Коллаж – шарики

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

0 4

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

Владимир Казионов

/ АиФ

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

Директор Государственного областного художественного музея «Либеров-центр» Елена Буйнова рассказала корреспонденту «АиФ в Омске» об уникальном здании, самом ценном экспонате и творческих студиях.

Хранительница культурной памяти также поделилась, почему решила связать свою жизнь с музейным делом и какую роль играет искусство в её повседневной жизни.

Юбилей, выставки и загадка необычного дома

Юлия Миленина, корреспондент «АиФ в Омске»: Елена Андреевна, «Либеров-центр» возник в 1994 году как монографический музей, но вскоре его сфера деятельности расширилась, например, появилась студия для одарённых детей. Наверняка и сейчас вы не ограничиваетесь только выставками?

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

Елена Буйнова: На самом деле художественная студия для одарённых детей была создана одновременно с музеем, и все эти годы она живёт, растёт, активно развивается. Около 300 детей ежемесячно занимаются в кружках студии, где знакомятся с азами изобразительного искусства, компьютерной графикой, музыкой, театром. экскурсии по экспозиции народного художника РСФСР Алексея Либерова и многочисленным выставкам, творческие встречи с художниками, музыкально-поэтические вечера и самые разнообразные мероприятия, делающие музей и его коллекции максимально доступными и привлекательными. У нас работает лекторий по истории мировой и региональной культуры, проходят мастер-классы по акварели, пастели и другим материалам. На квестах мы знакомим омичей с историей города, в частности с судьбой бывшего Новослободского форштадта, на территории которого располагается «Либеров-центр».

– В каком виде музей встречает своё 25-летие?

– Сегодня наши посетители могут познакомиться не только с творчеством Либерова, но и с работами его учеников, последователей. Как известно, Алексей Николаевич был выдающимся мастером пастели. Это уникальный материал, очень хрупкий и прихотливый, но обладающий широкими живописными и графическими возможностями. Сибирские пейзажи Либерова поражают особой тонкостью и одухотворённостью. Сегодня в музее работает новая экспозиция «А.Н. Либеров. Широкие горизонты», которая стала продолжением выставочного проекта «Путь к мастерству», стартовавшего в юбилейном году. На ней представлены работы мастера 1950-1970-х годов. Кроме того, мы готовимся к открытию межрегиональной выставки-конкурса «Молодые пастелисты Сибири». Добавлю, что весь год был насыщен юбилейными мероприятиями: фестиваль «Либеровская весна», межмузейная выставка «Художник и время. век», проекты «Современная омская пастель» и «Мосты дружбы». Мы также провели всероссийскую конференцию в рамках проекта «Музей – дом Мастера», где обсудили проблемы монографических музеев.

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

Праздничный вечер в «Либеров-центре». Фото: Либеров-центр

– «Либеров-центр» расположился в необычном здании. Чем знаменит этот дом?

– Да, действительно, музей находится в двухэтажном особняке начала века, который принадлежал семье Кабалкиных. Здание уникально по архитектуре, это единственное деревянное строение в стиле модерн в Омске. До сих пор неизвестен архитектор, построивший дом в 1911 году. На научной конференции, проходившей месяц назад, мы предприняли очередную попытку разгадать эту загадку. Специально для этого к нам приезжали музейщики из соседних регионов. Однако, вопрос пока остаётся открытым, а исследования продолжаются.

– Как вы считаете, какой экспонат в музее представляет наибольшую ценность?

– На мой взгляд, это произведение «Город Омск», созданное Алексеем Николаевичем Либеровым в 1957 году. Это практически единственный масштабный панорамный пейзаж в творчестве мастера. К тому же это одно из ранних творений художника, и в нём много примет старого города: сине-жёлтые троллейбусы, идущие по мосту через Омку, небольшая лодочная станция на берегу, которой сейчас уже нет. Интересна и сама история создания пейзажа. На нём изображён вид из окна мастерской, расположенной в здании Союза художников, построенном в 1957 году. Можно представить, как окрылённый художник, только что заселившийся в новую долгожданную светлую и просторную мастерскую, пишет развернувшуюся перед ним панораму.

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

Елена Андреевна принимает подарки в честь юбилея музея. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

В ногу со временем

– Насколько востребован «Либеров-центр» сегодня?

– В музей ходит публика разных возрастов – от мала до велика. Наши мероприятия рассчитаны на разные категории зрителей. Показательно, что на «Ночь искусств» и «Ночь музеев» идут семьями и остаются на весь вечер, так как всем посетителям, независимо от возраста, есть чем заняться и что посмотреть. Дети, школьники, студенты, а также подопечные социальных центров приходят чаще всего организованно группами на конкретные выставки и программы. Летом среди посетителей, конечно, много гостей нашего города из других регионов и стран, поклонников творчества Либерова.

– По вашему мнению, существует ли сейчас конкуренция между омскими галереями? Или у каждого свой зритель?

– Наши музеи уникальны, каждый по-своему. Особенно радует, что между нами налажены крепкие дружеские и творческие отношения, и только закак правило, не ограничиваются посещением только одного учреждения. Ценители искусства стремятся познакомиться с разными экспозициями, представленными в городе.

– В чём вы видите задачи музея, приоритеты его развития?

– Думаю, сейчас главная задача – в 2021 году достойно встретить 110-летие со дня рождения Либерова. Подготовка к юбилею уже идёт полным ходом. Конечно, надеемся, что общими усилиями с Союзом художников России к этой юбилейной дате будет реализован Всероссийский проект «Пастель России». В первый раз такое грандиозное событие проходило в 2011 году к 100-летию мастера. Это был замечательный праздник искусства для омичей, жителей региона, гостей со всей страны, который запомнился на долгие годы. И очень важно его повторить, закрепить за Омском статус столицы российской пастели.

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

Особняк с таинственной историей. Фото: АиФ/ Елена Володина

– Существуют ли у вас примеры для подражания среди музеев?

– Есть музеи, которые я очень люблю. Приезжая в Москву, всегда стараюсь побывать в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. Для меня он в приоритете, каждый раз стараюсь черпаю что-то новое. Поражает масштаб его выставочных проектов, в которых собирают и экспонируют работы одного автора, школы или периода со всего мира. Креативен и интересен Музей русского импрессионизма – частный культурный центр европейского уровня. Переступая его порог, сразу понимаешь, что здесь задана очень высокая планка.

– Давайте попытаемся заглянуть в будущее. Как музей будет развиваться дальше?

– Мы продолжим работу над созданием постоянной экспозиции музея, включающей ретроспекцию пастельных работ Либерова и архивных материалов. Пастель очень чувствительна ко многим внешним факторам. Работы в такой технике можно показывать не более 3-6 месяцев через каждые три года. Поэтому произведения будут периодически меняться в определенной последовательности. Кроме того, планируется модернизация экспозиционных площадей музея с использованием всех современных возможностей и технологий. Предполагается устройство акцентного освещения, климатических установок, подвесной системы на тросах, музейных витрин. Использование в ближайшем будущем мультимедийного оборудования и аудиогидов наверняка привлечёт горожан в наши залы. И, конечно, музей продолжит свое становление как центра собирания, изучения и развития сибирской пастели.

Любимое дело

– Елена Андреевна, вы всегда хотели связать свою судьбу с музейным делом?

– Музей – моя жизнь. В следующем году будет 35 лет, как я занимаюсь музейной деятельностью. С детства меня всегда окружали книги по искусству. Их собирали и очень ценили в семьях моих родителей и друзей. Первую небольшую «лекцию» о Сурикове я прочитала соседской девочке во дворе на скамеечке, когда мне было лет 12-ть. Музей для меня в те годы был окутан ореолом тайн, загадок, а музейные работники казались практически небожителями. Не смела даже мечтать, что когда-нибудь буду работать в музее. Однако так случилось, что в 23 года для меня это стало осуществлённой сказкой.

«Музей – моя жизнь». Омский «Либеров-центр» отмечает 25-летие

Музейное дело – дело жизни! Фото: Либеров-центр

– Чем вы ещё интересуетесь, помимо основной деятельности?

– Всю жизнь обожала читать научную фантастику и смотреть фантастические голливудские фильмы. Сейчас это увлечение немного утихло, не хватает красоты и глубины изложения. Конечно, люблю путешествовать. Нравится гулять по набережной Иртыша, вдыхать запахи реки. Последние годы моей большой страстью стал театр. Сходить в наш академический театр драмы для меня огромный праздник. Когда встречаемся всей семьёй, обязательно устраиваем совместный выход в оперу, драму, музыкальную комедию или на балет, независимо от того, в каком городе это происходит.

– Каково, на ваш взгляд, предназначение музеев в современном мире?

– Музей был и остаётся хранилищем истории народа, его культуры. Сохранение исторических и культурных артефактов для будущих поколений является главной и основной задачей любого музея. Сегодня культурные центры несут очень много новых функций, решают экономические, социальные задачи. Современную роль и предназначение музея острее чувствуешь, когда путешествуешь. Мир стал открытым, и приезжая в незнакомые места, приобщаешься к другой культуре, обычаям, традициям, достопримечательностям, о которых раньше знал только понаслышке. В музеях сталкиваешься с особым миром, доступным для восприятия представителями любых стран и народов. И, конечно, изобразительное искусство – это язык общения, объединяющий людей, и понятный без слов для всего мира.

Оставить
комментарий (0)

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.