Омский хор стал лучшим на федеральном шоу. Секреты победного выступления
Рассказываем, как создавался номер, который покорил российских зрителей и именитое жюри.
Государственный академический Омский русский народный хор победил в шоу телеканала НТВ "Страна талантов". В суперфинале, который состоялся 7 мая, артисты исполнили вокально-хореографический номер "Ковали́ кова́ли".
В течение двух месяцев талантливые вокалисты, музыканты, танцоры и коллективы со всей страны, занимающиеся народным творчеством, показывали своё мастерство перед огромной аудиторией. За звание лучших в проекте боролись 80 участников. На финальное голосование коллектив из Омска выдвинула певица, народная артистка России Надежда Бабкина — одна из членов жюри шоу. В результате зрительского голосования из девяти претендентов на победу лучшим был признан Омский русский народный хор. Победителям вручили главный приз проекта — один миллион рублей.
Вокально-хореографический номер "Ковали́ кова́ли" исполняют мужские группы хора и балета, а также оркестр коллектива. В нём артисты демонстрируют искусный вокал, эффектную хореографию, а также высокий уровень актёрского мастерства. В основе сюжета номера лежит подготовка к походу дружины Ермака. Помимо профессионализма и харизматичности артистов, которые отметили как зрители, так и члены жюри, яркости выступлению добавляют костюмы и многочисленный реквизит.
Мы попросили создателей победного номера, художественных руководителей Омского русского народного хора, поделиться, как рождалась каждая составляющая номера.
Хоровая обработка
Галина Поддубная, главный хормейстер:
Номер "Ковали́ кова́ли" создавался к премьерной программе "Наследники Сибири" и был приурочен празднованию 200-летия образования Омской области. Творческая задача состояла в том, чтобы средствами синтеза музыки, пения и танца показать весь колорит настоящего сибирского характера, природу глубинного маскулинного начала. Собственно, хоровой зачин "Ковали́ кова́ли ковали́" родился — как бы сочинил себя сам — в процессе поиска расстановки ударения. Такая "игра" акцентов в неквадратном и несимметричном музыкальном размере создаёт эффект спускового механизма для проявления ритмически импульсивного и темпераментного проявления мужского характерного мелоса. Все музыкальные темы, использованные в этом номере, имеют подлинную народно-певческую основу. Вместе с тем, они потребовали хоровой обработки для четырёхголосного состава исполнителей, чтобы максимально проявить терпкость и плотность многозвучных богатых мужских красок.
Музыкальная аранжировка
Владимир Евдокимов, главный дирижёр, заслуженный деятель культуры Омской области:
Начиная работать над музыкой, я никогда не знаю, что получится в финале. Тут огромную роль играет интуиция, многие бы сказали, что это вдохновение. Ну, и многое зависит от материала, над которым нужно работать. В этом случае всё совпало: и материал зацепил, и интуиция (вдохновение) не подкачали. Тут нужно понимать: сначала появляется зёрнышко, оно маленькое, незаметное… И вот оно медленно, медленно, обрастает, как снежный ком. И это уже поток, его не остановить. А потом — самое сложное… Вовремя остановиться, чтобы всё не превратилось в пошлость. В музыке пошлость тоже есть. Её чувствуют в первую очередь профессиональные музыканты. Омский хор показывает чистое искусство. Мы, как руководители, за этим пристально следим!
Хореографическая постановка
Зуфар Толбеев, главный балетмейстер, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России:
Чтобы победить в подобном конкурсе, нужно обязательно быть непохожими на других, оригинальными. Здесь была оригинальность и в музыкальном плане, и в вокальном, ну и в хореографической постановке. Очень удачно была написана музыка, аранжировка, она звучит по-современному. Ставить под такую музыку танец — одно удовольствие! И, конечно, у нас очень хороший состав артистов, которые смогли это всё сценически реализовать. Брутально, с определённой харизмой, при этом показав свои технические возможности. Наш солист Евгений Овчаренко в роли кузнеца продемонстрировал вообще всё, на что способен — и джигитовку с саблей, и все свои трюки, и актёрское мастерство. Прежде всего нужно было удивлять. У нас всё-таки были новаторские вещи — такой славянский средневековой срез, который проявился, прежде всего, в костюмах и реквизите, — это и кольчуги, и древние инструменты. Музыка была, конечно, современная, но в ней есть такой мостик в Средневековье, XVI век. Всё это вместе дало возможность выглядеть Омскому хору на несколько голов выше других коллективов.
Поздравляем Омский русский народный хор, его начальника Елену Ермакову и художественных руководителей коллектива с заслуженной победой!
Фото: скриншоты программы "Страна талантов" телеканала НТВ, производство компании Weit Media