Омские випы высказались о мобилизации и беглецах от призыва
Известные в городе люди крайне осторожны в оценках происходящего. Депутаты готовы помочь законопроектами, военные – обеспечить экипировкой.
После того как 21 сентября было объявлено о частичной мобилизации в связи со спецоперацией на Украине, российское общество словно оказалось в зоне турбулентности. Пока одни мужчины взяли повестки и отправились к пунктам сбора, другие бросились в зарубежные страны: в Грузию, Казахстан, Монголию, Кыргызстан и Турцию.
Обозреватель РИА «Омск-информ» поговорил с известными омичами, чтобы внести конструктив в многочисленные споры на эту тему. Спойлер: публично обсуждать тему мобилизации соглались немногие, что само по себе красноречивый факт.
«Выбора особого нет»
От комментариев, в частности, отказался всегда расположенный к общению с представителями СМИ генеральный директор ТД «Шкуренко», совладелец сети магазинов «Победа», «Низкоцен» и Spar Виктор Шкуренко.
– Я никогда не буду такое комментировать! – категорично заявил ретейлер, положив трубку.
Неожиданно резко высказался ветеран Афганистана, новоиспеченный депутат Омского горсовета Сергей Фролов.
– По вопросу мобилизации придерживаюсь политики государства и президента РФ, – сказал Фролов. – Я не знаю, кто вы, не вижу вашего лица, почему я должен об этом говорить? Вы видели, сколько мне лет?
А вот 43-летний руководитель медиахолдинга «СЛОВО» Павел Корольков, так же как и Фролов, недавно ставший депутатом горсовета, выразил готовность служить стране.
– Выбора особого нет: призовут – пойду. Хотя, защищая информационные рубежи Родины, буду намного полезней, – сказал журналист.
Не собирается бегать от мобилизации и спикер горсовета, генерал-майор внутренней службы Владимир Корбут.
– Когда страна в опасности и нужно вставать на ее защиту, тут не стоит вопрос, делать это или нет. Я нахожусь во второй очереди и, если понадобится, пойду на фронт, – выразил готовность Корбут.
Зачем нужна мобилизация?
В свою очередь Герой России, сенатор от Омской области Дмитрий Перминов объяснил суть нынешней частичной мобилизации – обеспечение безопасности освобожденных территорий.
– Сегодня наша страна защищает своих граждан, свое будущее. Военнослужащие, несмотря на количественное превосходство противника, действуют не численностью, а умением. Благодаря такому подходу удалось освободить значительную территорию. Теперь необходимо обеспечить безопасность жителей и целостность освобожденных территорий. Именно для этих целей в Российской Федерации была объявлена частичная мобилизация, – говорит Перминов. – Лично для меня те земляки, которые идут защищать свой народ и страну, являются настоящими патриотами. Сегодня они идут ради будущего своих детей, чтобы они могли мирно жить в сильной и свободной стране.
Спецназовец, защитивший товарищей во время конфликта Дагестана и Чечни, обратился к мобилизованным.
– Хочу особенно отметить, что горжусь вами – своими земляками, уверен, что вы справитесь с поставленными задачами. Желаю скорейшего возвращения к своим родным и близким, – заключил Дмитрий Перминов.
Почему россияне рванули за границу?
Известный омский политик, не пожелавший называть свою фамилию, предложил пока не давать оценок происходящему.
– Пока рано говорить об этом. Давайте подождем завершения мобилизации, а потом спокойно проанализируем итоги. Надо посмотреть, в каких условиях живут призывники: пища, материально-техническое обеспечение. Не стоит осуждать и тех, кто уехал в Казахстан или в Грузию. У каждого из них своя история, – отметил он. – Мы можем только представить, что чувствует мать, получая повестку на сына. Сейчас не время хайповать на мобилизации, общество и так находится в крайнем напряжении. Помните, люди чуть друг друга не загрызли в ковид? Так и сейчас.
Председатель Омского отделения Союза архитекторов России Сакен Хусаинов причиной массового бегства от мобилизации называет воспитание:
– В моем окружении нет тех, кто избежал призыва, я таких не встречал. Давно надо было объявлять мобилизацию. Я не подхожу по возрасту, но в случае чего уклоняться не будем. Все мои знакомые убегать не стали, пошли служить. Те, кто покидают страну, в этом не виноваты. Это мы, общество, воспитали их такими, какими они сейчас стали. Мы несем за это моральную ответственность.
Кого нужно освободить от призыва?
Эксперты сходятся во мнении, что процесс мобилизации важно отрегулировать. Как сообщил депутат Госдумы от Омской области Андрей Алехин, фракция КПРФ продвигает законопроект по освобождению от призыва многодетных отцов с тремя детьми до 18 лет либо с детьми до 23 лет, проходящими учебу очно. Также документом предлагается освободить от частичной мобилизации граждан, имеющих жен, срок беременности которых составляет не менее 22 недель, и воспитывающих при этом двух детей в возрасте до 18 лет.
Сейчас право на отсрочку есть у отцов четырех и более несовершеннолетних детей, отцов-одиночек и матерей-одиночек, воспитывающих ребенка или нескольких детей в возрасте до 16 лет, а также у семей с тремя детьми, если их мать беременна на сроке не менее 22 недель.
– Мое отношение к мобилизации непринципиально, она идет. И моя задача как депутата помочь скорректировать этот процесс, не допустить нарушений призыва. Например, когда призывают многодетных омичей или с нарушениями здоровья. Этим я и занимаюсь в Госдуме: законопроект, который мы делали с Олегом Смолиным и Ниной Астаниной по освобождению от частичной мобилизации отцов многодетных семей, получил поддержку коллег, – отметил Алехин.
Лидер омских коммунистов поделился, что служить отправился сын депутата областного Заксобрания Владимира Виниченко.
– Ивана Виниченко забрали во вторник, в среду уже выдали форму. Но многого не хватает: лекарств, средств для оказания первой помощи. Важно, чтобы ребята были полностью экипированы. Призывников, конечно, нужно поддерживать, чтобы они поскорее вернулись домой, – резюмировал Алехин.
«Важно наладить быт и обстановку призывников»
Глава омского регионального отделения «Союза десантников» Владимир Фадеев раскрыл ситуацию изнутри. Он задействован на пункте приема новобранцев, развернутом в 242-м учебном центре ВДВ в поселке Светлый. Сюда каждый день приезжают мэр города Сергей Шелест, тоже десантник, и первый вице-губернатор Валерий Бойко.
– Мы можем обсуждать это, развивать «диванную аналитику» сколько угодно. Но верховным главнокомандующим поставлена задача перед правительством, муниципалитетами, военкоматами. Надо думать, как ее лучше выполнить. Чтобы не было перегибов на местах, в пунктах приема личного состава мобилизованных: учтены критерии возраста, состояние здоровья, военные специальности, – говорит Фадеев. – Важно организовать соответствующий прием мобилизованных, обеспечив обмундирование, питание и места для проживания, условия для слаженной подготовки подразделений. Надо думать, как безболезненно осуществить мобилизацию. Нужно правильно организовать взаимодействие между министерством обороны, администрациями, военкоматами и населением.
По словам десантника, все, чего не хватает мобилизованным омичам, докупается волонтерами, ветеранскими организациями, различными компаниями.
– Сейчас важно организовать быт и обеспечить подготовку. Идем на передовую с девизом «Никто, кроме нас!». Если какие-то есть прорехи, то они оперативно устраняются, и это радует. Не ошибается тот, кто ничего не делает, – добавил он.
Панику отставить!
Подытоживая вышесказанное, согласимся с доводами экспертов, призывающими дождаться окончания частичной мобилизации. Но тем не менее процесс идет и паника неуместна.
Сейчас гораздо важнее обеспечить подготовку, обмундирование, вещи первой необходимости для мобилизованных. А также избежать «неразборчивого» призыва.
От редакции добавим, что столкнулись с трудностями при написании этого материала. Представители омской власти и бизнеса наотрез отказываются комментировать происходящее. В нынешней ситуации жителям региона нужны взвешенные оценки со стороны известных и уважаемых в обществе людей. Но с этим, как оказалось, напряженка.