Новый директор «Пятого театра» Илья Киргинцев: «В творческую составляющую меня не надо пускать»
Новый руководитель "Пятого театра" рассказал "Омск Здесь" о том, что ему досталось в наследство от Никиты Гриншпуна и какие решения он уже принял как директор театра.
Илья Киргинцев
• директор «Пятого театра»
В начале августа в министерстве культуры Омской области объявили о назначении нового руководителя "Пятого театра" — эту должность получил Илья Киргинцев. Управленец с опытом работы в государственных и корпоративных структурах стал не художественным руководителем, а директором театра. Что входит в его полномочия и как его деятельность отразится на репертуаре театра, Илья Киргинцев рассказал в эксклюзивном интервью "Омск Здесь".
— Илья Владимирович, с уходом Никиты Гриншпуна в театре "развели" должности директора и художественного руководителя. Что входит в ваши полномочия и как вы будете влиять на творческое направление? Будет ли последнее слово в таких вопросах за вами или вы полностью отдадите все бразды правления главному режиссёру? Или художник должен творить, а директор — управлять?
— Да, произошли изменения, и должность художественного руководителя разделили на две: директора и главного режиссёра. С новым главным режиссёром (Максим Кальсин — прим. ред.) у нас состоялся разговор, в ходе которого мы решили, что репертуарную политику определяет он. Но я за этим также наблюдаю, и моё мнение также будет учитываться, так как я вхожу в худсовет. Все новые постановки связаны с финансами и бюджетом театра, и я за это отвечаю.
— Новый режиссёр театра — Максим Кальсин — достаточно известная личность в кругах омских театралов. Произойдут ли с его приходом кардинальные изменения в репертуаре театра? Удастся ли повторить былой успех?
— Мы на это надеемся. Если бы мы не были в этом уверены и не рассчитывали на это, то не пригласили его. Если у режиссёра есть потенциал и когда-то был успех, то он однозначно должен его повторить. Мы уверены, что впереди у нас большие творческие победы.
— Какие-то конкретные задумки или идеи он уже предложил?
— Максим Георгиевич уже активно работает с труппой. Естественно, первым делом он посмотрел действующий репертуар, составил о нём своё мнение. Не так давно прошла акция "Ночь искусств", как и многие другие проекты в режиме онлайн. Там состоялась читка пьесы современного автора "Перемирие" (16+), режиссёром которой он выступил. Мы выложили в сеть, зрители посмотрели её, и им понравилось, и не исключено, что эта пьеса появится в репертуаре театра.
— В настоящее время в театре, на мой взгляд, баланс между развлекательными спектаклями и спектаклями, дающими духовную пищу, повод задуматься. По-вашему, какой путь сегодня наиболее перспективен для театра: равнение на интеллектуального зрителя или массовость?
— Я бы не стал говорить, что один репертуар даёт массовость, а другой не даёт. Однозначно должен быть баланс между спектаклями, в которых люди могут подумать о вечных вопросах, найти для себя какие-то ответы. Но и, конечно, должны присутствовать спектакли, особенно в наше время, когда люди могут просто отдохнуть, посмеяться.
— По вашим наблюдениям, какие спектакли больше всего любят омичи в театре?
— Я бы не стал выделять какие-то отдельные спектакли. Да, есть несколько постановок, которые пользуются многолетним успехом, и в этом списке есть комедии. Но есть также серьёзные работы, на которые активно ходят. Например, тот же "Географ глобус пропил" (18+), которому уже десять лет. Он собирает полный зал всегда, некоторые зрители ходят на него уже не в первый раз.
— Пост директора вы заняли после неприятных событий. На ваш взгляд, повлияли ли они на деятельность труппы, на настроение в коллективе? Сильно ли артисты переживали такое скандальное увольнение своего руководителя?
— Тут наложилось много факторов. Все эти события происходили, когда действовал режим самоизоляции и учреждения культуры были закрыты. Я думаю, что все переживания ушли вместе с тем периодом. Сейчас мы работаем, репетируем спектакли текущего репертуара, ставим новые спектакли. Грустить некогда, так скажем, труппа занята, и настроение хорошее. Все видят какое-то своё будущее в этом театре, понимают свою роль в нём, и я не вижу здесь никакой проблемы.
— Как вас встретил коллектив? В своих решениях и планах развития вы опираетесь на запросы коллектива или на собственное видение ситуации?
— В театре есть администрация, опытные люди, которые проработали здесь не один год. Однозначно, я спрашиваю их мнение. Когда я пришёл на эту должность, сразу задекларировал, что мои двери всегда открыты для любого сотрудника театра. Я ни от кого не прячусь, и если есть какая-то проблема, со мной всегда это можно обсудить.
— Должность директора предполагает большую ответственность. На кого вы в первую очередь опираетесь в административной работе?
— В решении административных вопросов буду опираться на своих заместителей. Заместитель по общим вопросам Иван Викторович Тимофеев. Он долгие годы уже работает в театре и прекрасно справляется. Фактически он совмещает две должности — ещё заведующего постановочной частью. Он глубоко погружён в ежедневные заботы театра. Мне есть, с кем решать вопросы.
— Какие решения как директор вы уже приняли? Будут ли кадровые перестановки в театре? С какими проблемами вы уже столкнулись за первые месяцы своей работы?
— Понятно, что трудности были. За полгода, пока театр не работал, накопились долги. В решении этих вопросов помогают областные власти, и по большому счёту мы уже решили их. Конечно, первоочередные проблемы касались хозяйственного плана. Надо было открывать новый сезон и, как говорится, почистить пёрышки (улыбается). Мы поменяли напольное покрытие в зале и в фойе, произвели мелкие ремонтные работы, поменяли свет. Театр такой "организм", который нужно поддерживать постоянно.
— Какие ещё ремонтные работы планируете провести до конца года?
— Есть работы, которые не позволяют вести ремонт, не нарушая творческого процесса. Какие-то мы перенесли на летний перерыв в театре, но мы ими занимаемся.
— Вам лично удалось пообщаться с Никитой Гриншпуном, передавал ли он вам дела?
— Нет, дела он никакие мне не передавал, но мы с ним знакомы.
— Как вы относитесь к этой ситуации?
— Что случилось, то случилось. Что касается того, как в дальнейшем будут развиваться события, связанные с прошлой администрацией, на эти вопросы ответят компетентные органы.
— Вы достаточно опытный управленец. Что нового в профессиональном плане вы ожидаете получить в этой должности?
— Театральный менеджмент в целом для меня не новая сфера деятельности. Конечно, раньше постоянно в ежедневном режиме я с этим не сталкивался. В те времена, когда я работал в министерстве культуры, много уделялось внимания этим вопросам. Я участвовал в подготовке первого фестиваля "Молодые театры России", и "Пятый театр" для меня не чужой. Скажем так, сейчас я его для себя заново узнаю, потому что и труппа поменялась, сменился коллектив, практически полностью изменился репертуар. Конечно, это определённый вызов, но это очень интересно, и каждый день открываешь для себя что-то новое.
— Всё-таки какое начало у вас выражено сильнее — творческое или административное?
— Конечно, административное начало, и в творческую составляющую меня не надо пускать (улыбается). Оставим это профессионалам.
— Александра Юркова возглавляла театр более 20 лет. Во время запуска первого фестиваля "Молодые театры России" вы тесно общались с ней, для неё театр всегда был вторым домом. Какой стиль управления был у неё, на ваш взгляд, и будете ли вы его использовать в своей работе?
— Александра Илларионовна была мамой театра. Она закрывала весь спектр проблем, начиная от бытовых и хозяйственных вопросов и заканчивая вопросами творческого направления. Она задавала творческое направление театра, в каком русле он будет развиваться. Влияла на наполнение и формирование репертуара. Для неё театр был всем, и она была всем для всех. "Пятый театр" — это Юркова, и, конечно, я буду опираться в своей работе на её опыт руководства.
— Сейчас сложно что-либо планировать в связи с эпидемиологической ситуацией в стране, но расскажите о проектах и событиях в театре на ближайшее время.
— В декабре состоится премьера — современная пьеса американского драматурга Уильяма Дауса "Хороший парень". Будет приглашённый режиссёр Андрей Корионов, который ставил в театре спектакль "Свободная пара" (18+). Также делаем новую детскую новогоднюю сказку для наших маленьких зрителей. В январе начинаем делать спектакль, который ставит Максим Кальсин. Это будет его первая работа в качестве главного режиссёра театра. Дальше пошагово пойдём. За время пандемии образовался вакуум премьер, который мы сейчас будем восполнять.
— Много ли будет постановок с приглашёнными режиссёрами?
— Я не хотел бы сейчас пока называть конкретных имён. Есть список режиссёров, которых мы рассматриваем, на каждого портфолио. Но не всегда наше желание и их возможности совпадают. У режиссёров часто график расписан на два-три года вперёд.
* * *
Видеоверсию интервью смотрите завтра, 19 ноября, в программе "Свободное время" (16+) на телеканале "Продвижение".
Фото: Илья Петров