Писательница Анна Ведерникова: «Мужчины не сочувствуют Маргарите и Карениной»
Автор литературного проекта "Омск Здесь" рассказала, почему её произведение рассчитано на женскую аудиторию и как коллеги по работе относятся к увлечению маркетолога литературой.
Анна Ведерникова
• писательница
— Расскажите пожалуйста подробнее про ваш роман "Внебрачные игры", отрывок из которого вы представили в проекте #встречисавтором. Как родилась идея произведения? В аннотации к нему вы написали: "Возможно, принесёт тебе не только удовольствие от чтения, но и убережёт от некоторых глупостей. Потому что интернет — это не просто помойка, на которой каждый найдёт то, что захочет. На этой помойке водятся весьма опасные крысы…". Почему решили написать о тёмной стороне всемирной паутины?
— Роман "Внебрачные игры" был написан в период 2006-2011 годов на основе событий, происходивших с очень близкими мне людьми. Он о том, как безобидные интернет-знакомства могут привести к таким последствиям, от которых ни нормально работать, ни любить, ни жить дальше не захочется. И это, увы, не какой-то уникальный случай, а готовая технология, в которую может засосать без всякого предупреждения. Какой я вижу аудиторию этой книги? Женской, конечно, женской. Мужчина не будет сочувствовать героине, как не сочувствует он булгаковской Маргарите или Анне Карениной.
У Януша Вишневского есть очень известный роман "Одиночество в сети". Для меня он — о том, почему замужняя женщина вдруг выходит в виртуальное пространство за новыми знакомствами и почему далее она переносит эти отношения в реальные. Речь об одиночестве, а не о распущенности, хотя последняя, увы, в социуме тоже зашкаливает. Но у Вишневского нет и намека на то, что может случиться потом. Как чьи-то невидимые руки продевают свои ниточки и начинают их дергать. "Да брось ты, что за глупости, кому это нужно?! " — спрашивали меня разные люди, которым я пыталась рассказать об этом не в художественной, а, скажем так, в феноменологической форме. Нужно, увы. Монетизация и укрепление власти, кому-то это всегда было и будет нужно.
Но моя цель не рассказать об этом миру, нет. Я не документалист, я художник. Я хочу показать, как ломается человек и что может помочь ему удержаться, меня больше интересует психология пылинки в истории. Роман должен закончиться трагически. Это в тренде русской прозы и в логике повествования. Но это не в тренде издательств. К тому же всегда жалко пугать читателя. Потому я оставила трагедию за кадром. Как гибель Штирлица у Лиозновой.
— А вы предлагали роман издательствам?
— Будучи полной амбициями и уверенности в себе, я разослала рукописи в полном соответствии с требованиями крупнейших издательств (АСТ, "Эксмо" и прочих) и я надеялась хотя бы на отрицательный ответ. Наивный чукотский автор, я даже не до всех смогла дозвониться, чтобы спросить, дошла ли рукопись. В издательствах система простроена так, чтобы оградить их от потока наивных чукотских авторов. На западе есть литературные агенты, у нас они в 2011 году были единичные, в столицах и за приличные деньги, как дорогие адвокаты. И есть огромная индустрия монетизации активности нашего пишущего брата. Называется она издать рукопись за свои деньги. И хорошо поэтам, у них всë компактно. А издать роман за собственные 80-100 тысяч? По мне — так очень глупая покупка. "Подумаешь!" — подумала я и отказалась от попыток напечатать роман. В конце концов, в современном мире всë решает интернет. Я создала сайт, опубликовала роман там, разослала ссылки друзьям, они (кому понравилось) — своим друзьям, и я вижу десятки скачиваний и прочтений, и довольна. Однажды мне через сайт приходит письмо: "Неужели всё это действительно правда? Мне тоже приходят такие письма… "
— Вы участвовали в литературных семинарах. Насколько они полезны молодым авторам?
— Литературные семинары — отличная обратная связь! Очень полезны, если автор хочет этой обратной связи. Мне очень жаль, что их проводят в основном для стартующих авторов, но понятно, что на всех желающих просто ресурсов не хватит. Всё-таки хочется, чтобы бета-ридерами были профессионалы, и побольше. Мой бета-ридер — Юрий Петрович Виськин, писатель, член Союза писателей России, живущий в Омске.
Что же до молодых, а точнее, стартующих авторов, ими занимаются у нас активно, и это очень здорово. Я сама посещала литературную мастерскую Татьяны Георгиевны Четвериковой, там каждая встреча была миниатюрным семинаром. Далее было совещание при Союзе писателей России, которое раз в два года собирает начинающих авторов. Участвовала в межрегиональных семинарах в Томске, в Нижнем Тагиле. Очень полезные мероприятия, в других городах кроме обратной связи появляется уникальная атмосфера, ощущение, что ты не один в своём соку варишься, что в других регионах бурлит литературная жизнь (позавидуешь!) издаются книги, выходят журналы. После Томска я опубликовалась в кемеровском журнале "После 12", что позволило мне далее получить литературную премию им. Ф. М. Достоевского. Так что польза бесспорная, даже прагматическая.
— Вы работаете маркетологом. Знают ли ваши коллеги об увлечении литературой? Как реагируют?
— Некоторые знают, я иногда свои книги коллегам дарю, тем, кому доверяю. Странно, мне кажется, выглядит тëтенька с работы, которая всем свои книжки дарит. Это как вязать носки и дарить всем на работе. Некоторые коллеги спрашивают, почему я не брошу коммерцию и не займусь литературной работой. Ведь если ты настоящий писатель, то это рано или поздно начнет приносить доход. Ну нет, коллеги. У меня большая семья, двое детей и собака, и они все хотят есть.
Как-то поздравляли коллегу, я в шуточной лотерее кроме прочего разыграла свои книги, тогда ещё самиздат. С любопытством и опаской ждала реакции. Посмеются? Проигнорируют? Реакция пришла нескоро, но забавно. При моей попытке увильнуть от написания какого-то подробного отчёта начальница устало, но доброжелательно посмотрела мне в глаза и сказала: "Вы у нас Чехов, вот и пишите".
— Ваша цитата: "Любовь к литературной деятельности проникает в мою профессию, а бизнес становится важной темой и фоном жизни моих героев, — бизнес и его влияние на семейные ценности и отношения". Можете подробнее развить эту мысль?
— В книгах многих хороших авторов, описана… как бы это необидно сказать… околобогемная жизнь. Герои — писатели (что логично), артисты, художники, либо люди, попадающие в творческую среду. В то время как сотрудники офисов, магазинов, малого и крупного бизнеса то ли недостаточно романтичны для писателей, то ли просто не очень понятны. Ну какие страсти, в самом деле, могут кипеть в жизни девушки, заполняющей таможенные декларации или набирающей промоутеров для дегустации пельменей в супермаркете. Но поверьте, и там полно производственных анекдотов. Мне это интересно, об этом я пишу. И о том, что делать деньги — нелёгкий труд. Но даже этот труд может быть творческим и интересным (вопреки убеждению миллениалов). В моей прозе много живых деталей из жизни коммерческих компаний, читатели узнают их и разделяют со мной комичность, жестокость или гуманность этих ситуаций.