«Никто его не жалел», или Здоровая инклюзивность на большой сцене
Первая самостоятельная режиссёрская работа Александры Каспаровой совершила революцию на большой сцене Новосибирска.
В разгар тенденции на интровертность, когда вокруг постоянно слышны ложные и стереотипные: "Я весь в себе" и "Я не люблю людей", Театральная компания Глеба Матвейчука представляет спектакль о том, кто гоним "утиным народом" и мечтает хоть на мгновение перестать чувствовать себя одиноким. На сцене Новосибирского молодёжного театра "Глобус" директор Театральной компании Глеба Матвейчука Александра Каспарова, которая ранее выступала в роли второго режиссёра, представила свою первую самостоятельную работу — "Гадкий утёнок" (6+).
Изначально у театра был запрос на детскую сказку с громким названием, но режиссёр усложнила себе задачу: она отказалась от весёлых "трёх прихлопов и двух притопов" и придала работе значимую социальную миссию. Поставила на академической сцене первый инклюзивный спектакль, где главную роль исполняет "солнечный" артист.
— Это просто гипертрофирует проблематику произведения. Потому что вне контекста особенностей здоровья каждый из нас в какой-то момент жизни мог себя чувствовать изгоем, быть вне общества. Здесь всем понятно, о каком чувстве идёт речь, что это за ощущение — "быть не таким", — рассказала режиссёр-постановщик Александра Каспарова.
С детьми и взрослыми, имеющими ограниченные возможности здоровья, она работает уже более двух лет в фонде "Аревик" и не считает это взаимодействие сложным. Однако многие артисты новосибирской театральной труппы впервые очутились в диалоге с непохожим на них человеком.
— Мало того, что у меня не было опыта участия в инклюзивных проектах, у меня даже не было опыта общения с людьми с особенностями развития. Это интересный опыт, это тёплый опыт, — поделилась актриса Мария Соболева.
— Ты не можешь прийти в общество и сходу сказать: "Эгей, любите меня все". Нет, такого не получается вообще нигде и никогда. Каждый из нас оказывается в ситуации, где ты находишься в неравных условиях с кем-то, а таким детям, сейчас скажу плохое слово, — "не повезло" быть в такой ситуации всегда, — отмечает актёр Андрей Калашник.
Казалось бы, что может быть проще, чем не обращать внимания на особенности здоровья каждого из нас и не сомневаться в том, что этот фактор никак не скажется на наших возможностях и правах? Но в реальности здоровая инклюзивность всё ещё цель, к которой общество только стремится.
— Самая первая неадекватная реакция — это реакция врача-неонатолога в роддоме, когда он только принимает ребёнка. Тогда жизнь сразу разламывается на две половины: вот ты в предвкушении счастливого родительства — раз, и на тебя холодной водой: "А зачем вы рожали? Не в курсе, что он такой родился?", — вспоминает Ирина Шерстобитова, мама особенного ребёнка.
"Утка такой быть не должна. Утка должна быть уткой"
Кто-то скажет, что эти дети необучаемы, но наука доказала: они способны на большее, чем от них принято ожидать. И никаких преград к развитию не существует. В будущем они могут работать и даже справляться с задачами профессиональных актёров. Именно так сложилась судьба Павла Есипова.
— Мне 26 лет, у меня в театре есть главная роль. Я репетировал два месяца, это было летом. Речь разрабатывал, потом текст разрабатывал. Мне дали гримёрку, я подружился с актёрами, — говорит Павел, исполнитель роли Гадкого утёнка.
Конечно, в эмоциональном плане работа потребовала определённых усилий. Самой тяжёлой для него оказалась первая сцена, где весь птичий двор и даже мать главного персонажа кричат: "Лучше бы тебя не было!". Слёзы и неподдельный страх — обойти это здесь не удалось.
Я очень хорошо помню репетицию, когда у Паши случился срыв. Да, сначала это всё игра, но в какой-то момент его накрыло — он понял всю глубину этой истории, ведь с её наполнением он знаком как никто другой. Существовала очень хрупкая эмоциональная граница, поэтому я много говорила: Паша — ты не гадкий утёнок, ты артист. Но я его не жалела, никто его не жалел, — рассказывает Александра Каспарова.
Режиссёр отмечает, что главное в инклюзивной работе — не делать никаких поблажек для ребят с ограничениями возможностями здоровья и максимально адаптировать процесс, дать им шанс стать полноценной частью театрального сообщества. Работа на равных и интеграция в реальную жизнь — в таких условиях их результаты становятся лучше, чем в социализирующих адаптивных кружках.
В художественном решении преобладает минимализм. От содержания спектакля ничто не должно отвлекать. Каждая локация классической сказки решена по-новому. У Андерсена в произведении есть Бабушка, что живёт с котом и курицей, у Александры Каспаровой эта героиня — типичный представитель общества потребления: избушка превращается в комнату, идеальную для потребления фастфуда, к гостю старушка имеет лишь один вопрос: "А ты что-то полезное сделал для общества? Если нет, то тогда ты не нужен нам", а курица — да, она давно съедена.
В спектакле "Гадкий утёнок" разбивают стереотипы об "экономической полезности" людей и возможностях тех, кто живёт с синдромом Дауна. Ведь один из них сделал свой первый шаг и впервые вышел на профессиональную сцену вместе с драматическими актёрами. Голосом рассказчика является Александр Балуев, композитором проекта выступил сам Глеб Матвейчук.
— Это своего рода революция на академической сцене. Мне кажется, режиссёр выбрал правильный язык повествования. Александра рассказывает историю прямым текстом — без каких-либо второстепенных камуфлирующих составляющих. Спектакль прежде всего учит добру, правильному отношению к жизни и к миру: все мы друг на друга не похожи, — замечает Глеб Матвейчук.
Проект плотно вошёл в репертуар новосибирского театра "Глобус" — билеты проданы на 3 месяца вперёд. Видимо, зрители и вправду нашли в условностях постановки мир, в котором есть место любви и сотрудничеству, где в финале у каждого птенца есть шанс стать частью белоснежной стаи лебедей. Телеканал "Продвижение" представляет документальный фильм "Гадкий утёнок". Театральный полёт" (12+).
Согласно статистике, в России сегодня живёт более 11 млн человек с особенностями в развитии. Каждый из них имеет право на самовыражение и полное раскрытие своего творческого потенциала. Сделать шаг в мир театра ребятам "с солнцем внутри" можно в Омске. О такой мастерской имени Саши Волгина мы уже рассказывали в документальном фильме "Особенные" (16+). Именно профессиональный рост и интеграция в среду ежедневной суеты каждого из нас помогает им стать сильнее и ощутить вкус жизни.
Фото: скриншоты документального фильма "Гадкий утёнок". Театральный полёт"