«Я закончила сценарий, и из дома исчезли все бабайки». История молодого мультипликатора
Алина Нигматуллина, приехавшая к нам из Тюмени на время учёбы, рассказала о процессе создания мультфильмов, победах в конкурсах и перспективах образования в сфере анимации в Омске.
Алине Нигматуллиной всего 21 год, но она уже успела заявить о себе. В фестивалях кино она участвует и побеждает с детства, ей есть о чём рассказать миру. Она интересно говорит, а мыслит нестандартно и творчески. Когда-то девушка переехала в Омск из Тюмени, чтобы стать аниматором. Она рассказала об учёбе здесь, теме одиночества, которая мучит её не первый год, о страхе темноты и о том, почему ей неловко, когда её мультфильм про "Несмышлёныша" побеждает в конкурсах. А ещё девушка объяснила, как важен в её деле командный настрой, чего не хватает анимации, рождающейся в регионах, и вспомнила, какое желание загадывает, когда две качели начинают качаться в такт.
— Расскажите немного о себе.
— Я художник-мультипликатор, учусь на режиссёра и сценариста мультипликации.
— Почему вы выбрали своей профессией мультипликацию?
— Потому что мне нравится создавать истории, создавать свои миры и в какой-то момент мне очень захотелось ими делиться. Я хочу быть не просто мультипликатором, который оживляет картинку, я хочу быть режиссёром, чтобы рассказать о том, что волнует меня, чтобы донести это максимально понятно. Этих историй у меня много, они возникают периодически, и это именно то, что не даёт покоя, просится наружу. Все страдания, мучения и тяготы в обучении стоят того, чтобы в итоге принести эти истории в мир, рассказать их другим людям. Я так чувствую. Каждый идёт по своим причинам в мультипликацию, но мне кажется, очень многие идут именно из-за этого непреодолимого желания.
— Расскажите, где вы учились и что дала вам эта учёба?
— Я училась в Омском музыкально-педагогическом колледже на специальности "анимация". Это была абсолютно новая специальность, я пришла на второй поток. Мне очень уже хотелось учиться этому, я не могла ждать 11-го класса, поэтому искала колледж. Колледжей, где преподают классическую мультипликацию, в России очень мало, но, к счастью, недалеко от моего родного города Тюмени есть Омск. Поступая сюда, я совершенно не знала, что это новая специальность. Несмотря на это, художественные дисциплины в колледже находятся на высоком уровне. Колледж многое мне дал. Меня научили работать в команде, дали практический опыт и там, где было можно, дали творческую свободу. Преподаватель, с чьей лёгкой руки эта специальность появилась, горел анимацией так же, как ученики. На следующих потоках произошли очень большие скачки по уровню образования. Учителя постоянно развиваются в этой сфере, узнают что-то новое и передают ученикам более качественный материал. Я недавно посмотрела на работы более молодых студентов и поняла, что они на три головы выше нашего выпуска.
А основное место, где меня научили и анимации, и сценарному мастерству, и, надеюсь, научат и режиссуре — это онлайн-школа Animationschool. Для меня это лучшая школа анимации из всех, что я смогла найти на просторах СНГ. Берут дорого, но учат хорошо и быстро. Они подняли мои навыки в анимации на новый уровень. В колледже был больше творческий полёт. Так было с моим потоком, сейчас уже, уверена, не так: уровень образования растёт. И вот в Animationschool рассказывают, как работать в индустрии, как зарабатывать анимацией на жизнь и как сделать, чтобы она была качественная. Моим преподавателем по анимации там был ученик школы Gobelins, это французская школа анимации, которая считается лучшей в мире.
— А сейчас вы работаете по специальности?
— Да, я работаю мультипликатором, но не рисую мультфильмы, а рисую анимацию для образовательного проекта.
— Если говорить не о вашей официальной работе, а о том, что вы создаёте для души и на конкурсы, какие главные темы вы поднимаете в своём творчестве?
— Я как-то вычитала в интернете способ, как автору понять свою тему. И проанализировав всё, что я написала, я поняла, что мои основные темы — это одиночество и страх одиночества. Это цепляет меня больше всего на свете, наверное, из-за тяжёлого детства изгоя. Не знаю, отпустит ли это меня когда-нибудь.
— Вы как-то сказали, что любите делать мультипликацию именно для подростков. Почему? И в чём вы видите существенное отличие анимации для подростков от анимации для детей или взрослых?
— В общем понимании, в понимании государства, возрастные маркеры такие: 0+, 6+, 12+, 16+. Это система, определяющая, есть ли в мультфильме кровь, насилие, пошлые шутки и так далее. Я говорю о мультфильмах для подростков не в этом контексте. Я имею в виду смысловую нагрузку произведений. Детских мультфильмов очень много, даже те, возрастная маркировка которых 12+, рассказывают истории интересные детям 7-8 лет максимум. Подростков, которые находятся на самом сложном этапе взросления, учат родители, улица и поглощаемый ими интернет-контент. Они всё ещё дети и любят мультики. Какую анимацию они идут смотреть? Американские мультфильмы, которые есть на аудиторию 12+, 16+, в которых раскрываются интересные подросткам темы, или японскую анимацию. Я сама обожаю японскую анимацию, я на ней выросла. В этих странах понимают, что с подростком можно говорить, он уже взрослый ребёнок, ему можно задавать серьёзные вопросы, может, не давать конкретных ответов, но давать пищу для размышления. У нас об этом как будто не задумываются. Конечно, будет не совсем честно сказать, что я создаю свою анимацию только для блага страны, хотя такая мотивация тоже есть. Просто я, видимо, немножко "застряла" в этом возрасте, когда мир уже вроде и не чёрно-белый, но ты в нём ещё не до конца разобрался. Это очень интересные дебри, в которых приятно блуждать, рассуждать на эти темы и писать о них.
— Что главное вы хотели бы донести до зрителя своим творчеством?
— Знаете, конкретной темы нет. Да, я сказала, что меня тревожит одиночество и я хочу про него писать. Но это не значит, что я знаю все ответы на вопросы. В процессе написания сценариев я сама их нахожу. У меня такой интересный случай в жизни произошёл, когда я писала сценарий к дипломной работе в колледже. Знаете, мне никогда не нравились мои сценарии. Я пишу что-то, я в восторге от того, что у меня получается, на следующий день я перечитываю и понимаю, что написала несусветную глупость, стыдно, что мне вообще могли прийти в голову такие мысли, переписываю всё, снова безумно довольна, и на следующий день всё повторяется. Нужно действительно любить это дело, чтобы не сойти с ума и не бросить всё. А когда я писала диплом, было по-другому. Я помню этот момент, когда я проснулась на следующее утро, была готова разочароваться, всё порвать и написать снова, и поняла, что мне нравится то, что я написала, что всё достаточно глубокое, продуманное, и я была в таком шоке, сразу пришла в голову известная шутка: "А что так можно было?" (смеётся).
— И чему был посвящён дипломный мультфильм?
— Он был посвящён боязни темноты, тому, что человек может преодолевать собственные страхи ради других, ради стремления защищать. Это был крик души, потому что меня с детства мучил страх темноты, даже в 16 лет не отпускал, было очень тяжело засыпать каждую ночь, всё время мерещились жуткие образы везде, в любой тёмной щели. И когда я написала законченный вариант сценария к этому мультфильму, меня перестали мучить кошмары. Как будто в один момент у меня исчезли из дома все бабайки (смеётся). Я позже узнала, что есть такая терапия: часто авторские мультфильмы, которые показывают на мультипликационных фестивалях, для этого и создаются. Человек приходит сделать мультфильм не как профессиональный деятель, а просто потому, что ему нужно проработать свою проблему. И это правда помогает. Если бы мне рассказали об этом раньше, до моей дипломной работы, я бы не поверила.
— Расскажите, в каких конкурсах вы побеждали и с какими работами?
— Все работы, с которыми я побеждала, по сути, детские, и побеждала я на детских конкурсах. Совершеннолетней я стала в год, когда сделала диплом, потом я сразу пошла работать и только сейчас начала снова заниматься мультипликацией для души и конкурсов. Хочу рассказать про детский фестиваль кино "Зеркало будущего", который проходил в Тюмени, я там была два раза, первый раз просто приехала на разведку, а потом участвовала. Это очень интересный, на мой взгляд, фестиваль. Там такая система: приезжают дети, которые прислали свои работы на этот фестиваль, их объединяют в группы по интересам: анимация, документальное кино, игровое кино. И на протяжении недели все живут в одном месте и создают групповые работы, по одной от каждой команды, которые в конце будут представлены на конкурс, помимо основной программы. Это очень интересная и полезная практика, находишь связи, людей, с которыми тебе было бы интересно работать, пробуешь себя в создании фильма. Когда я приехала туда второй раз уже с работой на конкурс, я привезла мультфильм "Несмышлёныш" (0+) про маленького лисёнка, который ушёл гулять далеко от дома, потерялся, чуть не умер, его нашла мама и вернула домой. Мне этот мультфильм казался слишком простым, меня мама заставила его отправить. И с ним на "Зеркале будущего" я стала лауреатом в номинации "Лучший художник анимации", было очень приятно. Но создавала я его для другого фестиваля, когда мне было всего 15 лет. Там была интересная история. К "Несмышлёнышу" сценария не было. Я вообще хотела отправить на тот конкурс другой проект, но файл с ним удалился, компьютер иногда шалит, и у меня было семь дней, чтобы что-нибудь сделать. Я начала импровизировать, мне даже пришлось подключить подругу, чтобы она со мной порисовала. На том конкурсе призом была путёвка в "Артек". Я её выиграла, но отправила в лагерь девочку, которая ради моей просьбы не спала три ночи. Потом без моего ведома мой преподаватель отправил этот мультфильм ещё на несколько конкурсов, и я с ним взяла ещё Гран-при на фестивале "Фильмёнок" в Омске.
— Насколько сложно создать мультфильм и сколько на это уходит времени?
— На самом деле это титанический труд. Чем интереснее и сложнее сюжет, тем больше с ним будет мороки. Не только в плане написания сюжета, хотя и тут голова уже раз 10 сломается. Когда начинаешь думать, как визуализировать задуманное, — это тоже непростой процесс. Чем сильнее ты любишь свой проект, тем тяжелее, очень больно что-то в нём менять. Когда пишешь сценарий, это похоже на собирание прозрачного пазла, у которого постоянно меняются детальки. Ты должен как-то ухватить момент и собрать из этого какую-то цельную картину при том, что ты этот пазл не видишь. И не факт, что ты из этого что-то соберёшь, особенно когда углубляешься в изучение того, какая структура должна быть у истории. Оказывается, ко всему есть инструкция, и это немножко расстраивает. Хочется больше возможностей для полёта фантазии.
Что касается времени, то к своему дипломному проекту я прорабатывала сценарий целый год, продумывала до мелочей, как и что будет. И это был первый сценарий, который удовлетворил меня полностью. А "Несмышлёныша", как я уже рассказала, я сделала за семь дней без сценария. Но это нонсенс, так делать не надо, а то потом будете получать за него призы на фестивалях и краснеть (смеётся).
— Много ли человек обычно принимает участие в создании мультфильмов? Или всё может делать один человек?
— Если ты студент, то ты один. Если ты впервые берёшься за фильм просто, чтобы рассказать какую-то одну историю и забыть об этом всём, то ты тоже один. Если ты собираешься как-то работать в этой сфере, жить в ней, то, хочешь ты или нет, тебе придётся кооперироваться с другими людьми. Чего Я ужасно не хочу, потому что я очень люблю свои работы, это буквально мои дети. Если кто-то сделает что-то не так, — а я знаю, что так будет, так как объяснять, чего я хочу от людей, я не умею, — то это будет очень тяжёлый жизненный путь. Надо учиться разговаривать, надо учиться доносить, чего ты хочешь, и терпеть ошибки других людей.
— А какую именно функцию вы хотите выполнять? Быть сценаристом, режиссёром, художником-мультипликатором?
— Я поняла, что я не могу быть кем-то одним, просто устаю. Я люблю заниматься созданием мультфильмов, но если я застреваю в одной роли надолго, я начинаю её ненавидеть и выгорать. Поэтому я прыгаю от аниматора к сценаристу, от сценариста к режиссёру, от режиссёра к монтажёру, от монтажёра к звуковику и так по кругу. Но я понимаю, что конечная моя цель — это работа режиссёра. В этой роли я пока ещё меньше всего в себе уверена, но я убеждена: чтобы быть режиссёром, нужно уметь делать всё в создании фильмов. Я должна знать, как готовится проект, его внутреннюю кухню, абсолютно всю, и тогда я смогу грамотно руководить, понимать, что и как мне требовать от людей, о чём можно просить, а о чём нельзя.
— Чем, на ваш взгляд, анимационный фильм отличается от обычного?
— Есть такой термин — мультигеничность. Это необходимость истории быть выраженной в анимации. Анимационное кино — это упрощённая форма реальности, то есть человек не воспринимает её до конца как реальность, всегда есть чувство, что это просто мультфильм. Например, все же смотрели "Том и Джерри" — мышь бьёт гигантской кувалдой по голове кота. Представьте это в игровом кино, даже если это будет графикой сделано, — жуть да и только. А когда видишь это в мультфильме, ты смеёшься, потому что художник смог изобразить это смешно, и мы понимаем, что ничего страшного не произойдёт, что в следующей серии этот кот будет абсолютно в порядке, будет цел, здоров и также будет жесточайшим образом издеваться над мышью, и ей тоже будет всё "по барабану", разве что обидится немножко, и всё. На самом деле анимация — это удивительная вещь, можно создать реальность такой, какой ты хочешь, и человек её воспримет. Он не будет сидеть и думать, что это невозможно, он всегда может списать это на то, что это мультик. Зритель абсолютно погружён в то, что происходит, он не задумывается о том, что видит что-то иррациональное.
— Что собой представляет "омская анимация", как проявляет себя на российской арене?
— Насколько я знаю, в Омске нет студий, которые делают мультфильмы, всё сосредоточено в Москве, помимо этого есть, конечно, немного учебных заведений по России. Вообще, всё, что я знаю про анимацию в Омске, — это мероприятия, по которым нас водил наш преподаватель. Их было не очень много, но и не сказать, что мало. В моём родном городе, уверена, такое количество их не проводилось. Я заметила, что чем ближе я была к выпуску, тем больше происходило таких движух, я уверена, что есть серьёзные подвижки, я подписана на группу, которую запустил наш преподаватель, и он частенько стал кидать новости о том, что прошёл такой-то фестиваль, было такое-то событие, прошёл общий сбор, просмотр мультфильмов, был показ студенческих работ в кинотеатре. В общем, постоянно что-то происходит, как минимум раз в месяц, бывает, что каждую неделю.
— У анимации в Омске есть шансы, чтобы вырасти, хорошо себя проявить? Что для этого нужно?
— Взращивать достойных специалистов, постоянно отправлять их работы на российские фестивали. А то получается, что российские фестивали — это достаточно узкий круг участников, я езжу на многие и вижу одни и те же лица. Чем больше людей отправляет качественные работы, тем больше город о себе заявляет, мол, смотрите, у нас есть специалисты. Нужно объединяться, чтобы работать вместе, это очень важно. Лучше всего делать мультфильмы в команде. Уметь делать это — одно из самых важных качеств мультипликатора, это поможет наработать опыт. Нужно уметь подстраиваться под разный стиль анимации. Мультфильм не должен состоять из отдельных полётов фантазий авторов, если говорить про индустрию. Нужно чтобы человек мог повторить рисунок другого человека настолько точно, чтобы никто не заметил разницы. Это один из самых важных навыков для мультипликатора.
— Недавно вы переехали в Москву. Как решились и почему?
— Это всё произошло очень спонтанно. На фестивале "Зеркало будущего", на интенсиве, когда мы делали мультфильмы, к нам был приставлен куратор, который определял курс проекта, и я с ней очень сдружилась. Она жила в Москве, у меня был её контакт, и она меня устроила на мою первую работу. А потом года через два она мне пишет: "Жаль, что ты живёшь не в Москве". Я как раз искала себе работу, спрашиваю её, почему жаль? Она мне говорит: "Тут работа есть, но нужно очно". Я пришла к маме и говорю: "Мам, я съезжаю". То есть я уехала в Москву на работу по специальности.
— Какие мультфильмы вы сама смотрите?
— Я люблю японскую анимацию, направленную на подростков. Любимые мультфильмы: "Геройская академия" (16+), "Тетрадь дружбы" (16+), "Гуренлагон" (16+), "Хантер х хантер" (18+), "Детектив Конан" (16+), "Рейтинг короля" (16+), "Бакуман" (16+), "Класс превосходства" (16+), "Синяя тюрьма" (16+). И конечно, мне нравится вся анимация Хаяо Миядзаки, он, кстати, направлен на семейную аудиторию. Из западных предпочитаю "Гравити фолз" (12+), "Финес и Ферб" (6+), "Дени призрак" (6+), "Зверополис" (6+), "Коралина в стране кошмаров" (6+). Мне очень нравятся три мультфильма ирландского режиссёра Томма Мура: "Тайна Келлс" (0+), "Легенда о волках" (6+) и "Песнь моря" (6+). Они абсолютно потрясающие, невероятная стилистика, очень добрые истории, основанные на легендах. Когда их смотришь, ты как будто бы дышишь культурой другой страны, это очень интересный опыт.
— Чего вы хотели бы достигнуть на поприще мультипликации?
— Я хочу стать режиссёром анимационного кино для подростков и, скорее всего, это будут мультсериалы.
— Чем вы увлекаетесь помимо анимации?
— Мне нравилось рисовать комиксы, чуть-чуть, но далеко дело не ушло. На данный момент меня больше всего увлекает именно анимация, процесс создания мультфильмов. Раньше были какие-то другие интересы, мне нравился бадминтон, мне очень нравилось петь, но рисование победило, а после рисования победили мультфильмы. Каждый выбирает, как ему жить и не на всё в этой жизни хватает времени и сил. Мультипликация — это очень трудоёмко, занимает всё внимание и забирает всю душу.
— Какие качества вы больше всего цените в людях?
— Честность, открытость и доброту.
— Как вы себе представляете счастье?
— Знаете, есть разные суеверия, например, загадать желание на радугу, или когда качаешься на качелях, и соседние качели начинают качаться вместе с тобой в такт. Раньше я всегда загадывала, что хочу быть крутым режиссёром, хочу создавать невероятные вещи. Но после создания "Несмышлёныша", каким-то невероятным образом победившего везде, где только можно, я начала загадывать другое. Я хочу быть счастливой, неважно, где я окажусь, чем я буду заниматься, я хочу ни о чём не жалеть, хочу наслаждаться каждым днём своей жизни, чтобы я просыпалась утром, смотрела в окно и радовалась буквально тому, что я есть, я существую. Может быть, у меня не будет каких-то великих достижений, может, не будет даже друзей и вообще ничего, я просто хочу жить и радоваться этому. Хотя с друзьями я, конечно, перегнула палку, их всё-таки желательно иметь (смеётся).
Фото предоставлено героиней материала, скриншоты мультфильмов