Олег Курнявко: «Математика для тех, кто думает, а уметь считать не обязательно»
19 мая в Омске пройдёт математическая олимпиада для школьников. Ученики средних классов почти год к ней готовились, решая сложные задачи. Цель проекта "Трамплин" — поддержать талантливых ребят: победители получат стипендиальную поддержку, а те, кто покажет лучший результат, попадут в группы подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по математике в 2024-2025 учебном году.
О том, почему математика — это классно, мы поговорили с Олегом Курнявко — человеком, влюблённым в числа, руководителем центра олимпиадной подготовки "Трамплин", заведующим кафедрой естественных наук и информационных технологий Омского института водного транспорта.
— Первый вопрос от гуманитария: зачем углубленно изучать математику, если есть калькуляторы и умные компьютеры?
— Математика — это наука для тех, кто умеет думать и находить нестандартные решения. Вот такой человек и есть настоящий математик, а считать не обязательно. Мы все считаем с ошибками.
— Неожиданно!
— Вы бы побывали на моей лекции — это прям кошмар. Иногда что-то пишешь, пишешь, пишешь… а потом студенты говорят: "У вас вот там в начале была ошибочка", и ты всё стираешь и начинаешь сначала. Это такой опыт настоящей жизни: ты считаешь, потом ошибаешься, находишь эту ошибку, исправляешь и идёшь дальше. Дело в том, что компьютер превосходит человека, пожалуй, в главном — в количестве операций в секунду. Он делает многое быстрее нас, но он делает то, чему его раньше научили. И поэтому должны быть люди, которые научат этого робота.
— Какая у вас была мотивация для того, чтобы создать олимпиаду по математике?
— Я думаю, что большей частью мотивацией стало не моё детское олимпиадное прошлое, а скорее то, что я занимаюсь математикой сейчас. Я нашёл своего научного руководителя, мы решаем классные задачи. И мы получаем огромное удовлетворение от этого, и хочется показать всем остальным, что это тоже классно.
— Что объединяет детей, которые приходят к вам на занятия? Это лишь интерес к математике или что-то ещё?
— Вы знаете, очень важно при формировании коллектива, чтобы люди понимали друг друга. Когда вы все математики, то вы, в принципе, смеётесь над одними и теми же вещами, вы понимаете шутки друг друга, у вас уважение вызывают одни и те же люди. В декабре этого года к нам приезжал Андрей Михайлович Райгородский, директор физтехшколы прикладной математики и информатики МФТИ, и здесь была открытая лекция. Видно было, что те школьники и студенты, которые собрались здесь, его понимают. Они смеются над его шутками. Задача была сложная, а вот мы взяли и нашли классное решение. И оно красивое, изящное, и они это видят. То есть у них общее представление о красоте. Что такое красота? Красота — это когда всё предусмотрено. Такое особое понятие — математическая красота. Поэтому, как мне кажется, эти наши олимпиадные группы закладывают основу математического комьюнити. И мне кажется, что математики — самые подвижные в этом плане. Везде можно найти математические тусовки.
— "Математическая тусовка" — звучит интересно, потому что у меня математики с тусовщиками не ассоциируются.
— Математики очень дружелюбные и общительные. Есть, конечно, и одиночки, которые просто сидят над задачами, но это редко. На матфаке всё время какие-то капустники, какие-то идеи реализуются.
— Почему умным быть классно не только для того, чтобы стать успешным в науке, но и для обычной повседневности?
— Есть много примеров того, что умные люди добиваются очень многого, добиваются успеха в жизни, но, понимаете, здесь важно быть не просто умным, а быть умным и заниматься тем, что тебе нравится. Потому что невозможно добиться успеха и при этом ненавидеть свою работу. Но ум — это такая вещь, которая позволяет, с одной стороны, добиваться успеха, а с другой стороны, очень важно, что ты попадаешь в компанию людей, которые такие же умные и они тебе симпатичны. Вот попасть в классную команду людей, которые понимают тебя, для которых твои ценности — это их ценности, наверное, это самое важное. Поэтому умные люди попадают в классные команды и компании. Есть огромное количество предпринимателей с математическим бэкграундом. И у этих людей, как правило, есть такой опыт и олимпиадной деятельности.
— Кстати, об олимпиадах. Почему важно не просто дома в тетради примеры решать, но и с другими соревноваться?
— Олимпиада — это классная вещь, которая хорошо прокачивает. И это, опять-таки, комьюнити, ты попал в математическую среду и в среду умных людей. В своё время каждый из нас, кто организовал этот большой проект "Трамплин математика", попали в такую среду. Станислав Николаевич Капустин, благодаря которому существует этот проект, по образованию математик, и он говорит: "Да-да-да, нужно показать всем, что математика это классно, что умным быть классно".
— Школьники, которые присоединяются к этому проекту, заинтересованы в том, чтобы попасть в такую среду?
— Я думаю, что их главная мотивация в том, что им нравится то, что они сейчас делают. И у них это получается. А когда что-то получается, хочется повторить. Но важно для них и комьюнити. Особенно это заметно, когда дети выезжают на какие-то большие мероприятия, например, на всероссийские олимпиады по математике, где как раз самые умные дети видят друг друга. С одной стороны, они друг для друга становятся планками, до которых нужно дорасти. Они пытаются друг друга обогнать. Это их стимулирует, это их драйвит. Вот мы сейчас рассуждаем о том, почему умным быть классно, а для детей это больше, наверное, про состояние внутреннего драйва. У них получается, и им хочется ещё. И мы хотим их поддержать в этом. Но самое главное, что этот слоган "Умным быть классно" не для тех, кто уже в математике. Он для тех, кто вокруг, чтобы они сказали, что эти ребята умные, что это классно и чтобы быть умным, надо быть такими же и быть там же. Наша задача — показать, что не только родителям важно, чтобы дети становились умными, но и многим успешным людям вокруг тоже важно, чтобы они становились умными. И нам будет приятно, что этот человек получил некий трамплин-старт вместе с нами.
— Опираясь на личный опыт, могу сказать, что олимпиада — это большой стресс. Вы как-то помогаете детям справиться с волнением?
— Пока у нас нет такой практики, но это хорошая идея, действительно это нужно делать. В основном к нам приходят уже те, кто так или иначе в математику погружался, и у них есть математическая устойчивость. И я надеюсь, что для них это не будет большим стрессом, даже если они не займут какое-то призовое место. Потому что, в принципе, сам опыт математиков приучает человека к тому, что задача может не решиться, и это нормально. Но вашу мысль о том, что нужно обратить на это отдельное внимание, надо обдумать, да.
— Большой ли интерес вообще к вашей математической олимпиаде?
— Пока что у нас зарегистрировалось порядка 150 человек. Это достаточно много. Мы рассчитывали, конечно, на ещё больший интерес, потому что, как я говорил, наша задача — привлечь не только тех, кто уже имеет склонность к математике, но и помочь людям прийти, увидеть, заинтересоваться и открыть для себя математику с той стороны, которая для них раньше была недоступна. Но эта олимпиада проходит первый раз, и мне кажется, что если цифра 150 сохранится, то это будет хороший результат. Потому что самое главное — эти дети увидят, что математика даёт дальнейшее продвижение в жизни. Что уже сейчас можно получать стипендии, можно ездить на олимпиады, можно получать удовлетворение от этого всего. И мы надеемся показать, что существует огромное количество успешных компаний, которым нужно, чтобы эти дети стали успешными, которые ждут их, которые хотят, чтобы они стали частью их команд.
— Для школьников средних и старших классов самое важное — сдать экзамены на высокий балл. Помогает ли в этом участие в олимпиаде?
— Олимпиадная математика — это не подготовка к экзаменам, но она помогает. Потому что задачи, которые решают дети в наших олимпиадных группах и которые будут здесь непосредственно на олимпиаде, на порядок сложнее тех, которые есть в ЕГЭ. И поэтому, если уж ты умеешь прыгать на высоту, не знаю, там 2,4 или 2,5 метра, то ясно, что высоту в полтора метра ты возьмёшь так или иначе. Я больше, чем уверен, что те дети, которые занимаются математикой в наших группах "Трамплин", и уж тем более те из них, кто займёт призовые места на нашей олимпиаде, для них сдать ЕГЭ и ОГЭ не станет проблемой. Это неизбежное следствие. И я уверен, что эти дети автоматически сумеют успешно сдать математику. Да и физику, я думаю, тоже.
— Уровень задач посложнее?
— Существенно сложнее. Но это совсем другие задачи. Здесь всегда есть много споров насчёт того, а является ли олимпиадная математика настоящей математикой. Потому что даже известные математики, которые добились больших успехов в своей области, если им дать какие-то сложные математические задачи, не факт, что они решат их. Это не означает, что они плохие математики. Это означает, что просто нужна насмотренность и нужен опыт в конкретной области. И, когда дети занимаются, они эту насмотренность получают. Но когда они делают это в области олимпиадных задач, у них становится широким кругозор. Всё-таки, когда мы потом выходим в области специализации, мы заужаем себя немножко. Но это цена того, что в каждой конкретной области каждый специалист становится ну просто мегаспециалистом.
Отметим, ещё можно отправить заявку. Подробности ищите на сайте проекта.
Главное фото: Елизавета Медведева Фото: скриншоты программы "Свободное время"