К Дню Победы в Омске создали уникальный спектакль по рассекреченным архивам УФСБ
В нем — документальные свидетельства палачей и узников фашистских концлагерей.
Премьера уникального спектакля «Память», созданного по рассекреченным в этом году архивам УФСБ России по Омской области, состоялась 8 мая в историческом парке «Россия — моя история» (в ТРЦ «Континент»).
— Проект «Память» создан на основе архивных документов о преступлениях фашистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны. Отбирались наиболее интересные, представляющие историческую и культурную значимость документы. На их основе создан сценарий об узниках концлагерей, существовавших на территории Германии и бывших союзных республик. УФСБ выступило историческим консультантом и курировало проект от создания сценария до постановки спектакля. Мы хотим донести до омичей историческую правду, стараемся искать новые форматы ее подачи — которые интересны молодежи.
Надеемся, что омичи по достоинству оценят значимость документов, на основе которых создан этот проект, — сказала перед премьерой представитель УФСБ России по Омской области Ирина Руснак.
Директор парка «Россия — моя история» Ольга Безродная и министр культуры Омской области Юрий Трофимов поблагодарили УФСБ и создателей спектакля.
— Мы не имеем право предавать эти страницы истории забвению и делаем все, чтобы молодежь знала о подвигах наши солдат, которые избавили от фашизма нашу страну и страны Европы, — добавила Ольга Безродная.
Затем спектакль показали гостям на сцене исторического парка — к его достоинствам можно отнести максимальную концентрацию событий, которые показаны ярко и драматично.
— Из рассекреченного архива мне поступило более 10 дел сотрудников (охранников, врачей) концлагерей, изменников — их показания на допросах, а также очерк сбежавшего из концлагеря старшего лейтенанта Павла Гавриша. Я разделила все темы на пять частей, одна из которых — про женские лагеря. Читать документы было очень тяжело, некоторые жуткие подробности я даже не стала включать в сценарий, — поделилась с БК55 создатель сценария и режиссер Наталья Трубкина.
В постановке заняты актеры омских театров.
БК55 цитирует несколько эпизодов — это выдержки из рассекреченных документов.
Спектакль начинается с допроса бывшего охранника концлагерей «Освенцим» и «Гельзенкирхен» Ганса.
На допросе он рассказал об «Освенциме»:
«В нем производилось истребление заключенных всех национальностей, в том числе русских. Когда я прибыл туда в сентябре 1944 года, там было примерно 500 тысяч заключенных. Работы по их охране и истреблению проводили около 5 тысяч служащих СС…
В жестокости по отношению к заключенным мы ничем не ограничивались. Наоборот, комендант лагеря нам заявил, что, если кто-либо будет замечен в мягкости и снисходительности, того самого ожидает расстрел.
Дотрагиваться до заключенных руками было запрещено: только палкой, оружием, травить собаками. Уклоняющихся от работы — заставлять побоями или убивать. Каждый солдат СС, убивший за день не менее двух заключенных, получал 2-недельный отпуск… Были дни, когда смертность достигала 4 тысяч человек в сутки.
Заключенных уничтожали в 5 газовых камерах с пропускной способностью 4-5 тысяч трупов в сутки. Каждые сутки сжигалось до 25 тысяч трупов».
Второй эпизод спектакля — это рассказ о женском концлагере в городе Равенсбрюк, где была и группа женщин-военнослужащих Красной армии, взятых фашистами в плен в 1941 году.
Цитата:
«Режим лагеря был рассчитан на то, чтобы физически и морально сломить женщин: длительное стояние под дождем на холоде в скудной одежде, тяжелые работы, систематические побои розгами, которые вымачивались в соленом растворе, карцер, стояние в наполненных водой камерах — которая доходила до носа, расстрелы, уничтожение в газовых камерах».
Следующий эпизод — рассказ врача «лазарета» лагеря «Бухенвальд» о том, как больных в «экспериментальном» отделении убивали инъекциями с ядами.
«Делался вид, что принимались меры к сокращению смертности… а фактически было наоборот… Людей умышленно отравляли впрыскиванием специальных ядов, под видом лечения применялись физические методы уничтожения. Этикетки на флаконах не соответствовали содержимому…
Узников искусственно замораживали, проверяли действие ядов, намеренно заражали…».
В пятом эпизоде спектакля — рассказ выжившего военнопленного, старшего лейтенанта Павла Гавриша, который бежал из лагеря «Аушвитц»:
«В лагере ежедневно уничтожались тысячи людей. Больше всего эшелоны привозили евреев. Расчет Гитлера был прост — вместе с транспортом евреев будут поступать накопленные ими богатства: золото, бриллианты и другие драгоценные вещи, которые помогут ему продолжать мировую бойню…
В 1942 году эшелоны прибывали один за другим… ежедневно 10-12 тысяч человек, из которых оставляли в живых каждого 10-го или 20-го, остальных сжигали… Когда построили еще крематорий, количество сжигаемых достигло 25-30 тысяч в день».
В конце спектакля говорится, сколько людей пострадало:
«Во время Второй мировой войны действовало 14 тысяч концлагерей, где содержалось 18 миллионов человек. Из них более 11 миллионов были уничтожены… Сохранить память он них — священный долг каждого».
Постановка никого не оставила равнодушной — создателям спектакля устроили овации стоя.
По словам Натальи Трубкиной, спектакль планируется показывать на площадках Омска, в том числе в школах.