Развалин нам не надо: почему власти Калачинского р-на в упор не замечали полуразрушенную дамбу
БК55 возвращается к очередной истории из Калачинска, которая вскользь была упомянута ранее — прокуратура отчиталась о долгожданном понуждении районной администрации к приватизации дамбы с водостоками.
Но не всё здесь так просто.
Сперва небольшой экскурс в историю. Гидротехнические сооружения (ГТС) на озере Калач строились ещё в советское время для поддержания необходимого уровня воды до трассы Калачинск–Ивановка, чтобы потом направить потоки в Омь.
В сеть входят собственно ГТС, котлован и дорога, под которой проходят трубы.
Принадлежавшие ранее государству сооружения после 1991 года стали ничейными.
Никто их не содержит и за ними не следит, поэтому сети серьёзно обветшали.
Элементы ГТС первого уровня рассыпались, асфальт над трубами провалился, а ограждения обрушились в воду и рассыпались — да и сам проезд уже размывается идущей под насыпью водой.
Дальше, на втором уровне идёт котлован, некогда бывший излюбленным местом рыбаков. Здесь уровень воды поддерживался железобетонными секциями, нижние части которых рассыпались, а верхние обрушились в воду, таким образом, не поддерживая высоту воды вообще.
На третьем уровне располагаются сектора частичной очистки. Они также пришли в негодность и поросли кустарниками, а их ограждения тоже упали в воду.
В 2021 году калачинский депутат Виталий Поддубиков забил тревогу, обратившись в Минприроды Омской области.
И вот что в ведомство ему ответило:
В рамках рассмотрения обращения еще летом 2021 года специалистами Минприроды Омской области осуществлен выезд на место, по итогам которого установлено следующее.
С целью предотвращения переполнения озера Калач и затопления прилегающих жилых построек на озере Калач предусмотрена система водосбросных сооружений (схема сооружений прилагается). В настоящее время водосбросные сооружения находятся в аварийном состоянии и не выполняют своих функций.
Необходимо отметить, что вышеуказанные сооружения не включены в перечень гидротехнических сооружений (далее — ГТС), расположенных на территории Омской области. После проведения многократных инвентаризаций ГТС информация о них в Минприроды Омской области не поступала.
То есть районная администрация не придавала этому ни малейшего значения.
А Минприроды это, получается, вполне устраивало!
Указанные сооружения обладают признаками ГТС, так как предназначены для использования водных ресурсов и создают подпор воды. В связи с этим, их эксплуатация должна осуществляться в соответствии с законодательством в области безопасности гидротехнических сооружений, а также требуется подготовка специальной документации.
Вместе с тем, Минприроды Омской области считает целесообразным подержание сооружений в работоспособном состоянии и поддержание соответствующих уровней воды в озере Калач.
Для этих целей Администрации Калачинского муниципального района Омской области рекомендовано провести мероприятия по подготовке документов на сооружения и оформлению их в муниципальную собственность.
Таким образом, Минприроды Омской области считает целесообразным рассмотрение вопроса о софинансировании мероприятий по капитальному ремонту ГТС из областного бюджета после их оформления в муниципальную собственность.
Народный избранник, видя, что районная управа пальцем о палец не ударила, обратился в прокуратуру.
Проведенная проверка показала, что Администрацией Калачинского муниципального района мероприятия по включению в состав муниципальной собственности и оформлению прав на указанное бесхозяйное водосбросное сооружение не проводились, в орган государственного кадастрового учета с заявлением о постановке на учет указанного бесхозяйного водосбросного сооружения не обращалась.
По фактам выявленных нарушений межрайонной прокуратурой 09.09.2021 в адрес главы Калачинского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, которое в настоящее время находится в стадии рассмотрения.
Позднее прокуратурой дополнено что в августе 2021 в администрацию Калачинского муниципального района из Министерства природных ресурсов и экологии Омской области поступали письменные рекомендации о проведении мероприятий по подготовке документов для оформления в муниципальную собственность водосбросного сооружения, размещенного на озере «Калач».
Уже в 2023 году, в день визита губернатора Виталия Хоценко в Калачинск депутат Поддубиков встретился с теперь уже бывшим министром природных ресурсов Ильёй Лобовым и рассказал о том, что администрация Калачинского района так ничего и не предприняла.
Лобов пообещал оказать содействия по ситуации, чтобы управа, наконец, оформила гидротехнические сооружения на себя и составила проект восстановительных работ.
В рамках подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса» государственной программы Омской области «Охрана окружающей среды Омской области», бюджетам муниципальных образований предоставляются субсидии из областного бюджета на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
В связи с отсутствием правоустанавливающей документации на гидротехническое сооружение его восстановление в работоспособное состояние не представляется возможным.
Для выделения средств на проведение капитального ремонта гидротехническое сооружение должно находиться в муниципальной собственности.
По информации Администрации Калачинского муниципального района Омской области (далее — Калачинский район) гидротехнические сооружения на территории района отсутствуют.
Таким образом, Администрация Калачинского района или Администрация Калачинского городского поселения Калачинского района может принять участие в Программе только при условии оформления гидротехнического сооружения в муниципальную собственность.
Стало быть, администрация района, которой руководит уже не первый срок Фридрих Мецлер, была должным образом оповещена о необходимости поставить ГТС на учёт, однако с места так ничего и не сдвинулось.
Депутат Поддубиков усмотрел в этом признаки халатности и снова обратился в прокуратуру (которая, казалось бы, САМА должна была держать ситуацию на контроле).
Ответ не заставил себя долго ждать.
В октябре 2023 года комиссией в составе специалистов Администрации Калачинского муниципального района, а также Министерства природных ресурсов и экологии Омской области проведено обследование ГТС, по результатам которого установлено, что ГТС исправно (работоспособно), к пропуску половодья в 2024 году готово.
В части оформления права собственности на ГТС в ходе проверки установлено, что в 2021 в адрес главы Калачинского муниципального района межрайонной прокуратурой в связи с не постановкой на учет в качестве бесхозяйного ГТС было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Администрацией Калачинского муниципального до настоящего времени право муниципальной собственности на ГТС не оформлено, по данному факту в адрес главы Калачинского муниципального района Омской области в октябре 2023 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого органом местного самоуправления предъявлено исковое заявление в суд о признании права муниципальной собственности на ГТС.
То есть это уже второе представление, которое прокуратура внесла не нуждающемуся в представлении главе Калачинского района Фридриху Мецлеру, которое он смело проигнорировал. Как говориться, не впервой!
Уместно напомнить о статье закона, которую привычно проигнорировали как чиновники администрации Мецлера, так и сама прокуратура:
КоАП РФ Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Депутату Поддубикову пришлось обратился уже в областную прокуратуру…
И вот ответ этого надзорного органа:
Установлено, что в ноябре 2021 г. администрация Калачинского района поставила это имущество на учет в качестве бесхозяйного и до настоящего времени не оформила на него право муниципальной собственности.
Бездействие органа местного самоуправления и дальнейшее отсутствие технического обслуживания гидротехнического сооружения может повлечь причинение материального ущерба населению, в том числе в паводковый период.
В целях устранения нарушений прокуратура внесла представление главе Калачинского района.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования орган местного самоуправления обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимости.
Суд в полном объеме удовлетворил исковое заявление.
Только вот на сайте суда никаких упоминаний подобного иска нет.
Стало быть, делом реально одна только областная прокуратура и занималась, а всё остальное обошлось лишь отписками?
Впрочем, есть у этой ситуации и положительная сторона. Теперь, когда администрация всё-таки взяла на себя гидротехнические сооружения, на их восстановление могут выделить деньги. А значит есть шанс, что озеро будет спасено.
Поскольку Фридрих Мецлер и тут нашёл на чём сэкономить.
В 2013 году Цыганковым — главой Калачинского муниципального района Омской области принято постановление «О создании особо охраняемой природной территории местного значения «Природная территория «Калачинск, озеро Калач».
В 2016 году постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области Мецелром Ф.А. (главой района стал он с 2014 года). «Об отмене постановления главы Калачинского муниципального района от 08.02.2013 № 20-П «О создании особо охраняемой природной территории местного значения «Природная территория «Калачинск, озеро Калач» № 154-П вышеуказанное постановление отменено.
Само озеро Калач пребывает в плачевном состоянии: рыба там гибнет, вода позеленела, а берега поросли, как на болоте, камышом.
Вряд ли это волнует калачинских воротил, конечно.
Как и судьба парка, расположенного на берегу озера, где почему-то появился карьер для добычи глины (ничего не напоминает?), а сам он завален щебнем, туда свозится грязный снег и стекают нечистоты из канализации.
При этом администрация района вспоминает про парк только тогда, когда нужно попросить на него средства.
И если вдруг оные будут выделены, то правоохранительным органам, по мнению депутата Поддубикова, нужно будет иметь в виду, что на эти деньги найдутся заинтересованные в их «освоении» лица. Поскольку сама администрация Калачинского района уведомила Минприроды, что гидротехнические сооружения на территории муниципалитета… отсутствуют.
Может быть, постановка на учёт дамбы прошла задним числом, когда этим вопросом озаботилась уже областная прокуратура? А если нет, то почему тогда в надзорный орган управа представила недостоверную информацию?
Что любопытно, Минприроды ещё в 2021 году выяснило, что:
В настоящее время водосбросные сооружения находятся в аварийном состоянии и не выполняют своих функций.
В это же время и. о. межрайонного прокурора калачинской прокуратуры Наталья Мареич считает, что сеть ГТС работоспособна.
Во всяком случае, считала так до того, как этим вопросом озадачились в областной инстанции ведомства.
- Омский Калачинск — самое безопасное место для казнокрадов и жуликов в России. Или нет?
Павел Астремский
Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой