Про хипстеров, мэрию и революцию. Омские режиссёры сняли комедию абсурда
"Омск Здесь" пообщался с авторами фильма "Лицо революции" и узнал, как можно снять сатирическую комедию абсурда про митинги за пару дней и пригласить на съёмки известных омских актёров.
Андрей Горячкин и Никита Дудкин
• Режиссёры
17 марта в киноцентре "Вавилон" состоялся закрытый показ короткометражного фильма "Лицо революции" (18+). Это совместное детище молодых и амбициозных киношников из Омска — "ТО 73" и Konarev Production. Увидеть фильм первыми на большом экране смогли родственники и друзья создателей картины, а также киноманы.
Фильм, продолжительность которого составила 13 минут, омичи определяют как сатирическую комедию абсурда. По сюжету, компания молодых хипстеров приходит к заместителю мэра с целью санкционировать… революцию. Но у чиновницы "своя правда, с которой очень трудно спорить".
Режиссёром фильма стал Андрей Горячкин, который работал над сценарием вместе с Никитой Дудкиным и оператором Алексеем Филатовым. К работе над фильмом привлекли известную омскую актрису Марию Долганёву, которая играет заместителя мэра. Также в ленте можно увидеть Сергея Худобенко ("Пятый театр"), Антона Булавкова (Центр современной драматургии) и Виталия Маркса ("Галёрка").
Корреспондент "Омск Здесь" встретилась с авторами фильма, чтобы узнать, почему он ждал своего выхода более двух лет и какой критике картина подверглась со стороны известных режиссёров.
— Насколько тема, поднятая в фильме, актуальна сегодня. Сценарий вы написали ещё несколько лет назад. Понятно, что ситуация за это время изменилась. Это помешало вам, или скорее сыграло на руку?
Андрей Горячкин: Актуальность темы только усилилась, но приобрела немного другой оттенок, гораздо более жёсткий. И это, с одной стороны, сыграло нам на руку, а с другой стороны, не очень. Потому что мы высмеивали и ту, и другую сторону, а в итоге некоторые зрители увидели в этом высмеивание именно бунтующих людей. Всё из-за титров — мы там цитировали многие кадры с митингов, и некоторым людям это показалось жестокой насмешкой над бунтующими. Но это совсем не так.
Никита Дудкин: Это в первую очередь художественное произведение. Оно никого ни к чему не призывает, и по большей части это художественный вымысел. И то, что он как-то соприкасается с реальностью, это сам человек для себя сопоставляет с тем, что происходит. Художественное произведение было и будет художественным произведением. Там нет никаких соответствий с реальностью.
— Сложно было не перейти эту политическую грань? Чтобы все поняли юмор, но в то же время уловили смысл фильма, и при этом не было провокации?
Андрей: Сложно было не перейти эту грань, и мы боялись перейти её в момент разработки фильма. Поэтому кое-где может показаться, что мы, как авторы, не дожали. Сейчас получаем отзывы и советы, как можно было бы сделать фильм посильнее. Но анализируя их, мы понимаем, что тогда мы боялись. А если бы мы это делали сейчас, то даже не знаю, написали ли мы хотя бы столько.
— Кстати, какая обратная связь от первых зрителей?
Никита: По большей части положительная оценка. Говорят, что фильм хорошо сделан, качественно, а над драматургией можно было поработать лучше. Как сказал актёр Сергей Худобенко, один из главных героев фильма: "Вам есть куда расти в драматургии, и это хорошо". Актёрам основного состава по большей части всё понравилось. Кстати, фильм уже был показан в "Меге" в "Доме культуры" на фестивале "Омка". Его посмотрело жюри, состав которого был достаточно сильным: Илья Швецов, Борис Гуц. Они заявили о том, что мы как будто бы не до конца сами понимаем тему, с которой выходим, и, возможно, она нам не близка как авторам. Но это спорный момент.
— Но она же вам действительно не близка. Вы не бунтующие?
Андрей: Тогда мы не митинговали, но митинговали в душе (улыбается). И, пытаясь взращивать это в себе и оставлять какой-то юношеский максимализм, хотели максимально нелепо отобразить именно ту ситуацию, которая была в 2018 году.
Никита: На тот момент, когда выходили митингующие, школьники, было непонятно, что они хотят сказать.
Андрей: Что-то хотят, а что именно — непонятно. Это мы и показали. Мы получили разные отзывы и поняли, что всё это вкусовщина и субъективность.
— А есть разница в оценках взрослых и подростков?
Никита: На самом деле нет. И у тех, и у других 50 на 50. Когда я готовился к показу на большом экране, было ощущение, что либо хорошо, либо плохо, а тут монета упала на ребро.
— Где сейчас можно увидеть "Лицо революции"?
Никита: В сети сейчас его найти нельзя, потому что мы делаем переводы. Планируем отправить на несколько фестивалей. Если не будут принимать заявки, то мы выставим его на наш YouTube-канал и будем раскручивать дальше.
— Какие фестивали на примете?
Никита: Есть такая платформа — FestAgent (крупнейшее агентство России по продвижению фильмов на кинофестивали — прим. ред.), на которую ты загружаешь фильм, и его можно отправить сразу на много фестивалей. С конкретными фестивалями мы не определялись. У нас была цель — устроить показ, мы это сделали.
— Ребята, всё-таки планировалось, что премьера состоится осенью 2018 года. Почему перенесли?
Андрей: Сами съёмки прошли оперативно благодаря продюсерам и людям, которые согласились сыграть в фильме. Также особую благодарность хотелось бы сказать Омской телевизионной компании. Во-первых, они нам дали для съёмок помещение. К тому же была привлечена профессиональная команда. Специалист по свету буквально обманул организмы всех и выставил свет таким образом, что организм думал, что всегда день. Хотя снимали мы с раннего утра и до позднего вечера. Большое спасибо людям, которые выдержали всё это. Команда сработала очень грамотно. Всё затянулось на постпродакшене. Пошли загвоздки, занятость людей, всплывали и другие рабочие вопросы.
Никита: Мы долго ждали звук, поэтому всё так затянулось. Что касается команды, то основная её часть, те, кто всё придумал, — это "TO 73". Мы собираемся, пишем фильмы, снимаем их.
Омская телевизионная компания внесла огромный вклад. Хотелось бы поблагодарить лично Александра Ушакова и Викторию Рубан за содействие. Они помогли и в плане локации, и в плане предоставления персонала: стилист, звукорежиссёр, постановщики.
Андрей: У нас был очень хороший продюсер и кастинг-директор Таня Зыкова. Она создала все условия, чтобы съёмка была классной и никто не устал, чтобы людям было комфортно.
— Профессиональные актёры оправдали ваши ожидания?
Никита: Более профессиональные справились более профессионально, менее профессиональные справились менее профессионально.
Андрей: Мария Долганёва — бомба, и лучшей актрисы мы бы не нашли для такой роли.
Никита: Многие, кстати, говорят, что за счёт неё мы и выехали. Она очень органично сыграла.
Андрей: Мария сразу сказала, что она актриса, которой нужен режиссёр. И это был такой пластилин, который можно было лепить. Я даже ощутил в процессе съёмки какую-то нехватку словарного запаса, потому что она делала, как я говорю, а я не мог до конца сформулировать, что хочу видеть. Антон Булавков очень хорошо сыграл. Понимание рождалось прямо на площадке, и с ним было легко работать.
Мария Долганёва
— Вы старались продумать образ каждого персонажа. Вы брали их из головы или срисовывали с конкретных людей?
Андрей: Все образы были собирательные, но продумывали мы их, как оказалось, не так тщательно, почему и хромает драматургия. Не было какой-то арки персонажа, пройденного пути.
Никита: Не хватает главного героя.
Андрей: Хотя там, по сути, есть две стороны конфликта: народ и власть. Но опять же и те, и другие у нас получились такими глупыми, что пришла третья сторона и всех тихонько захватила.
Никита: Это собирательные образы, это же комедия абсурда, а комедия работает со стереотипами. Определённые стереотипы удалось передать. На показе один из зрителей нам сказал, что хипстер у нас получился махровый.
— Всё-таки, подводя итог, сатирическая комедия абсурда — это ваш жанр?
Андрей: Я думаю, что мы будем в этом жанре и дальше работать, только ещё более абсурдно и более сатирично. А то тут не хватило, ни сатиры, ни абсурда, ни комедии (смеётся). Но посмотреть стоит.
Фото: Илья Петров и личный архив героев материала