Цены в зоне турбулентности, «китайцев» станет больше: что ждать от авторынка в 2023 году
Непростой 2022 год катком проехался по отечественному авторынку. Рассказываем, что ждёт в 2023-м.
Приостановка или закрытие локальных производств, истощение запасов у дилеров, нашествие китайского автопрома и взлёт цен на автомобили с пробегом — за прошедшие месяцы мы видели практически всё, что сложно было представить даже в самых смелых фантазиях год назад. Но что ждёт авторынок дальше — попробуем предсказать в нашем обзоре.
Рынок подержанных машин больше всего лихорадило в марте-апреле, когда интернет-площадки зафиксировали резкий всплеск стоимости. Летом цены начали снижаться, но к докризисным показателям так и не приблизились.
Сервис Autonews совместно с порталом "Дром" провели исследование об изменении цен на подержанные машины с января по ноябрь 2022-го. Отметим, что в рамках исследования рассматривались лишь автомобили в возрасте 3-5 лет, разделённые на три категории: отечественные автомобили, популярные кроссоверы и рамные внедорожники.
Исследование показало: по всем категориям в первую очередь дорожали автомобили, знакомые потребителю — надёжные, не требующие ремонта или те, которые можно отремонтировать с минимумом вложений. С учётом резкого подорожания запасных частей это кажется вполне логичным. Но что будет дальше?
По мнению экспертов, точно не стоит ждать возвращения цен на докризисный уровень и того, что популярные модели будут дешеветь. Возможно, автомобили даже немного подорожают, хотя в прежние времена они становились доступнее из-за амортизации и износа. Покупателю становится всё сложнее найти на рынке не битые "колёса", имеющие чистую историю — и продавцы будут биться за каждый рубль, потому что понимают подобные расклады.
Можно также предположить, что в 2023 году увеличится запрос на ввоз автомобилей из-за рубежа. По данным экспертов "Авито Авто", в Омске количество объявлений о продаже таких автомобилей в январе-ноябре 2022 года увеличилось на 508 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. А спрос на авто из-за границы на платформе вырос по сравнению с прошлым годом на 434 %.
Согласно представленным данным, большинство автомобилей с пробегом из-за границы попадают в Россию через Дальний Восток. Например, только в мае, по данным "Авито Авто", 51 % импортированных в Россию автомобилей были ввезены через Владивосток. При этом 42 % ввезённых автомобилей — в возрасте до трёх лет.
По данным сервиса, чаще всего в Омск под заказ из-за рубежа предлагают к продаже автомобили брендов Toyota, Honda и Kia. Средняя цена авто с пробегом составляет 1 420 000 рублей.
В конце декабря курс доллара превысил 70 рублей — это произошло впервые с мая. Исторически автопром очень чувствителен к курсу американской валюты, поскольку он является одним из основных факторов, влияющих на стоимость автомобилей.
Заместитель начальника отдела аналитики агентства "Автостат" Виктор Пушкарёв отмечает, что в настоящее время происходит трансформация ценовой структуры рынка.
— Резкий скачок цен, произошедший в марте, сгладился к концу лета, и, начиная с августа, на рынке наблюдается стабилизация средневзвешенной цены на уровне чуть выше 2 млн рублей (без дилерских накруток). Причём цена снизилась примерно на 13 % по сравнению с периодом апрель — май за счёт "вливания" в продажи большой доли относительно дешёвых моделей LADA. Таким образом, мы входим в 2023 год со стабильными уровнями цен, и если в дальнейшем не усугубится политическая и, соответственно, экономическая обстановка, то эти уровни сохранятся. Вполне очевидно, что снижения цен в новом году не произойдёт, а подорожание автомобилей будет происходить за счёт выхода на рынок новых марок, моделей и модификаций. Можно надеяться, что в лучшем случае рост средневзвешенной цены не превысит прогнозируемый показатель официальной инфляции — 5,5 %, — поделился своим мнением Пушкарёв с "Омск Здесь".
Конец года традиционно является временем премьер на российском авторынке, но пока новые модели для нашей страны представили лишь отечественные и китайские бренды.
Среди российских премьер можно выделить специальную версию внедорожника УАЗ-469, которая посвящена 50-летнему юбилею модели и кроссоверы "Москвич 3". Производство возрождённой марки, являющейся перелицованной версией автомобиля JAC JS4 из Поднебесной, ведётся на заводе в Подмосковье. Новые "Москвичи" можно будет купить с механической коробкой передач, вариатором и электромотором мощностями в 109, 150 и 68 лошадиных сил.
Также на заводе в Липецке стартовало производство второй модели от новой российской марки Evolute — это также кроссовер, получивший имя i-Joy. У автомобиля будет одна комплектация, включающая 163-сильный электромотор и батарею, ёмкость которой составляет 53 киловатт-часа (одного заряда хватает на 407 км).
Если смотреть на китайские бренды, то можно отметить обновлённый кроссовер Gelly Coolray, рамные внедорожники Tank и Tank 500 (бренд Tank принадлежит корпорации Great Wall), кроссовер JS6 от компании JAC и купе-кроссовер Tugella от давно знакомого российского потребителю бренда Geely.