Омск в годы Великой Отечественной войны: от провинции к статусу промышленного гиганта
Нам, современным поколениям омичей, сейчас сложно представить, что когда-то город был совсем не похож на крупный промышленный центр с фабричными трубами и десятками тысяч "квадратов" цехов. Всё изменила одна дата — 22 июня, начало Великой Отечественной войны. Сегодня, в День памяти и скорби, вспомним, как менялась городская жизнь в далёком 1941-м…
Судьбу города изменило 22 июня 1941 года
КАКИМ БЫЛ ОМСК НАКАНУНЕ ВОЙНЫ?
Согласно официальным данным, накануне начала Великой Отечественной войны население Омска насчитывало чуть более 260 тысяч человек. Отметим, для сравнения, что в Тюмени проживало около 70 тысяч человек, а в соседнем Новосибирске, являвшемся одним из промышленных центров Западной Сибири, около 400 тысяч человек.
Улица Ленина.
1940 г. М.В. Горохов
При этом огромная территория Омской области простиралась от степей Казахстана до Карского моря, а в городе развивалась пищевая и обрабатывающая промышленность, и он являлся стратегическим транспортным узлом на пересечении Транссибирской железной дороги и Иртыша. В Омске работали Сибзавод и завод "Красный пахарь", выпускавшие сельскохозяйственные орудия и запчасти для тракторов и комбайнов. Накануне войны в городе начали создавать так называемые предприятия-дублёры — производства, которые во время Третьей пятилетки строили по уже ранее реализованным проектам. Таковыми можно считать авиационный завод №166, автосборочный и шинный заводы, кордную фабрику. Кроме этого, к 1941 году Омск мог похвастаться крупнейшими в Советском Союзе элеватором и мясоперерабатывающим заводом, мелькомбинатом, биофабрикой, Сибирским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства (СибНИИСХоз). Неплохой послужной список для провинциального сибирского города, да? Тем не менее уже в первые дни войны руководство страны принимает решение — необходимо эвакуировать из центральных регионов страны промышленные предприятия на восток, чтобы оперативно организовать там выпуск военной продукции.
БОЛЬШОЙ ПЕРЕЕЗД
В мировой истории нет аналогов той "переброски" предприятий, которая была организована в Советском Союзе в 1941 году.
"В начале войны особое внимание правительство СССР уделяло промышленности боеприпасов и вооружения в связи с тем, что их государственные резервы были ограниченными, рассчитанными на переход предприятий на военное положение и развертывание производства. 23 июня 1941 г. введен в действие мобилизационный план по выпуску боеприпасов и вооружения. Так как промышленность боеприпасов в большей мере, чем другие отрасли размещалась на юге страны и центральных районах в первые месяцы войны понесла тяжелые потери. Из строя выбыло 303 завода, а промышленность, изготовлявшая порох и взрывчатые вещества, потеряла две трети производственных мощностей. Все они были эвакуированы в восточные районы страны", — отмечал в своих исследованиях доктор исторических наук Иван Савицкий.
Сборочный цех самолетов Як-9 завода им. Ворошилова.
Первые эшелоны с оборудованием и рабочими потянулись на Урал и в Сибирь уже в начале июля, а к концу 1941 года в Омскую область было эвакуировано 90 промышленных предприятий. Большинство разместилось на базе ранее действующих предприятий, но 40 были организованы вновь, фактически с нуля. Больше половины из них, конечно, так или иначе были связаны с металлообработкой, но среди этих заводов были также представители пищевой, кожевенной, текстильной, химической и других отраслей промышленности. По данным историков, более 80% продукции омских заводов отправлялось на фронт, а в Омске производили почти всё, что нужно было для нужд армии: танки и самолёты, мины и снаряды для легендарных "Катюш", лыжи и морские карты, радиостанции и гидролокаторы.
"СДЕЛАНО В ОМСКЕ"
Тихий провинциальный Омск изменился до неузнаваемости и в 1941 и в последующие годы — население города увеличилось на десятки тысяч человек. Это были не только рабочие эвакуированных предприятий и члены их семей, но, и например, дети из блокадного Ленинграда и, конечно, раненые. Если пройти по историческому центру Омска, то можно увидеть несколько памятных табличек на знаковых зданиях — там были организованы эвакогоспитали, в которых советские воины восстанавливались от ран, чтобы потом вновь вернуться в строй. Только представьте: к осени в городе было организовано уже 28 госпиталей.
Один из омских госпиталей. Выздоравливающие бойцы слушают патефон.
1941-1942 гг. М.В. Горохов.
А в это время в цехах или вообще под открытым небом (потому что предприятия ещё строились) кипела работа. На заводах активно распространилось двухсотников, трёхсотников и даже тысячников — то есть тех, кто значительно перевыполняет свою норму и осваивает две-три профессии на производстве.
"Уже 23 июня 1941 года на заводе "Механик" за первые четыре часа работы токарь Белогузов выполнил дневную норму на 450%, Коносова — на 248%, слесарь-арматурщик Омского паровозовагоноремонтного завода Волкова только в первой половине дня выполнила две нормы, рабочий Зиман, работая на двух станках, уже 3 июля дал продукции в 4 раза больше, чем прежде", — цитируем портал городатрудовойдоблести.рф
Авиационный завод №166 (потом он станет "Полётом") в годы войны выпустил 78 дальних тяжелых бомбардировщиков ТУ-2, более трёх тысяч истребителей ЯК-7 и ЯК-9. Завод им. П.И. Баранова (первые корпуса на омской земле для него возвели за какие-то три недели) выдал фронту более 15 тысяч моторов, а радиозавод — более 8 тысяч радиостанций для танков и самолетов. Знаменитые танки Т-34 тоже имели омскую родословную, да какую — танковый завод им. К.Е. Ворошилова изготовил более 6900 таких танков, более миллиона корпусов снарядов и около 300 тысяч корпусов снарядов для реактивных установок "Катюша". Помимо этого омичи отправили около двух тысяч башен для танков на уральские заводы.
Завод № 634 ("Элетроточприбор") также был уникален, ведь он изготавливал до 75 % выпускаемых в СССР малогабаритных и 100% переносных электроизмерительных приборов и электрических аппаратов для морских мин. Телеграфный (приборостроительный) завод им. Козицкого выпустил более 8 тысяч единиц радиостанций для танков и самолетов. Паровозоремонтный завод начал выпускать стволы для минометов, а суконная фабрика переключилась на выпуск шинельного сукна и в августе 1941-го отгрузила более 100 тысяч метров для обмундирования. Что говорить, если практически каждый второй солдат Красной Армии ходил в валенках, выпущенных в Омске.
Токарь М. Шанина за проверкой изготовленных деталей. 1941 – 1945 гг. ГИАОО. П-411. Оп. 24. Д. 23. Л. 5.
И таких примеров немало. Фактически все артиллерийские прицелы, перископы подводных лодок, бинокли, дальномеры, триплексы танков и самоходных артиллерийских установок выпускались в Омске — этим занимался эвакуированный оптико-механический завод "Прогресс", который разместили в помещении Омского сельхозинститута.
Выпуском продукции для армии пришлось заняться даже тем, кто к "оборонке" имел косвенное отношение. Например, железнодорожное депо за период 1941 -1943 годы построил 5 бронепоездов и 10 военно-санитарных составов, которые сразу с конвейера уходили на передовую.
Пять лет назад, 2 июля 2020 года, указом президента России Владимира Путина Омск был удостоен почётного звания РФ "Город трудовой доблести" за значительный вклад жителей городов в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.
Фото: Исторический архив Омской области