Цены взлетят, а водители уволятся. Разбираемся в новом законе о такси
С 1 сентября вступит в силу новый закон о такси. Рассказываем, что стоит ожидать водителям и пассажирам.
Новый закон обяжет таксистов предоставить справку о несудимости за насильственные преступления (убийства, изнасилования, разбои и т. д.), пройти аттестацию на знание города и оплатить недешёвую страховку. Помогут ли такие жёсткие требования повысить уровень безопасности пассажиров и не начнутся ли массовые увольнения среди таксистов? Разбираемся в тонкостях нового закона с автоюристом, руководителем ООО "Автоюрист Омск" Марией Кургузовой, а также узнаём мнение водителя такси Виталия, который уже начал оформлять необходимые документы.
Что делать таксистам?
С 1 сентября вступает в силу часть масштабного закона в сфере перевозок легковым такси. Теперь для работы в такси потребуется оформление статуса ИП или самозанятого, после чего обратиться в Минтранс для получения лицензии на перевозку пассажиров такси, оформить полис ОСАГО для такси, а также страховку пассажиров.
Стоимость полиса для самозанятых будет начинаться от 20 тысяч рублей. Для юридических лиц в среднем составит 50-100 тысяч рублей для регионов и 200-250 тысяч рублей в Москве. Компании, ранее занимающиеся перевозкой пассажиров, смогут продолжить эту деятельность с использованием автомобилей, которые ранее находились в их таксопарке, а также при условии, что этим транспортом будут управлять водители, которые находятся с компанией в трудовых отношениях.
— Закон обсуждается в среде таксистов с весны. Отношение к нему негативное, так как 90 % перевозчиков, а может, и больше, работают не в легальном поле. Легализоваться — означает платить налоги, оформлять разрешение на работу и страхование ОСАГО, которое для перевозчиков дороже. На этом частник не сможет экономить. Об аттестации на знание города впервые слышу. Это такая же бесполезная штука, как ежедневные осмотры. Навигация уже вошла в нашу жизнь прочно — все заказывают такси в приложениях. Разрешение стоит 1300 рублей, техосмотр 1500 рублей, размер страховки на такси зависит от марки машины и стажа водителя, но она обойдётся минимум в 20 тысяч рублей на год. Осмотры медика и механика — 100 рублей каждый день, — рассказал таксист Виталий.
О справках, судимости и "слежке"
Теперь таксистам понадобятся справка об отсутствии судимости, выписка из реестра такси "Сведения об автомобиле", а также прохождение аттестации на знание города и соответствие автомобиля экологическому классу. Однако все вышеперечисленные нововведения планируется отсрочить до 2024-2025 года, пока не будет полностью налажена федеральная государственная информационная система "Такси". Поэтому штрафовать начнут намного позже. Отсутствие полиса ОСАГО также не станет основанием для приостановления и аннулирования разрешения на работу в такси до 1 сентября 2025 года. Однако, как отмечает Виталий, разрешение — все справки и выписки, нужно сделать к сентябрю, так как агрегаторы уже информируют о блокировках водителей и отключениях их от сервиса.
Как будут наказывать нарушителей?
Как отметила автоюрист Мария Кургузова, скорее всего, перед выпуском на линию программа будет проверять и машину, и водителя по реестру. И только после этого таксист сможет брать заказы. Если в агрегаторе поступит сообщение в службу поддержки от пассажира, что на заказ прибыл другой автомобиль или водитель, не тот, который был указан в заявке (состоящий в реестре), то программа произведёт блокировку. И тогда водитель не сможет осуществить и получить деньги за заказ.
Цены вырастут, но не это не точно
— Вероятнее всего, стоимость поездки в такси не изменится,— уверяет Мария. — Возможно, произойдёт рост цен на аренду автомобилей, поскольку большинство арендодателей (ранее сдававших своё авто в аренду для такси) будут вынуждены оформлять документы: полис ОСАГО, страховку пассажиров, медика (для проверки водителя на нахождение его в состоянии алкогольного опьянения, повышенного давления и т. д.). А они, в свою очередь, распределят эти расходы на арендаторов — компанию.
90-е вернутся?
Автоюрист отмечает, что, скорее всего, водителей, работающих в сфере такси, станет меньше. Возможно, те, у кого не будет разрешений, начнут работать, как в 90-е, и мы с вами будем ловить такси и торговаться за более низкую цену. Как долго это будет продолжаться? Будет зависеть напрямую от спроса на услугу, то есть от нас с вами.
По мнению водителя такси Виталия, часть водителей сменит профессию, так как не всем будет выгодно работать.
— Отсев будет среди тех, для кого такси — подработка, у кого списываются алименты с официального заработка. Таких в такси немало. Им экономически нецелесообразно оформлять дорогую страховку, платить ежедневно за прохождение осмотра медиком и механиком, чтобы выйти на линию. Без разрешения с сентября водители потеряют возможность работать через агрегаторов такси, — поделился Виталий.
О безопасности пассажиров
К сожалению, полностью исключить небезопасные поездки не получится, говорит Марина Кургузова. Возможно, мы сможем исключить из числа водителей тех, кто имеет хронические заболевания, а также тех, кто страдает от наркотической или алкогольной зависимости. Но мы никогда не будем застрахованы на 100 %. Водитель может пройти необходимую проверку и получить допуск к заявкам, а через несколько часов употребить запрещённые вещества или препараты.
— Я бы лично предпочла сделать заказ в компании или у зарегистрированного лица, а не у незнакомца на остановке общественного транспорта. Во-первых, это удобно. Во-вторых, водитель и его автомобиль прошли проверку. В-третьих, что немаловажно для меня, как для юриста — это ответственно. Очень многие пассажиры напрасно думают, что ДТП с ними никогда не произойдет. Это наша реальность. И наличие страховки позволит в кратчайшие сроки возместить нанесённый физический вред, — резюмировала Мария Кургузова.
Виталий также считает, что уровень безопасности пассажиров после изменений в сфере легкового такси не повысится.
— Предрейсовые осмотры — это пережиток прошлого. Что водитель будет делать после прохождения осмотра, никому не известно. Исполнение ПДД и выявление сотрудниками ГИБДД нарушений намного эффективнее сказывается на безопасности пассажиров, чем закон о такси. Об отмене закона, думаю, речи уже не идёт, — резюмировал Виталий.
Главное фото создано с помощью Midjourney