Реальная жизнь Украины при Зеленском: соседка Леся и русофил Шелестюк
«Утро в райцентре Житомирской области начинается с немедленной выпивки»
За валом политических новостей с Украины россиянам трудно разглядеть повседневную жизнь украинцев. Как сейчас живет украинская глубинка, нам поведал ее непосредственный обитатель. Наташа-Ламбада, русофил Шелестюк и соседка Леся могли бы стать персонажами сериала «Слуга народа», но все они — реальные жители городка в Житомирской области.
Памятник герою Гражданской войны Николаю Щорсу (1895-1919), создателю 1-го Украинского советского полка, первому коменданту города Киева. Переименован в результате декоммунизации в «Памятник участникам Украинской революции». В 1935 году Иосиф Стали велел снять полнометражный художественый фильм о Щорсе, назвав его «украинским Чапаевым»
Лет 20 назад Евгений Марчук генерал, руководивший при Кучме Кабмином и Минобороны, запустил тезис о двух Украинах. Первая — это Киев, где внешне все выглядит вполне по-европейски. «Но стоит отъехать от Киева хотя бы на 70 километров, — утверждал Марчук, — и вы увидите совсем другую картинку. Бесчисленные недострои в городах и селах (большинство возведены еще в СССР), хаты с прохудившимися крышами, в которых коротают век пенсионеры, донельзя разбитые автодороги». О том, что изменилось с 1999 года и как нынче живется в украинской провинции, мой дальнейший сказ.
Утро в районном городке Житомирской области традиционно открывают небольшие группы молодых мужчин, тянущихся в известные «точки». Выпросив дозу самопального алкоголя, они немедленно выпивают и еще некоторое время обсуждают, кто с кем вчера подрался и как славно когда-то жилось в армии.
Из представителей этой группы меня больше всего умиляют двое: Сергей (ему под 50 лет) и Саша (годов эдак 23-25). Оба кое-как держатся на плаву благодаря военной пенсии: Сергей – за срочную службу в Афгане в восьмидесятые, Александр – за участие в недавней АТО на Донбассе. Если они примут на грудь больше того, что может вынести их организм, персонал горбольницы осведомлен насчет положенных «ветеранам необъявленных войн» льгот и скидок.
Прочих «сынов нэзалэжного Отечества» то ли содержат немолодые родители, то ли им приходится время от времени подворовывать у зазевавшихся в городе понаехавших из еще более «убитых» сёл и хуторов.
Обчищать жилища местных – не приветствуется, мягко говоря. За такое поведение «смотрящий» за микрорайоном отправляет правонарушителя на отработку на курируемую им пилораму на окраине города; платит вместо 200 гривен в день от силы 50 гривен. А то и вовсе эксплуатирует за выпивку и сигарету. Работа, между тем, требует изрядных физических усилий, сноровки и внимания. Зазеваешься – угодишь под тяжеленную балку или лишишься пальцев.
Следующая «бригада» на моей улице состоит из профессиональных потрошителей мусорных урн. Надо отдать им должное: без спешки перебрав содержимое баков, эти санитары леса затем аккуратно сметают после себя «отходы производства».
Улица в районе Черёмушек
Самые колоритные фигуры – 50-летняя Наташа по прозвищу Ламбада и давно не бритый мужичок.
Ламбада — уроженка Одессы, окончила благополучную 53-ю школу на одесских Черемушках. Как докатилась до такой жизни, связно пояснить не может. Наташе время от времени везет: в мусорных баках находит мобильные телефоны в рабочем состоянии. Ламбада старается как можно быстрее сбыть находку надежным людям, иначе полицейские вынудят сознаться в краже.
Другой собиратель упаковочного картона, пластиковых и стеклянных бутылок легко узнаваем по ежедневному рефрену: «Путин — это Россия! Россия – это Путин!» При всем своем бесстрашии Шелестюк (так, кажется, звучит его фамилия) — человек незлобивый, просто склонный к произношению вслух известных телепропагандистских формулировок.
Однажды он изменил теме и заговорил со мной:
— Я знал ваших родителей, они трудились на железной дороге. И вы тоже железнодорожник…
Ответь я утвердительно – тема была бы исчерпана. Но, как назло, у меня вырвалось: «Вы что-то путаете…» Услышав созвучное слово, Шелестюк стал громко кричать: «Путин – да, он рано или поздно скрутит Украину в бараний рог! Путин — это Россия!»
Для справки: килограмм стеклобоя (включая вполне себе целые бутылки из-под пива, колы или водки) оплачивается всего лишь 30 копейками. В областных центрах (например, в Кропивницком, бывшем Кировограде) за кило стекла платят 70 коп. Кило макулатуры на Житомирщине – это 1 гривна 20 копеек. Килограмм черного металла – 3 гривны; хотя еще недавно железо стоило и 5, и даже 7 гривен (курс — 23,5 гривны за 1 доллар или 2,66 рубля за гривну).
Разумеется, такие расценки не могут помочь в решении финансовых проблем.
Впрочем, и легальные зарплаты на предприятиях – что государственных, что приватизированных — тоже невелики. Да и отчего им расти-то, если по сравнению с ноябрем 2018 года в ноябре 2019-го Госстат Украины зафиксировал падение промышленного производства на 7 с половиной процентов?
Из расположенных в городе трех заводов – химического машиностроения, фарфорового и механического «Октябрьская кузница» – кое-как трепыхается лишь «Химмаш». На фарфоровом же, по слухам, в основном наносят местную маркировку на поступающие из Китая посуду и фигурки. Мехзавод, выпускавший при СССР миноукладчики, после конверсии так толком и не оклемался.
На каждом из предприятий, прежде процветающих и престижных — острейшая нехватка людей. Не только инженеров, но и работников среднего звена. Все, кто помоложе, спешат устроиться на любую работу в странах Евросоюза. Благо, с лета прошлого года из-за введения безвиза это сделать проще просто.
Центральная площадь города. Раньше имени Ленина, теперь — Михаила Грушевского.
Целыми коллективами сбегают в Польшу, Словакию, Чехию и Венгрию врачи и медсестры, с готовностью соглашаясь даже на потерю в статусе, то есть на работу по менее престижной медицинской специальности. Все равно их труд будет оценен в 3-4 раза выше, чем в любой из украинских государственных больниц.
Токари, слесари, столяры, представители других рабочих специальностей от переезда в страны ЕС выигрывают еще больше. В Чехии, к примеру, возможность легализации для них упрощена по-максимуму. Даже в Германии теперь разрешается официально трудоустраивать рабочую силу, прибывшую не из стран-членов Евросоюза. В Финляндии в этом году — впервые в её истории — гастарбайтеров из Украины зарегистрировано больше, чем из соседней Эстонии.
45-летняя Леся, живущая по соседству со мной и работающая на деревообрабатывающем заводе с зарплатой в 8-10 тысяч гривен (343-429 долларов), недавно отправилась во вторую продолжительную поездку во Франкфурт-на-Майне. Считается, что по приглашению. Хотя на самом деле женщина работает там сиделкой.
— Когда мне попалась на глаза зарплатная ведомость руководства завода, обомлела, мягко говоря, — откровенничала Леся перед «туром» в Германию. – Представь, самые «скромные» суммы – 60 тысяч, 80 тысяч… Директор завода вроде за 100 тысяч в месяц получает.
Другая женщина, сын которой работал на том же предприятии начальником охраны, пожаловалась мне: попросил добавить зарплаты ну хотя бы на тысячу гривен ( к тем 7 тысячам, которые платили), а ему в ответ: «Не хочешь быть с нами? Так мы мигом замену тебе найдём!».
— По сути, выкинули Алексея на улицу, хотя нареканий по работе до этого не имел, — сокрушалась моя немолодая собеседница. — И опыт безупречной службы в милиции никого не интересовал. За тысячу гривен директор завода готов удавиться. Сам-то получает… ну, вы знаете, сколько.
Как сиделка во Франкфурте Леся получает полторы тысячи евро в месяц. Еда и жилье – за счет принимающей стороны. Хозяева дома, кстати, турки, которых родители привезли в Германию еще детьми.
В первый раз Леся не сумела дотянуть до оговоренного с работодателями срока вполгода. Подхватила какую-то непонятную хворь… Поскольку медобслуживание в Германии очень недешевое,турки порекомендовали ей подлечиться на Украине. Задарив перед отъездом грудой нужных в хозяйстве вещей, новой одеждой и обувью.
На родине выяснилось, что болезнь на самом деле у Леси пустяковая, доктора пенсионного возраста быстро и недорого ввели ее в норму. Теперь моя соседка точно рассчитывает «погостить» в той самой турецкой семье не меньше полугода. В Украине полторы тысячи евро (40 тысяч гривен) за месяц работы, да еще на всем готовом, даже киевлянам платят крайне редко.
Памятник комсомольцам-добровольцам, уходившим на Гражданскую войну (после декоммунизации — «Памятник молодежи»)
Творческой интеллигенции тут достаются еще более смехотворные зарплаты, чем рабочим. Недавно из Израиля на Украину прилетел на недельку мой сокурсник по музыкальному училищу. Пётр до репатриации несколько лет трудился в Академическом камерном оркестре Ровенской областной филармонии.
— Представь, мои друзья в творческом коллективе сидят на ставке в $200, — сокрушается ровесник. — При таком месячном заработке цены в магазинах просто обязаны быть в пять раз меньше, чем сейчас!
Размер надбавки музыканту, имеющему звание «заслуженный артист Украины», составляет 80 гривен в месяц. По курсу на 23 декабря 2019 года это ровно 3,5 доллара.
Чтобы читателю легче было представить эти «сумасшедшие деньги», поясню: автор этих строк на днях приобрел по акции две 200-граммовые пачки немецкого сливочного масла стоимостью 44,99 грн. каждая. То есть, заслуженный артист республики должен к своей надбавке за почетное звание добавить еще 10 гривен, после чего «ни в чем себе не отказывать»…
Приход к власти Владимира Зеленского сопровождался серией громких фраз, одна из которых касалась «завершения эпохи бедности» уже летом 2019-го. Кое-что в этом направлении все же удалось сделать.
Например, курс доллара, год назад стоившего 28 гривен, упал до 23 грн. 80 коп.; сейчас даже евро, за который в 2018-м году давали иногда по 33 гривны, еле-еле торгуется за 26 грн.
Автомобилисты, правда, недоумевают: коль уж национальная валюта так основательно укрепилась – почти на пять пунктов, почему дизтопливо для автомобилей реализуется им всё за те же 28 гривен за литр?..
По состоянию на начало декабря природный газ по сравнению с аналогичным периодом в декабре 2018-го подорожал на 14%. В течение года бензин марки А-95 подорожал на 9%. Электроэнергия спустя пару недель будет стоить на 15% больше, горячая вода подорожает на 20-30%.
Вместо прежней красной звезды на шпиле — Малый герб Украины, трезубец. Один из символов петлюровской армии (наряду с сине-желтым флагом), против которой как раз и воевал Н. Щорс
Рядовым украинцам стало сложнее выбирать продукты: почти все они стоят больше, чем в прошлом году. Килограмм гречки подорожал на 65%, килограмм картофеля — на 90% (!). Стоимость любого из твердых сыров выросла на 8%, молока и апельсинов — на 10%. Яйца стоят дороже на 15%; во многих супермаркетах их предлагают купить не лотками по 20-30 штук, а поштучно, чего никогда еще на Украине не было.
Рост цен «зацепил» и хлебобулочные изделия. Батон, к примеру, стоит на 17 процентов дороже, чем в 2018-м году.
Учителям, которым Зеленский в период предвыборной кампании обещал ежемесячно платить по $4 тыс. (и ни центом меньше), новый министр образования и науки Анна Новосад объявила: вузы якобы выдали преподавательских дипломов «неоправданно много». А непосредственный шеф г-жи Новосад — премьер-министр Алексей Гончарук — сделал важное уточнение: «Эпоха бедности должна закончиться через 3-5 лет»…
Читайте также: "Жена "Вовки Аравийского" Зеленского появилась на публике в шлепках"