Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка

0

Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка

Светлана Горчакова в Москве получила награду из рук министра культуры РФ Ольги Любимовой. Торжественная церемония проходила в Российском фонде культуры. В борьбе за высокую награду в 2020 году приняли участие 446 педагогов из 56 регионов России. И лишь 10 были отобраны в финал.

Премию – в развитие

Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Светлана Сергеевна, как прошла церемония и что вы почувствовали, когда узнали о победе?

Светлана Горчакова: Это для меня неожиданное и потрясающее событие. В состав жюри вошли ректоры ведущих творческих вузов России, известные деятели искусства и культуры. Организаторы всё продумали до мелочей, было красиво, душевно, трогательно. Перед нами выступали талантливейшие дети, и было необычно находиться в этом месте рядом со знаменитостями.

В церемонии приняла участие министр культуры Ольга Любимова. Она тепло поблагодарила за то, что мы с честью переживаем такой трудный год, и она понимает, какой невероятный труд стоит за каждым ребёнком.

Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка

Фото: АиФ/ Владимир Казионов

– Жюри держало всё в секрете до последнего?

– За пять дней до вручения нам сказали – выберут из десяти пять победителей и кто-то получит Гран-при. Сначала вручали дипломы участников, цветы. Я не ожидала, что пройду, и, когда назвали моё имя, на мгновение потеряла дар речи. Меня поздравляли люди из всех регионов, телефон разрывался.

– Что будете делать с наградой?

– Мы будем вкладывать деньги в своё развитие – в посещение симпозиумов, фестивалей. Для творчества.

Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка

Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Увлечь своей энергетикой

– Сколько лет вы занимаетесь керамикой?

– С детства: я училась в художественной школе № 1, сейчас она имени Санина, и у меня была преподаватель Любовь Сергеевна Петелина. Туда я бегала на занятия по керамике. В вузе на худграфе педуниверситета не занимались керамическим искусством. Спустя годы после окончания университета на факультете открыли это направление. Это дало возможность обмена опытом с педагогами вуза. Мой педагогический путь начался в детской школе искусств №15 в микрорайоне Входном, где я увидела маленькую печку – и сердце затрепетало.

Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка

Новость по теме

В Омске фестиваль керамики завершился огненным шоу

– У вас совершенно уникальная художественная школа, керамика – лишь одно из направлений.

 – У нас пятилетнее обучение по федеральной предпрофессиональной программе «Художественная керамика», это направление – единственное в регионе. Многие из наших выпускников не раз становились стипендиатами Омской области и города, принимали участие в различных выставках, ездили на творческие смены в лагеря «Орлёнок», «Артек», «Сириус».

Многие поступили в вузы, колледжи, связанные с декоративно-прикладным искусством, и сегодняшние учащиеся планируют. Даже если дети не пойдут учиться дальше по художественной специальности, наша школа своей подготовкой формирует культурное пространство города.

Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка

Фото: АиФ/ Владимир Казионов

 – Какой у вас стаж педагогической деятельности и что нужно, чтобы найти общий язык с детьми? Секрет какой-нибудь есть?

– Стаж больше 20 лет. Главное – желание, терпение. Наши дети много занимаются – пять учебных часов в день, три раза в неделю. Мы даём понимание детям, что творчество – это труд, стремимся всей своей энергетикой увлечь, захватить наших учеников. Отдавать максимум своих знаний, делиться навыками.

В последние годы, когда мир открылся, появился интернет, нам стали доступны новые возможности. Мы посещаем керамические фестивали, проводим свои, общаемся с другими регионами. Я считаю, что дети получают знаний больше, чем в вузе.

Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка

Фото: АиФ/ Владимир Казионов

А секрет такой: успех любого преподавателя в том, что он должен безгранично любить своё дело и жить этим. Наша ДХШ для меня даже не второй дом, это моя жизнь. Я помню каждого ученика, каждую работу, что происходит на данный момент, как проходит обжиг. Каждый раз с трепетом достаю из печи работы детей.

Пять часов на занятие

– Со скольких лет идёт набор?

– На подготовительное отделение с семи лет, а на серьёзные занятия в 1-й класс керамики лучше отдавать с 10-11 лет, чтобы ребёнок выдержал такую нагрузку. В программе отведены часы на рисунок, занятия по живописи, композиции, обязательна история искусств.

Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка

Фото: АиФ/ Владимир Казионов

– С чего начинается работа с детьми? Что самое первое?

– Работа с пластом. Глину нужно почувствовать. Мы её мнём, что-то в ней отпечатываем. Дети пытаются понять, что это за материал, как он себя ведёт. И это очень разный материал – какая-то глина подходит для мелкой пластики, какая-то для монументальных работ.

– А свистульки ваши воспитанники могут слепить?

Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка

Новость по теме

Омский мастер сделает из глины огромную скульптуру

– Естественно, без народных промыслов никуда. Мы развиваем любовь к народной культуре, изучаем гжельскую керамику, абашевскую, скопинскую, каргапольскую игрушку. В младших классах делаем свистульки, простые фигурки. Ребята лепят кружки без гончарных кругов. Изучаем и другие техники, например японскую технику раку. Стараемся показать детям разные грани керамики.

– У вас больше девчонок или мальчишек?

– Есть и мальчики, и девочки. В прошлом выпуске было трое талантливых мальчишек.  Дважды становился стипендиатом Даниил Федорченко. Учатся у меня его брат Марк и сестра Лиля. Уже целая семья получается.

Барышня из прибрежной глины

– Свою первую работу помните? Сколько вам было лет?

– Мне было девять лет. На берегу Иртыша собирала комочки глины – и слепила барышню. Конечно, не обжигала. Потом педагог научила меня, как правильно лепить тарелочки, лошадок.

Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка

Фото: АиФ/ Владимир Казионов

– Есть ли какая-то особенность у омской керамики?

– Если говорить о сибирской керамике, сложно судить однозначно. Я посетила многие регионы, была возможность изучить работы и по интернету. Есть свои особенности в Новосибирске, Красноярске, в Ханты-Мансийске. Художники опираются на специфику своей культуры, территории. Кто-то использует орнаменты, традиции народных промыслов. Если говорить об Омске, это смешанная культура. И мы стараемся развивать современное отношение к керамике.

– Нам кажется или действительно это так – к керамике сейчас особый интерес?

Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка

Статья по теме

Всегда в процессе творчества. Керамистика в Омске будет развиваться

– Да, керамика сейчас очень актуальна, разные поколения ею интересуются. Во многих городах открываются студии. А мы мечтаем, чтобы наша школа стала центром керамики. Организуем мероприятия, которые привлекают к нам со всех сторон художников-керамистов. К нам приезжают из Красноярска, Новосибирска, Томска, Рязани, других городов. Мы стремимся быть интересными для всех. Кстати, благодаря настойчивости администрации нашей школы в Дельфийских играх открыли номинацию по керамике, которой не было с 2009 года. Мы поучаствовали – и Омск прозвучал в победителях. Наша Даша Пономаренко завоевала бронзу.

 – Практический вопрос – где вы берёте глину? Не всякая ведь подходит.

– Раньше сами мяли глину руками. На это уходят силы. Заказать её проще. Индустрия развивается, каждый месяц – новая глина, новая глазурь. В керамике безграничное пространство для творчества и самореализации. Глина бывает красная, коричневая, серая, чёрная, с вкраплениями – можно и без глазури обойтись. Вместе с известным гончаром Андреем Задерием получается создавать удивительные вещи. Огненную скульптуру его видели? Впечатляет?

Как из глины сделать шедевр. Лучшим педагогом школы искусств стала омичка

Фото: АиФ/ Владимир Казионов

– Вы бывали на других территориях, а там как с керамикой? Есть интерес?

– Очень понравился Красноярск, я влюбилась в этот город, в этих творческих людей. Не случайно лучшей стала детская школа искусств из Красноярска. Они получили миллион на развитие. Сильный Новосибирск. В Ханты-Мансийске трудится коллега. Хорошие школы в Томске, Тамбове, в Толятти есть школа имени Марка Шагала, все они меня поздравляли с победой. Но я считаю, моя победа не только личное достижение, а успех всей нашей школы, коллектива, всей омской культуры. Преподавателя по декоративноприкладному искусству впервые отметили на таком высоком уровне.

 – У художников есть громкие имена, а есть такие у керамистов?

– Очень много! Из Новосибирска Алёна Залуцкая, Алишер Назиров из Узбекистана, наш земляк Андрей Задерий, Галина Сметанина из Рязани, гончар Андрей Салтан из Томска, Елена Александровна Краснова из Красноярска и много других. Это лишь малая часть, кого я знаю лично, есть весомый список мэтров. У всех есть ученики: художникам без педагогики не обойтись – нам это важно.

– Каждый год одно и то же…

– Нет, не согласна. Каждый год всё по-разному. Мне было бы скучно заниматься одни и тем же. Я всегда нахожу что-то новое.

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.