Цой и джентльмены. Автор рубрики «Уличное искусство» о триггерах на улицах Омска
Продолжаем рассказывать о творениях уличных художников, которые преображают закоулки и шумные места нашего города.
Наш город полон ярких муралов и граффити, которые способны разбудить разнообразные чувства у его жителей. В нашей рубрике "Уличное искусство" мы знакомим читателей с произведениями и философией уличных художников, которые беседуют со своими зрителями через стрит-арт. В этот раз о неярком рисунке с большим смыслом расскажу я, Дарья Пучкова, — автор рубрики о творчестве граффитистов. Выслушав героев своих материалов, которые делились со мной своими ассоциациями и впечатлениями об омских стрит-артах, я тоже захотела высказаться.
Я по определённым причинам не очень люблю центр города. Порой он мне кажется переполненным людьми и заведениями, что делает его каким-то безвоздушным. Но стоит лишь свернуть за угол шумных улиц, перед нами может открыться совершенно другой мир. Граффити, о котором сегодня пойдёт речь, находится в паре метров от дома со шпилем. На улице Масленникова, напротив остановки "Магазин "Радость" находится долгострой, обнесённый бетонным забором. Это серое ограждение в 2022 году было расписано омскими райтерами в рамках фестиваля партизанского уличного искусства "Карт-Бланш". Теперь здесь красуется надпись "Кина не будет". Кто именно из участников имеет отношение к этому произведению, неизвестно.
— "Кина не будет"- это разговорное выражение из фильма "Джентльмены удачи", но с этим фильмом оно у меня совсем не ассоциируется. Ты смотришь на эти слова и понимаешь, что пора очнуться и перестать наблюдать за чужой жизнью — самое время заняться своей. Отпишись от ненужных аккаунтов в социальных сетях, наплюй на знаменитостей и не равняйся на остальных. Наблюдать за чужой судьбой, словно следить за сюжетом фильма, не имеет смысла. Важным должно быть только то, что происходит с тобой и твоими близкими.
В эру цифровых технологий мы, к глубокому сожалению, стали проявлять огромный интерес к чужой жизни и отношениям. За последнее десятилетие социальные сети проникли в сознание людей настолько, что некоторые начинают свой день не с кофе, а со скроллинга ленты. Люди заряжаются позитивом, читают новости и узнают полезную информацию, но у этого всего есть и обратная сторона — навязчивое желание наблюдать за другими. Покопавшись в интернете, я нашла множество статей, где специалисты описывают этот феномен как одну из форм сталкинга (навязчивое, нежелательное внимание к человеку, — прим. ред.).
Вообще, фестиваль "Карт-Бланш" считается самоорганизованным и нелегальным. Основная идея проекта — вернуть уличное искусство на улицы больших городов, но сделать это хулиганскими методами. Инициаторы хотели помочь вспомнить уличным художникам, что значит идти против системы, спорить с недовольными жителями, но выражать свою позицию. При этом ни один объект фестиваля никогда не согласовывается с администрацией. Авторы без разрешения расписывают здания, заборы, объекты на пустырях и мостах. Некоторые произведения сохраняются годами, другие уничтожаются практически сразу. Эта надпись всё ещё не смыта добрыми работниками коммунальных служб, но здесь славно потрудились расклейщики объявлений.
— Ещё одна мысль, которая меня посещает при взгляде на надпись, это рассуждение о вечной жизни Виктора Цоя. "Цой жив" — это фраза-слоган, которая по сей день популярна среди фанатов и выражает уверенность в бессмертии творчества музыкантов. Может быть, авторы проекта намекают, что лидера группы "Кино" довольно давно нет рядом с нами, и пора это принять. Но как это сделать, если их тексты настолько глубоки, что современная молодёжь до сих пор поддерживает музыкальные вкусы своих родителей. Вопрос остаётся без ответа.
Стоит отметить, что у "Карт-Бланша" в 2019 году возник конфликт с организаторами легального фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA в Екатеринбурге. Поводом для раздора стала часть забора, которую не смогли поделить художники. Они намеренно портили произведения друг друга, пока "бранное поле" вовсе не закрасили. В качестве "оружия" были использованы баллончики с краской, валики, кисти и даже презервативы. Вот ссылка на видео с фотографиями всех этапов противостояния.
Такое не совсем законное движение объединило сотни художников со всей страны. В 2020 году "Карт-бланш" привлёк внимание известного художника-каллиграфа Покраса Лампаса. В рамках фестиваля он создал несколько работ в Екатеринбурге, часть из которых пострадала от вандалов. Только в 2022 году фестиваль вырос до масштабов страны и добрался до Омска. В нём принимали участи несколько местных художников, в том числе и автор загадочных белых человечков, работающий под псевдонимом ll_kyky.
— Признаюсь честно, я как человек, некоторое время считавший граффити разновидностью вандализма, в последнее время открываю для себя и своих читателей потрясающие произведения, которые полны смыслов, метафор и ассоциаций. Они говорят с нами, учат нас и просят замедлиться. То, что делают граффитисты, — это огромный труд, за которым кроется не только желание выделиться, но и выговориться. Согласован рисунок или нет — неважно, главное, он заставляет нас рефлексировать.
В прошлый раз мы беседовали с нашим фотографом Елизаветой Медведевой и художником-монументалистом Иваном Предитом о граффити, которое появилось во время пандемии коронавируса. Рисунок располагается рядом с парком "Зелёный остров" и заставляет задуматься над тем, какова реальная цена молчания. Вы тоже можете стать героем нашей рубрики, для это всего лишь нужно написать нам в социальных сетях.
Фото: Елизавета Медведева