Можно ли набить читаемый QR-код на тело человека? Выясняем у тату-мастера
Какое место сегодня в культуре и искусстве занимает татуировка, спросили тату-мастера с десятилетним стажем Веронику Полторацкую (Бирюкову).
Татуировка на теле человека — это один из способов выразить себя, найти и обозначить свою идентичность. На протяжении многих лет рисунки на теле служили маркером разных социальных групп, использовались в племенах как защитные знаки рода. Сегодня татуировка занимает особое место в современной культуре. О том, что она собой представляет, ведётся немало споров. Самая острая тема обсуждений — является ли татуировка искусством? И всё больше людей отвечают на этот вопрос — да, несомненно!
Как изменилась индустрия тату за последние несколько лет? Кто такие тату-мастера и что они вкладывают в свои работы? Какие рисунки на теле в моде сегодня и как выражают свою идентичность люди? Все эти вопросы мы задали мастеру татуировок.
Вероника Полторацкая (Бирюкова) — тату-художник. В профессии почти 10 лет. Работает в омском тату-салоне. В качестве мастера её приглашали в Бельгию и Германию.
— Вероника, как начался ваш путь в эту профессию? Это была мечта? Вдохновение? Спонтанное решение?
— Моя жизнь с детства была связана с искусством, но о профессии мастера татуировок я никогда не мечтала. Окончила художественную школу, потом Малую академию при худграфе, потом 6 лет — худграф ОмГПУ. К концу обучения в вузе я начала пробовать себя в качестве тату-мастера. Меня очень вдохновили работы японского мастера Шиги (Shige) — скромного мотослесаря, который стал одним из самых влиятельных тату-художников начала XXI века. Я увидела его работы в журнале, загорелась попробовать сначала на себе, а потом решила пробовать делать тату как мастер и посмотреть, что из этого выйдет.
Профессионального обучения тогда не существовало. Учились у старших мастеров с опытом. И такого наставника надо было найти. На какие-то вопросы тебе отвечали, на какие-то ты сам находил ответы. Всё методом проб и ошибок. Сейчас можно найти курсы и учиться делать татуировки.
— Кто был вашим первым клиентом и что за татуировку вы впервые набили на человеческом теле?
— Имени не помню, но это был парень, я нашла его в интернете, просто увидела, что он интересуется татуировками, написала ему, что я студентка худграфа, рисовать умею, хочу делать татуировки, но у меня совершенно нет опыта. А он согласился. Мы перекрывали ему на груди старую татуировку. У него было там маленькое сердечко, а он хотел перекрыть его олдскульным сердцем. Так что первое, что я набила на человеческое тело — это сердце (смеётся).
— Вероника, по вашим наблюдениям, кто чаще делает татуировки, мальчики или девочки? На какой части тела? И какой возраст обычно у клиентов? Наблюдается ли всплеск 18-летних, которые наконец-то могут нарушить запрет родителей на татуировку?
— Тут зависит от каждого конкретного мастера. Невозможно какую-то статистику выдать. Например, у меня стилистика более нежная, воздушная, поэтому у меня в основном клиенты — это девушки. У других мастеров, по-другому. По части тела… Мне кажется, что в основном это руки. Наверное, там заметнее и самому любоваться и людям показать.
Когда-то работали и с 16-летними, родители писали расписки. Сейчас такого нет. Татуировки строго с 18 лет. Второе — это дорого, и если родители против, мало кто может самостоятельно оплатить. Поэтому всплеска среди клиентов именно 18-летних нет. Мои клиенты, это люди от 20 лет. Самый взрослый у меня был 78-летний мужчина.
— Ого, что накалывал?
— Переделывали его старую армейскую татуировку на плече. Он сам моряк, мы делали в олдскуле традиционный якорь и круг, в котором вписан корабль и волны.
— А что в топе? Цветы, животные, надписи, картины, портреты?
— Зависит от мастера. Что делаешь с любовью, что транслируешь, на то чаще всего и приходят. Я очень люблю растительные мотивы, цветы, абстракцию, животных. С этими запросами ко мне и приходят.
— Всё ли является искусством или у мастеров есть свои негласные правила? Что и почему вы никогда не согласитесь набивать даже за большие деньги и ради опыта?
— Во-первых, не стану делать работы с запрещённой символикой, свастикой, например. Во-вторых, откажусь от работ, которые не в моём стиле. Например, я не делаю black and grey портреты. В принципе, портреты особо не делаю. Если только в моей стилистике, в акварели, но это редко. В реализме я не работаю. Если клиент готов доработать картинку с учётом моих идей — мы сотрудничаем, либо он выбирает другого мастера.
Есть мастера, которые берутся за всё. В результате очень много перекрытий. Если ты хочешь поэкспериментировать, то пригласи модель, но не клиента. Я тоже училась, делала что-то бесплатно на моделях. Только когда я получила опыт, увидела заживший результат, после этого я брала в работу клиентов.
— А если татуировка — это последнее желание умершего человека. Например, кто-то из его живых друзей просит вас выполнить работу в морге, потому что это очень важно — осуществить последнее желание друга. Возьмётесь? Или это технически невозможно?
— Ну и фантазия у вас! Я думаю, технически это делать можно, но я бы отказалась.
— Иероглиф и имя ребёнка в качестве татуировки является сегодня трендовой пошлятиной?
— Ну как сказать. Вообще, когда я только начинала работать, я считала, что это ужасно. Как, зачем и почему люди делают это, хотя можно сделать что-то невероятно красивое в художественном плане. С годами я стала относиться к этому спокойнее. Теперь считаю, что человек должен делать то, что приносит ему счастье. Я очень редко делаю что-то такое, но в начале карьеры делала и имена, и иероглифы. Кстати, тату в виде надписи занимают первое место среди всех перекрытий. Бывает большая любовь, татуировка с именем, а потом любовь проходит и имя меняется. В отличие от цветов или животных, например.
— На какой части тела вы никогда не станете бить татуировку? Есть ли табуированные места?
— Не возьмусь за татуировки интимного плана. Есть также татуировки, которые делаются ради развлечения. Человеку не важно, какое будет качество, какой итог. Например, за губой. Качества там никакого ждать не стоит. Ещё есть места, которые не совсем подходят для татуировок, — это пальцы. На них можно сделать тату, но качество не будет идеальное, потому что мы руками все делаем, кожа здесь обновляется быстрее, воздействие среды сильнее, татуировки подплывают больше. Но если человек готов к этому, можно сделать. Если человек не осознает этих моментов, то этого не стоит делать. Потому что сделать не проблема, вывести потом сложно.
— Как часто и почему хотят удалить?
— Чаще всего удаляют старые, некачественные работы, либо татуировки которые стали неактуальными. Это гораздо дольше, чем многие предполагают. Удаление происходит с помощью лазера, иногда требуется много сеансов. Я не мастер лазерного удаления, в общем, это долго, зависит от глубины залегания пигмента и его количества.
— Насколько важно специальное художественное образование тату-мастеру?
— Я считаю, что тату-мастер — это в первую очередь художник. Бывают люди от природы одаренные, умеют хорошо рисовать, но огранка всё-таки нужна. Хотя бы какие-то знания в плане академического рисунка, знания по цветоведению. Ты либо учишься в университете, либо усиленно занимаешься самообразованием.
— Это также работа с телом, с организмом. Какие-то медицинские знания необходимы?
— Полное медицинское образование — это очень много лет, да и не всё понадобится, чтобы делать татуировки. Здесь важен курс лекций по безопасности ведения нашей деятельности, знания по стерилизации, по грамотной подготовке рабочего места, там есть свои нюансы. Нужны общие знания по части аллергии, реакций организма, оказания первой медицинской помощи. Важно уметь доносить необходимую информацию до клиентов о том, что татуировка это не просто красивенькая картинка, это вмешательство в организм. Мы заносим пигмент под кожу, соответственно, человек должен понимать свою ответственность. Перед походом в тату-салон нужно проконсультироваться с врачом, особенно если есть какие-либо вопросы к здоровью, даже не слишком серьёзные. Есть моменты в работе татуировщика, которые требуют консультации врача. Например, перекрытие шрамов. Не всё можно перекрывать татуировкой. В ряде случаев тату может даже навредить. У меня не было таких клиентов, которые халатно относились к посещению врача. Это здоровье. Большинство клиентов это осознаёт.
— Кстати, приходится ли тату-мастеру выступать во время работы ещё и в качестве психолога? Или вы включаете музыку и полностью уходите в работу?
— Мы же в первую очередь люди. Кому-то нужно сосредоточиться, погрузиться в себя и делать татуировку. Кого-то разговоры не отвлекают. У меня всё зависит от конкретной работы. Если мы делаем тонкие, прямые линии, конечно, мне не до разговоров. Я предупреждаю клиента, что сейчас лучше в тишине работать, а потом, когда мы на менее сложное перейдём, можно и пообщаться. Если татуировка на рёбрах или на животе, то во время разговоров работать неудобно. Если это предплечье или нога, можно и разговаривать. Есть и клиенты, которым комфортнее в тишине, он хочет спокойно полежать, посмотреть какой-нибудь фильм, почитать. А есть люди, которым комфортнее общаться.
— Что вы чувствуете, когда работаете? Я о духовной составляющей в процессе создания произведения искусства.
— Всё то же самое, что при работе на бумаге, либо других поверхностях. Для меня это просто другая техника, а, по сути, ты занимаешься искусством.
— Вы продолжаете писать картины? Это больше хобби или тоже работа?
— Вот сложно сказать. Раньше как-то всё было понятно: учёба, хобби, заработок. Для меня это необходимость что ли — сесть и рисовать для души. Иногда это тесно связано с работой над тату. Моя картина, которую я создала просто потому, что было вдохновение, может стать татуировкой. Это сложная интеграция. Скорее, уже образ жизни.
— Кто или что вас вдохновляет сегодня?
— Другие татуировщики. Мне очень нравятся работы мексиканца Armando Munoz. Это очень классный мастер и приятный сам по себе человек. Он работает сейчас в США. Мы с ним общались, и он в своё время подтолкнул меня к определённой мысли. У меня случился творческий кризис, я потерялась, не знала, кто я. Всё было намешано в стилистике, и цветное, и чёрно-белое. Состояние, когда я не понимала, что делаю. А для меня самоопределение — это важно. В общении с этим мастером я спросила, что он видит, глядя на мои работы? Он обдумал всё и написал, что считает меня в первую очередь акварелистом. И меня осенило: я же люблю акварель, люблю рисовать на бумаге, акварелью, китайской тушью! Так я стала больше вносить акварели в свои работы и нашла себя. У меня появилось своё лицо тату-мастера. Теперь я уже знаю, кто я.
— Какую татуировку считаете самой необычной?
— Когда работаешь тату-мастером много лет, тебе уже не кажется что-то необычным, если честно. Для меня это нормально, а для человека, который не в индустрии, это будет прикольным. Ну навскидку — хинкали как-то делала.
— Хинкали???
— Девушка съездила в Грузию, там научилась их лепить, ей понравилось, может, что-то ещё личное с этим связано, но она захотела сделать тату в виде хинкали. Почему нет?
— Это лучше, чем иероглиф?
— Да, прикольнее. С художественной точки зрения интереснее.
— Какими работами вы гордитесь?
— Сложный вопрос! Я все свои работы люблю, это же я делала (улыбается). Я горжусь большими проектами, которые мы с клиентом выстрадали. Однажды мы делали очень большую работу за один раз — от бедра и до верхней части рёбер. Почти 7 часов работы! И для мастера, и для клиента это тяжело. Но итог того стоит.
Ещё одна интересная работа у меня была несколько лет назад. Надо было закрыть трайбл на пояснице. Клиентка хотела перекрыть это цветком лотоса. Я сказала, что лучше сделать не просто цветок, а большую композицию. Девушка сначала не решилась, но потом пришла через несколько лет, и мы за два сеанса сделали большую татуировку: бедро, поясница, ребра. Диагональ по всему телу. Работали прям до ночи, и сделали очень красивую работу с абстракцией, лотосами. Вот такими работами я горжусь. И горжусь тем, что люди ко мне возвращаются. Это для меня очень приятно.
— Как отдыхают тату-мастера и вы в частности? Есть ли в этой сфере профвыгорание?
— Мне кажется, я не отдыхаю. Вы знаете, я несколько лет не была в отпуске. Недавно только на пару недель съездила в отпуск. Это было странно. В отпуске я не делала ничего. Нет, ну порисовала, конечно, потому что совсем не рисовать — с ума сойдёшь. А вот то, что я не делала татуировки, это было странно для меня и непривычно.
Что касается профвыгорания, бывают моменты сложности, какие-то творческие кризисы, но когда у тебя есть хороший коллектив из тату-мастеров, это помогает преодолеть непростые моменты. У нас в салоне "Тату-студия VIP tattoo" очень хороший коллектив, я могу их назвать близкими людьми, потому что мы вместе уже много лет. Всегда есть с кем поговорить в коллективе, обсудить не только рабочий процесс, но и свои душевные переживания. Это семья.
— Кстати, про семью. Родственникам делаете татуировки?Или есть пунктик — не работать с родными?
— Так я бы сделала! Но родственники у меня не особо интересуются татуировками. Друзьям, да, делаю.
— А сами себе?
— И себе тоже. Но это технически неудобно. Сделать можно, но больше дискомфорта.
— Как ведут себя клиенты, когда им страшно?
— У всех разная реакция. Кому-то нужно поболтать, разрядить обстановку, шутки шутить, и работать спокойнее. Обычно задают очень много вопросов о том, насколько это больно, с чем сравнить эти ощущения, что можно сделать, чтобы было не так больно.
— И что делается, чтобы было не так больно?
— В нашей работе используют только местные профессиональные анестетики для татуировок. Это мази. Но это не панацея, и при их использовании есть определённые риски: не должно быть аллергических реакций, всё должно быть хорошо с давлением. Если есть недостаток белка в организме, тоже не рекомендуется использовать обезболы. Если есть возможность потерпеть, то лучше потерпеть. В Европе, где я работала, практически не пользуются обезболивающими средствами. Это связано с законодательством, и как-то отношение немножко другое.
— Что можно и что нельзя делать во время нанесения татуировки?
— Кофе, алкоголь, энергетики — ни в коем случае! Нельзя повышать давление. Перед сеансом нужно обязательно покушать, постараться выспаться. Можно взять перекус с собой. И обязательно удобную одежду.
— Где именно вы работали за границей и ощутили ли разницу в самой работе, клиентах, их запросах?
— Я работала по приглашению в Бельгии (город Хасселт) и в Германии (Дортмунде и Тросдорф). Клиенты в Бельгии очень интересуются именно личностью мастера. У нас больше людей заботит техническая сторона, а в Бельгии — личность мастера, который будет делать тату. По выбору татуировок — тенденции плюс-минус похожи. Это как бы интернациональное всё. В Европе я делала меньше цветных работ. В Тросдорфе не сделала ни одной цветной работы, а в Дортмунде в основном только цветные. Тут разброс статистики непонятный.
Очень популярно там делать памятные татуировки. В Бельгии, например, случилась очень трогательная история. Ко мне приходила семья: мама, папа и две дочери. Они все делали памятную татуировку в честь ещё одного их ребёнка, у которого был синдром Дауна и которого уже не стало. Вся семья приняла решение сделать в честь неё татуировки в виде подсолнуха. Это очень трогательно…
— Если человек не знает, чего хочет, но хочет красивое тату, предлагаете ли вы ему отказаться от затеи, пока он не определится?
— Мы можем предложить человеку свои свободные эскизы. Либо на консультации поговорить, хотя бы плюс-минус выяснить, что ему нравится, по стилистике определиться, а затем отправить думать, потому что шаг-то ответственный на самом деле. Мы же не гадалки, не можем натальную карту составить и вычислить, что человеку нужно: лису или розу. Поэтому ответственность выбора всегда лежит на клиенте. А оформить идею красиво мы поможем. Лучшие работы, самые красивые работы получаются, когда происходит сотрудничество с клиентом. Тотальный контроль я как художник не могу перенести, если честно. Если начинается давление, то возникают сложности.
— Тату — это навсегда или со временем необходимо обновлять?
— Зависит от стилистики. Некоторые работы требуют коррекции через несколько лет. Это касается тонких линий. Может потребоваться коррекция со временем. Есть такие, которые не требуют коррекции, только если человек хочет поярче сделать. Такого, что через 5 лет ты должен прийти обязательно, нет.
— Ходит миф, что краски, используемые для тату, загрязняют кровь. Так ли это? И как набивание тату может отразиться на здоровье обладателя?
— Странный миф, так скажем. Сертифицированная краска уже безопасна. Фатального вреда для здоровья исследования не выявили. Некоторые частицы краски, которую мы заносим под кожу, оседают в лимфоузлах. Были исследования насчёт связи рака и краски, но это не было доказано. Также исследования проводились насчёт татуировок и МРТ. В татуировках содержатся металлы, и проверялось, как себя ведёт организм при магнитной томографии. Выявили, что у одного или двух процентов людей при процедуре может ощущаться лёгкое покалывание. Больше ничего.
Были ещё исследования на предмет того, как татуировки повышают иммунитет. Это же стресс для организма, и организму требуются силы и выработка антител. Соответственно, иммунитет работает активнее. То есть татуировка, по сути, даже и полезна.
— Что изменилось за 10 лет вашей работы в индустрии?
— Сильно всё изменилось в технике, качестве красок. Моряк Джерри, отец американской татуировки, собрал первую машинку, и она мало изменилась к началу этого века, когда я начинала работать. Это была по весу тяжёлая конструкция с сильной вибрацией. Мне было тяжело работать таким оборудованием, через несколько лет начали болеть суставы. Сейчас всё по-другому. Есть традиционное тату-оборудование, но есть и беспроводные тату-машинки с безопасной картриджной системой вместо традиционных игл. Одноразовый картридж состоит из носика, иглы, специальной мембраны и толкателя. Это безопасная система — из-за наличия мембраны внутрь аппарата ничего не попадает. Сейчас вход в индустрию гораздо проще с технической точки зрения, но качество входящих — это уже другой вопрос.
— Как выбрать тату-мастера?
— Первое — посмотреть его портфолио. Не только свежие работы, но и зажившие. Отвечаем себе на вопрос, соответствует ли это портфолио тому, что мы хотим нанести на свою кожу. Тогда не случится ситуации из разряда ожидание/реальность. Обязательно смотрим студию. Она должна вызывать доверие: чистое, красивое пространство. Желательно сходить на личную консультацию с мастером. Сейчас, когда есть профессиональные мастера и студии, лучше делать там, а не на дому, потому что в первую очередь это безопасность, это здоровье.
— Почему татуировка стоит дорого? Какой диапазон заработка у татуировщика?
— Потому что мы платим за качество и скил мастера. Насколько он художественно подкован, понимает и чувствует анатомию, как правильно располагает тату на теле, имеет ли художественное образование, как относится к своей работе, в каком месте работает. Если мы хотим получить красивую, грамотно вписанную работу, сделать её в красивом месте, с соблюдением норм стерилизации, с качественными расходными материалами, соответственно, это не может стоить дёшево. У каждого мастера своя цена. Мы художники. У нас у всех разный опыт и талант. Исходя из опыта, портфолио, качества работ, мастер может выставлять свою цену. Может очень мало, а может очень много.
— Можно ли набить считываемый QR-код на человека?
— QR-код набить можно, но когда он подплывёт через время, не будет считываться. От размера зависит, но теоретически, да, можно. Кстати, есть роботы, которые делают татуировки. Они, наверное, с этой задачей легко справятся технически выверенно.
— Если бы вы могли использовать не только кожу, с каким материалом вы бы поработали как тату-мастер?
— Зеркало. Это не совсем татуировка, но по технике выполнения очень схожа. Это когда делают гравировку на зеркалах. Там, как и в татуировке, подготавливается трансфер, его приклеиваешь, снимаешь, а потом специальным гравером делаешь на зеркале нужную гравировку. Это очень похоже на то, как с тату-машинкой работать.
— Какая татуировка, на ваш взгляд, станет классикой будущего? Все повально будут накалывать имена детей, QR-коды или придут всё-таки к более глубокому пониманию искусства?
— Сейчас огромное многообразие стилистик в татуировке! Очень сложно сказать, к чему люди придут. Если посмотреть на историю изобразительного искусства, как оно развивалось от попыток передачи реалистичного изображения к импрессионизму, авангардизму, то этот путь и в татуировке идёт. Если про тенденции говорить, то я бы, наверное, сказала, что абстракция набирает обороты. Но в то же время татуировка сохраняет стили, которые появились ещё на заре зарождения татуировки как таковой. Полинезия, классическая японская татуировка, традиционная американская татуировка до сих пор существуют. Это всё в одном отрезке времени. Невозможно прийти к чему-то одному, будет разнообразие, как и в изобразительном искусстве.
Фото: Елизавета Медведева, а также предоставлены героиней публикации