Бюджет Омской области приняли с замечаниями
В частности, председатель комитета Заксбрания по собственности Игорь Зуга отметил, что в бюджете не учтены возможности по увеличению собственных доходов региона.
На состоявшемся 22 декабря пленарном заседании Законодательного собрания депутаты приняли во втором окончательном чтении бюджет Омской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. По итогам обсуждения за принятие документа проголосовали 29 парламентариев, против – 11.
Напомним, что доходная часть бюджета утверждена в размере 124 млрд рублей, расходная – в 128,3 млрд рублей. Дефицит в 4,3 млрд планируется покрыть за счет дальнейших поступлений из бюджета Федерации. Вообще, поступающие из центра деньги должны составить практически треть доходной части регионального бюджета – более 40 млрд рублей. В частности, выделены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 11,6 млрд рублей; на частичное повышение оплаты труда бюджетников – 2,2 млрд рублей; на модернизацию первичного звена здравоохранения – 1,5 млрд рублей. Есть планы и по финансированию конкретных проектов. Так, на достройку детской инфекционной больницы на Левобережье Федерация планирует выделить 1 млрд рублей. Однако для получения денег из центра еще надо будет как следует потрудиться.
Поблагодарив депутатов за активную работу над основным финансовым документом области, председатель Заксобрания Владимир Варнавский напомнил об итогах недавнего заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам при президенте РФ.
– Изменились правила игры по отношению к субъектам РФ. Было принято решение о прекращении подвижек в сроках реализации нацпроектов в сторону увеличения. Поставлены жесткие условия на использование федеральных средств. Если регион не успевает с решением сугубо внутренних вопросов, связанных с нацпроектами, – выбором площадки, составлением сметы, то финансирование снимается. Достройка объектов становится обязанностью субъекта РФ. У нас не так много денег, чтобы мы могли отвлекать средства областного бюджета на финансирование того, что могло бы быть профинансировано Федерацией, – сообщил спикер регионального парламента.
Похоже, что его реплика была отсылкой к выводам Генпрокуратуры, которая указала на явные проблемы с реализацией нацпроектов в Омской области. В частности, правоохранители подсчитали, что регион не уложился в сроки строительства 8 школ и детсадов в рамках нацпроектов «Демография» и «Образование». Из 62 объектов здравоохранения завершены только четыре.
В этой связи остро встает вопрос по увеличению именно собственных доходов Омской области. Один из путей его решения указал председатель комитета по собственности ЗС Игорь Зуга. По его мнению, в регионе сегодня отсутствует система эффективного управления госсобственностью.
– Так, по информации Минимущества Омской области, при стоимости государственного имущества Омской области более 100 млрд рублей план доходов определен около 150 млн. Получается, что доходность составляет 0,15 %, – сообщил депутат. – К этому я еще могу добавить, что, по информации Минимущества Омской области, представленной 14 декабря комитету по собственности ЗС, Омская область сдает в аренду 565 тыс. кв. м полезных площадей, получая при этом помесячную плату в 1,8 млн рублей, то есть примерно по 3 рубля за один кв. м. Невиданная щедрость! В то же время, по информации управления Росреестра на 1 октября 2022 года, в ЕГРН отсутствуют сведения о границах 400 тыс. земельных участков Омской области (38,5 %) и сведения о правообладателях 425 тыс. ранее учтенных объектов недвижимости. Это доходы, которые мы не получаем.
Председатель комитета по собственности считает, что одним из основных источников поступления неналоговых платежей в бюджет должно стать региональное министерство имущественных отношений. Ежегодно оно может приносить в казну намного больше, а не 150 млн, как сейчас. Однако денег на реформирование министерства в бюджет не заложено.
– Рассматривая проект закона о бюджете на 2023 год и плановые 2024 и 2025 годы, мы видим, что речи об увеличении финансирования Минимущества – главного координирующего органа в сфере управления собственностью – не идет. Не закреплен за данным органом и реальный механизм правового контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере управления госсобственностью. О каком повышении эффективности управления тогда можно говорить? – объяснил свою позицию парламентарий.
Как сообщил Владимир Варнавский, режим второго чтения не предусматривает внесение в законопроект поправок, предложенных Игорем Зугой. К тому же эти поправки не были оформлены как решение профильного комитета. Тем не менее спикер ЗС считает, что региональному кабмину следует внимательно прислушаться к предложениям депутата. Комитету по собственности Варнавский посоветовал вносить предложения по изменению работы Минимущества при корректировках бюджета, которые неизбежно будут происходить в течение следующего года. В свою очередь, Игорь Зуга сообщил, что профильный комитет и специально созданная рабочая группа также продолжат разработку принципиально нового для региона закона «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области».