Некоторые ученые по-прежнему выступают против строительства гидроузла
Предлагают вернуться к рассмотрению проекта озера выше Омска.
В Общественной палате Омской области в ходе заседания круглого стола на тему «Актуальное состояние, проблемы и перспективы развития водного транспорта по реке Иртыш», помимо поддержки проекта гидроузла, звучали и критические мнения.
Иван Яновский, заведующий кафедрой экономики и управления на водном транспорте Омского института водного транспорта: «Как только мы поставим плотину, все зазеленеет, тем более, что это не решает судьбу Иртыша»
— Я с первого дня настаивал на том, что Иртыш нужно углублять, начиная с Казахстана и заканчивая Ханты-Мансийском. Ранее рассматривался проект создания озера в 200 кв. км близ Иртышского с домами отдыха, но нужно было перенести четыре деревни. Однако создавался запас воды, что устраивало всех. Красногорский гидроузел окажется не очень нужным. Глубины повышаются в пределах Усть-Заостровки, самое страшное — очень осложняется экология. Я застал начало цветения Омки, сейчас она чувствует себя хорошо. Как только мы поставим плотину, все зазеленеет. Тем более что это не решает судьбу Иртыша.
В мире нет плотин ниже городов, они все строятся выше! Я все-таки предлагаю вернуться к рассмотрению проекта озера выше Омска.
Петр Большаник, доцент кафедры географии ОмГПУ: «В некоторых районах Омска уровень грунтовых вод поднялся на 5–7 м по сравнению с 1936 годом»
— Мы смотрели верховья Черного Иртыша, чтобы понять, почему так сильно падает уровень воды, брали масштабные карты, которые показывают реки в качестве линейных объектов до масштаба 1:50000. Нашли на этой территории 20 водохранилищ (общая площадь — 170 кв. км), посмотрели каналы, которые перебрасывают воду в Синьцзян-Уйгурский автономный округ. Конечно, Китай будет активно забирать из Черного Иртыша, потому что у них идет демографический взрыв, именно этот округ развивается быстрее остальных регионов Китая. Посмотрели ситуацию с Казахстаном, там 11 водохранилищ, каналы собирают воду не только в Караганду, но и в столицу. В Казахстане 24 орошаемых участка, в Китае — 23. Трансформация Черного Иртыша очень серьезная, объемы потребляемой воды будут увеличиваться, поэтому нужно принимать какие-то меры, чтобы обеспечить Омск водными ресурсами.
В некоторых районах Омска уровень грунтовых вод поднялся на 5–7 м по сравнению с 1936 годом. Строительство плотины, конечно, повлияет на увеличение подъема грунтовых вод. Сегодня обсуждался вопрос увеличения загрязняющих веществ в воде после появления гидроузла. Я бывал на Иркутской ГЭС на Ангаре — вонь стоит страшная, очень сильно идет цветение реки в летнее время, дышать просто невозможно.
Ханты-Мансийск относится жестко отрицательно к переброске воды, поскольку для них очень важна работа нефтяной отрасли. Понижение уровня воды в Иртыше это усиление дренажа пространств месторождений, осушение торфяников, что очень опасно. Нефтяники говорят, что у них там нет лишней воды. Да, в устье Оби воды может быть много, но забор ее из Ханты-Мансийска приведет к сильному понижению воды в Иртыше (цитаты по сайту «КВ»).