В Омске данные по выбросам вычисляются за минуту
Мы продолжаем общаться со специалистами, которые используют в своей работе IT-технологии. В этом материале мы говорили с экспертом в области экологии. В частности, обсудили проблемы, связанные с загрязнением воздуха.
Марина Кубарева
• зампредседателя совета Омского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы, доцент ОмГТУ, кафедра промышленной экологии и безопасности
Экологическая обстановка в Омской области оставляет желать лучшего — люди жалуются на химический запах, над Омском появлялся жёлтый смог, а в районах около ТЭЦ зимой лежит "чёрный снег". О том, как новые технологии способны улучшить экологическую ситуацию в регионе и насколько успешно ведётся эта работа, "Омск Здесь" рассказала зампредседателя совета Омского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы, доцент ОмГТУ, кафедра промышленной экологии и безопасности Марина Кубарева.
Марина Вячеславовна, как IT-технологии могут помочь контролировать экологическую ситуацию в городе?
Если мы говорим о той ситуации, которая у нас сегодня складывается в плане мониторинга, то, конечно, всё сейчас идёт по пути цифровизации, интерактивной передачи данных по различным облачным сервисам, обработке данных искусственным интеллектом.
Мы видим, что c каждым годом экологическая ситуация в стране становится хуже, и Омск не исключение. Министерством природных ресурсов и экологии России был выбран ряд регионов, который вошел в национальный проект "Экология" — Омск в их числе. И омскому отделению Всероссийского общества охраны природы было выдано оборудование.
Какое?
Мы получили два газоанализатора для измерения концентраций вредных и загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, а также спектрофотометр для контроля химических загрязнений водных ресурсов и питьевой воды. Газоанализатор одновременно выявляет до восьми вредных и загрязняющих веществ в воздухе. Также мобильные устройства по анализу воды дают нам возможность в оперативном режиме контролировать состав анализируемой жидкости. Это позволяет нам проводить анализ независимо от региональных и федеральных структур.
газоанализатор
Мы проводим анализ, замеряем значения, фиксируем и привязываем к геолокации. Мы не можем измерить данные в одном районе и выдать за показатели из другого. Программа строго фиксирует все координаты. Информацию передаём в общую сеть по России, где её накладывают на виртуальную карту.
спектрофотометр
Таким образом, создаётся единая база по экологической ситуации в стране?
Да, туда данные стекаются со всех регионов страны, где есть такие газоанализаторы. В результате карта обновляется в оперативном режиме. Когда накопится определённый объём данных, появится возможность их анализировать, систематизировать, составлять отчёты.
Где находятся эти газоанализаторы в Омске?
Один прибор всё время в Центральном округе, второй — в Нефтяниках. Большое количество жалоб получаем на промзону. Если мы посмотрим официальные значения Центра мониторинга, то увидим, что больше всего страдает Советский округ, потому что все промышленные предприятия сосредоточенны именно там. Когда у нас метеоусловия неблагоприятные, например, безветрие, то люди сразу всё чувствуют. Но неприятные запахи, вызванные загрязнениями в воздухе, могут быть и не связаны с крупными промышленными предприятиями. Частный сектор с печным отоплением тоже вносит вклад в загрязнение атмосферы. Люди жгут что попало, например, некачественный уголь, пластик. Плюс неблагоприятно на экологию влияет автотранспорт. То есть воздух загрязняют не только промпредприятия, но и сами жители.
Наше Минприроды сейчас пользуется данными с ваших приборов?
У них своя лаборатория, передвижная. И, конечно, мы с ними сотрудничаем. Они оперативно выезжают на замеры при большом количестве обращений граждан. Мы, со своей стороны, тоже мониторим ситуацию, делаем замеры в разных частях города. Конечно, нам, как общественной организации, трудно делать замеры на предприятиях федерального значения — туда вход закрыт.
С прибором, который есть в вашем распоряжении, работают не профессиональные экологи, химики, не учёные, а обычные люди. Как это возможно?
Обычно для контроля окружающей среды необходима аккредитованная лаборатория, где анализируют все показатели. Нам же для замеров не нужна лаборатория, и это значительно облегчает и упрощает работу. С помощью наших приборов анализ можно проводить в портативном режиме через приложение в смартфоне. Буквально минуты, и мы получаем значение на месте. Для использования этого оборудования не нужны специальные знания, надо только уметь обращаться с ним. Сама лаборатория расположена удалённо — в Москве.
Марина Вячеславовна, скажите, какие чаще всего значения превышены?
Чаще, конечно, превышены углеводороды.
Вы можете нам, людям, далёким от химии, объяснить, что это значит?
Все выбросы углеводорода идут, как правило, от предприятий металлургии, нефтепереработки. В воздухе присутствует резкий запах.
С чем можно сравнить или как описать этот резкий запах?
Он отличается, например, от запаха в частном секторе. Дым от домашних труб имеет тяжеловатый запах — резины, дерева. А промпредприятия дают резкий, химический неприятный запах. Мы ездили в Чернолученскую зону, там все значения равны нулю. Понятно, что если мы выбираем для жизни крупный город с большими возможностями, хотим пользоваться автотранспортом, всей инфраструктурой, жить цивилизованно, работать на крупном нефтеперерабатывающем предприятии, то мы и получаем проблемы с экологией. Cледовательно, и здоровье начинает ухудшаться.
Люди хотят дышать чистым воздухом.
Поэтому необходимо выезжать в экозону. Хотя бы раз в неделю выбираться за город, дышать свежим воздухом. Можно летом всей семьёй отдыхать далеко за пределами города. Человек должен и сам уметь охранять своё здоровье, правильно питаясь, занимаясь спортом и выезжая на природу, оздоравливаться.
Судя по осенне-зимним месяцам сезона 19/20, у нас в Омске совсем всё плохо?
Нельзя сказать, что Омск хуже всех. Плохая экология есть и в других крупных городах. Отличительная особенность Омска в том, что у нас люди не молчат, а говорят об этом. И это действует на власть, которая заинтересована в том, чтобы сглаживать людские волнения. Всё, что последние два года происходит в сфере экологии, не может не радовать. Федеральная программа "Экология" охватила своим вниманием ряд проблем: отходы, загрязнение воздуха, воды, а также раздельный сбор мусора.
Что касается мусора, то у нас с этим большие проблемы. И тут вопрос не только к регоператору, но и к самим жителям города.
Самостоятельно сортировать мусор, делить его на фракции и сдавать их в большинстве своём люди не готовы. Тем не менее сейчас намечается тенденция меньше покупать того, что плохо перерабатывается. Каждый задумывается над этой проблемой. Появляются акции по раздельному сбору мусора. Несмотря на то, что у нас в городе фактически раздельного сбора нет, ТСЖ, УК и компании проявляют инициативу. Например, собирают макулатуру, батарейки. Наша общественная организация одной из первых в России начала собирать батарейки, и до сих пор тоннами отправляем их в Челябинск.
Если люди начнут сортировать мусор, лишний раз задумываться, поехать семье на трёх машинах или на двух, где-то пешком прогуляться до работы, то это будет плюс для экологической обстановки.
Вы можете сказать, каков опыт европейских стран?
У них уже выросло это поколение, у которого такие вещи в быту: дети постоянно видели, как родители сортируют мусор. В противном случае будут штрафы или повышенный тариф за мусор. Если не хочешь сортировать — плати. Плюс очень хорошо развита система сдачи вторсырья. Например, старую мебель принимают на переработку. Некоторые европейские бренды поощряют сдачу старой одежды скидками на новую. В Омске есть центры, которые собирают разные ненужные вещи, бытовую технику, одежду для социально неблагополучных людей. Они перераспределяют вещи, которые стали немодными или с какими-то незначительными дефектами. Те, кто попал в трудные жизненные условия, погорельцы, переселенцы, пользуются ими, охотно обращаются за помощью.
Кстати, у нас люди поколения 60-70-х годов редко выбрасывают вещи, которые ещё можно использовать в быту. Они их пускают на тряпочки, перетягивают мебель, увозят на дачу и там находят им применение.
Современное поколение наоборот, одежду, которая надоела, выбрасывает, а для бытовых нужд покупает красивые тряпочки. Это всё, как правило, синтетика, которая потом десятилетиями лежит на свалке. Так же с электроникой — огромная сфера, которая наносит вред. В Европе эту проблему решают большие корпорации. Они принимают технику на утилизацию и дают скидку. Опасные отходы — это батарейки, лампы энергосберегающие, в которых содержится ртуть и которые, соответственно, нужно сдавать без нарушения их целостности, чтоб ядовитое содержимое не испарялось.
У нас сами люди несознательные?
Во-первых, у нас нет большого количества специальных мест для сдачи таких ламп. Во-вторых, несознательные люди. И энергоресурсы мы тратим необдуманно: электроэнергию, воду и всё на свете. Хорошо, что сейчас есть счётчики, и люди как-то стали задумываться о том, сколько воды, электроэнергии, тепла используют. От этого зависит сумма, которую они заплатят за коммунальные услуги.
Вы ездили к мусорным свалкам, полигонам с вашими приборами?
Зимой сложно с приборами работать. Весной планируем снять замеры у Калининской свалки. Там рядом дачи, при сильном ветре люди жалуются на неприятный запах.
Напоследок, хотелось бы вернуться к промпредприятиям Омска. Они готовы сотрудничать?
Они заинтересованы в снижении выбросов, потому что платят за их количество. В современном мире для них важен рейтинг, экологичность. Сейчас обсуждают план создания в Омске новой стационарной сети мониторинга воздуха. Та, которая у нас сегодня есть, не очень эффективна, потому что посты расположены на площадках, которые продуваются, и датчики могут показывать неправильные значения. Кроме этого, у нас появилось много новых предприятий, и изучаемую область необходимо расширять. Плюс сами предприятия говорят о том, что они готовы в оперативном режиме предоставлять данные, ставить у себя датчики и делиться информацией, но это требует финансовых вложений. По крайней мере, об этой проблеме говорят, и мы работаем. Сейчас уже все хотят знать, чем мы дышим, чем пахнет и кто виноват. Главное, чтобы все структуры и компании работали вместе, сообща.
Ранее "Омск Здесь" обсуждал возможность использования IT-сферы для развития городского пространства с гендиректором ИТП "Град" Ильёй Бальцером.