида углерода) было зафиксировано на 27-м посту наблюдения, который находится в жилом секторе Омска, таким образом, невозможно дать однозначный вывод об источнике превышения данного вещества ввиду того, что в данный период наблюдалось НМУ, что могло дать совокупный показатель выброса от всех источников», — заявил и. о. руководителя СУ РПН Иван Шереметьев.
Автовыхлопы
Автомобильного транспорта не становится меньше. По итогам 2018 года объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, по данным Росприроднадзора, в Омске составил 87.1 тыс тонн, или 31.8% от общего количества выбросов. В 2015 году этот показатель достигал 91 тыс тонн.
«Про автомобильный транспорт в отчетах пишут мифические цифры, — уверен Костарев. — Еще в конце девяностых годов мы пересчитали по нормальной методике воздействие автомобильного транспорта. У нас получилось, что выбросы в 2.8 раза занижаются. Не думаю, что с тех пор по объему выбросы сильно сократились. На мой взгляд, 60% выбросов — это автомобильный транспорт. Мы вдыхаем эту отраву, которая просто не успевает рассеяться в атмосфере».
Соловьев обращает внимание на то, что в городе свернута существовавшая ранее программа «Чистый воздух»: «Мы с общественниками останавливали транспорт и замеряли приборами выхлопы. В последние два года она почему-то закрыта. Мы подняли этот вопрос, что надо восстанавливать программу. На импортных машинах вроде не надо корректировать работу двигателей, но они у нас 10-15 летней давности».
Пыль и песок
Колеса автомобильного транспорта поднимают пыль и грязь с дорог, но об этом почему-то забывают, когда перечисляют экологические проблемы. Песчаные бури в Омске являются рукотворными. Это после борьбы с гололедом зимой на дорогах остаются тонны песка и грязи. Только нынешней зимой дорожники разбросают более 60 тыс тонн пескосоляной смеси. Устаревшие методы борьбы с гололедом прокуратура Омска назвала недостаточными. В 2019 году на содержание и ремонт дорог в бюджете было заложено 37% от необходимого, в 2020 году — лишь 19%. Из положенных 159 единиц уборочной техники имеется только 103, шесть из которых в неисправном состоянии. Зимнее содержание дорог в Омске признано неудовлетворительным, из-за чего прокуратура вынесла мэрии представление. Однако взгляд омичей устремлен вверх, а неприятный запах промышленного одоранта отвлекает от всего остального.
В частных беседах коммунальщики признаются, что якобы дешевый и эффективный способ борьбы со снегом и льдом негативно сказывается на городской инфраструктуре. Песок забивает ливневую канализацию, которой в Омске и так не хватает. Колодцы и трубы давно не чистились и местами не справляются со своим назначением.
Восемь постов в черте города занимаются контролем состояния атмосферного воздуха. Они расположены на аэрологической станции, улице Рабиновича, улице Нефтезаводской, Космическом проспекте, улице Заозерной, улице Чайковского, улице 6-й Шинной и улице 3-й Любинской. В докладе об экологической ситуации в Омской области за 2018 год прямо говорится, что вместе с оксидом углерода, диоксидом азота и формальдегидом все восемь постов отслеживали наличие пыли в омском воздухе.
В распоряжении редакции есть документ, который фиксирует наличие пыли как одного из источников загрязнения атмосферного воздуха в Омске. Она занимала по состоянию на 2016 год около 20% в составе основных загрязнителей. Сейчас, по информации министерства природных ресурсов и экологии Омской области, сведения о влиянии противогололедных мероприятий на выбросы отсутствуют.
«В конце девяностых годов существовал список экологозависимых заболеваний, — сказал Сергей Костарев. — Онкологические заболевания зависят от качества атмосферного воздуха. В том числе влияет пыль. Была информация, что по аллергии стали в два раза чаще обращаться. В Омске фиксируется много заболеваний, которые характерны для шахтеров. Откуда здесь шахты?! Даже у некурящих находят эмфизему легких. Считаю, что причина — пыльный воздух. Пескосоляная смесь не напрягала бы, если бы ее убирали сразу, но этого не происходит. Весной все тает, и вся пыль летает по городу. Современные реагенты безвредны. Сертифицированную продукцию следует использовать».
Анатолий Соловьев отмечает, что при наличии пыли в воздухе у омичей фиксируется «заболевание трубочиста»: «Тогда маленьких детей сначала отправляли чистить трубы, а потом уже спускался взрослый трубочист. Ребенок заболевал, а взрослый нет. Тогда еще не было понятия онкология. Сейчас говорят, что снег надо топить. Когда такие установки приобретут, то в воздух от них пойдет все, что у нас было на земле. Это значительно ухудшит экологическую обстановку».
В Новосибирске, например, общественники уже много лет выступают против использования песка и соли на дорогах. Весной эта смесь превращается в ядовитые облака пыли, которые наносят непоправимый вред здоровью людей. В 2016 году активисты даже подавали в суд на мэра города Анатолия Локтя.