«Недоверие — это не дружба», — участница проекта «Наставничество» в Омске
Продолжаем рассказывать об одном из самых добрых и нужных проектов в Омской области. Интервью с участницей проекта.
Проект "Наставничество", в котором взрослые омичи могут подружиться с подростками из детского дома, начал работать в Омске в прошлом году. Несколько лет проект развивается в 30 регионах России и в Казахстане. В Омской области стать наставниками выразили желание более ста омичей. За год удалось сформировать 22 пары. Как показал опыт в нашем регионе, большинство наставников — старше 30 лет. Чаще в проект идут женщины, мужчин-наставников пока только двое.
Подробнее о "Наставничестве" и правилах участия в нём мы писали ранее. Интервью с координатором проекта по Омской области Гульнарой Мукашевой можно прочесть здесь.
Сегодня мы публикуем интервью с 15-летней участницей проекта Екатериной. По договорённости с героиней, мы изменили в материале её имя и не публикуем фото.
Изображение создано с помощью Midjourney — Катя, расскажи немного о себе? Чем любишь заниматься? Какая музыка, книги, еда нравятся?
— Я учусь в восьмом классе. Живу в детском доме уже четыре года. Больше всего люблю гулять и общаться с друзьями. Читать люблю фанфики (любительское сочинение по мотивам произведений литературы и кино, комиксов, компьютерных игр. Авторами являются поклонники оригинальных произведений — прим. ред.). Это увлечение у меня где-то полгода. Мне нравятся вымышленные миры, где можно включить воображение. Из музыки я люблю Пэйтона Мурмиера (американский тиктокер, певец) и Анну Асти. Рисую редко, больше природу. Я люблю экспериментировать на кухне. Когда езжу домой, стараюсь что-то готовить. У меня три любимых блюда: борщ, картошка с курицей в духовке и жареная картошка.
— В проекте "Наставничество" ты уже больше полугода. На твой взгляд, о чём этот проект? Почему он заинтересовал тебя и как ты относишься к его правилам?
— Нам рассказали о проекте в детском доме, что есть возможность обрести взрослого друга и самому стать другом кому-то. Нас спросили, кто хочет в нём поучаствовать, я даже не понимала, что именно там будет, просто решила согласиться. И нашла хорошего друга. На мой взгляд, все правила проекта хорошо продуманы, менять что-то или добавлять я бы не хотела.
— Долго ли ты ждала, когда подберут пару? Опасалась ли чего-то? И как прошла ваша первая встреча?
— О том, что мне нашли наставника, я уже узнала через несколько дней, после того как согласилась на участие. Конечно, здорово самой выбрать, но мне нашли хорошего наставника. Мы можем свободно говорить на разные темы, я могу спросить совета. Со сверстниками так не получается. Трудно было начать общаться. Я не понимала, что я делаю, как с человеком найти связь. Потом я успокоилась, привыкла.
На первой встрече я очень сильно волновалась, что за незнакомый человек, не знала, какой у неё характер, как мы будем общаться. Но когда я её увидела, поняла, что она хороший человек. Если люди хорошо относятся ко мне, то я принимаю их. На первой встрече мы недолго поговорили, обменялись телефонами. Моей наставнице надо было ехать по делам, и мне надо было к маме ехать. Потом уже через неделю поехали за город. Мы там долго гуляли и разговаривали. И нашли общий язык. Наставница сказала довериться ей, и я поняла, что это безопасно. Я могу в любое время написать и позвонить, мы так договорились.
— Что важное для себя ты узнала о наставнике?
— Она очень добрая, честная, позитивная. Ещё целеустремлённая, и мне это нравится. Я ей доверяю. Ведь недоверие — это не дружба. Однажды я поделилась своей проблемой, которая меня мучила, и я не знала, как поступить. А наставник просто сказала мне, как можно поступить по-другому, чтобы потом не было плохо. Я не могу про этот важный вопрос рассказывать, но мне тогда очень помог совет. Я перестала плакать.
— Как общение с новым взрослым другом влияет на тебя?
— Мы часто куда-нибудь ездим, ходили в кино, на каток, в приют для собак, на мастер-классы разные. Наставник помогает мне раскрыться людям, доверять им. Я стеснительная. Сейчас я начала открываться. Бывает страшно, потом, когда это проходит, понимаешь, что это комфортно и безопасно, — становится интересно.
— Какая встреча или поездка тебе запомнились больше всего?
— Недавно мы ездили в экопарк "Малина" за городом. Мы там купались: я с наставницей, моя лучшая подруга со своей наставницей. Это был незабываемый день, потому что я была с теми людьми, с которыми мне хорошо, а не с теми, кто может испортить настроение.
— Что ты ценишь в людях и кого назовёшь другом?
— В людях я ценю доброту и понимание. Мне не нравятся высокомерные люди, которые думают много о себе и совсем не думают о других. Раньше я общалась с такими людьми. Делаешь добро, а они одним местом поворачиваются. Друг — это тот, кто рядом в любой момент, кто находит время для тебя и для кого у тебя всегда найдётся время. Когда ты можешь раскрыть секрет, и тебе раскрывают секрет, и вы не боитесь, что о нём ещё кто-то узнает. Кто может тебе дать совет и помочь в любой в момент.
— Какой поступок человека может тебя обидеть или огорчить?
— Если моя история, проблема или секрет, которыми я поделилась, будут кому-то ещё рассказаны. Это будет самое подлое для меня.
— Что говорят другие дети, которых ты знаешь, о проекте? Есть ли те, кто не хочет в нём участвовать? Интересуются ли те, кто не участвует?
— Мы не особо говорим на эту тему. Я слышала, что мою наставницу и ещё наставниц двух девочек считают лучшими.
— А что значит "лучший"?
— Честно, не знаю. Они регулярно приезжают, встречаются с нами, куда-то возят. Они помогают и слышат, что нужно. У некоторых могут месяц не приезжать. Таких, кто плохо отзывается о проекте, у меня нет. Наоборот, много тех, кто хочет участвовать. Была девочка, которая отказалась от наставника, но они вообще не встречались, увиделись один раз.
— Сложно ли говорить о своих переживаниях наставнику, психологу, взрослым?
— Бывает и такое. Всегда непонятно, как примут.
— Куда бы ты хотела поехать?
— В Крым. Там очень хорошо. Я в прошлом году была там в лагере "Алые паруса". Мне понравилось. Там другие люди, тепло. У нас было много экскурсий, я узнала много нового. И море я увидела в первый раз, только не искупалась. Я хотела бы ещё раз туда поехать.
А вообще у меня две вещи, которые я очень хочу. Это поехать в Америку, чтобы вживую увидеть Пейтона Муймаера. И в Корею, потому что там очень красиво. Это видно по дорамам, я их тоже люблю смотреть. Вот хочу узнать на личном опыте, так же там красиво, как в кино, или нет.
— Думала ли ты о будущей профессии? Кем ты себя видишь во взрослой жизни?
— Да. Я хочу выучиться по двум специальностям — повара, потому что, как я уже сказала, люблю готовить, и мастера маникюра. Мне нравится этот процесс. Люблю макияж и краситься. Мода меня интересует, мне нравится быть красиво одетой и хорошо выглядеть.
— Кто из актрис или певиц тебе нравится?
— Внешне? Это Валя Карнавал и Анна Асти. Они красивые.
— Есть ли у тебя мечта?
— Я хочу, чтобы у меня была хорошая семья. Не хочу повторить судьбу своей мамы. Не хочу, чтобы мой ребёнок испытал то, что испытала я. С мамой я общаюсь очень хорошо. Мы можем переписываться и созваниваться. Я спокойно езжу к ней, она — ко мне. Но по документам мы не можем жить вместе, а сейчас она какое-то время не сможет меня забирать. Отца я знаю и бабушку, но мы не общаемся. У меня в свидетельстве о рождении прочерк в графе "отец", поэтому официально никто не может меня забрать из детского дома. Я знаю, что у меня есть маленькая сестра, но мне не дают с ней общаться.
— Что даёт тебе силы справляться с трудностями?
— У всех разные истории: у кого-то хорошие, у кого-то плохие. Мне помогают мама и теперь наставник. Они могут дать мне совет, и я им за это благодарна. Вначале мама была против наставника, потому что я в свободные выходные была с ней и не могла ехать к маме. Но сейчас она понимает, перестала так сильно ревновать меня и спокойно доверяет. Всё хорошо.
— Когда закончится проект, продолжишь общение с наставником?
— Да. Мне этого бы очень хотелось.
Интервью со взрослым участником проекта "Наставничество" можно прочесть здесь.
Изображения созданы с помощью Midjourney