Сауны Омска - https://101sauna.ru/Omsk

Орфей спускается в ад: белые журавли и безысходность Уильямса

0

Орфей спускается в ад: белые журавли и безысходность Уильямса

На сцене омского театра драмы состоялась премьера по пьесе знаменитого американского драматурга Теннесси Уильямса. Двукратный обладатель Пулитцеровской премии и номинант на премию «Оскар», Уильямс прославился в сороковых годах прошлого столетия своими аллегоричными пьесами, самыми известными из которых считаются «Стеклянный зверинец» (1945) и «Трамвай «Желание» (1947).

Австрийский режиссер Андреас Мерц-Райков поставил на сцене драмтеатра произведение более позднего периода творчества писателя – «Орфей спускается в ад» (1957). Одноименный спектакль не мог оставить зрителей равнодушными.

С самого начала полумрак, разлитый по сцене, и необычные деревянные решетчатые декорации с винтовой лестницей погружают зрителей в атмосферу безысходности, которая напоминает царство Аида из знаменитого мифа об Орфее и Эвридике. На протяжении всего спектакля свет на сцене остается неярким, напоминающим сумерки, а небольшое количество декораций: буквально пара стульев и ящики с обувью, ширма и упомянутые деревянные строения, разделенные на два крыла винтовой лестницей – не отвлекают на себя внимание зрителей, помогая полностью сосредоточиться на чувствах и переживаниях героев, на изменениях, которые происходят в их внутреннем мире по мере развития сюжета.

Орфей спускается в ад: белые журавли и безысходность Уильямса

Действие пьесы разворачивается в провинциальном городке, где все устройство подчинено нескольким властным горожанам, одним из которых оказывается муж главной героини, владелец обувного магазина, стоящий одной ногой в могиле Джейб Торренс (Иван Маленьких). Его жена Лейди (Екатерина Потапова) значительно моложе своего супруга. Из разговора двух местных сплетниц, которые вносят в постановку особый колорит провинциальности, выясняется, что в молодости она была вынуждена выйти замуж за Торренса, чтобы не остаться на улице.

Давно заведенный уклад местных жителей нарушает лишь девушка по имени Кэрол Катрир (Юлия Пошелюжная), от которой отвернулись все родственники, а родной брат платит ей за то, чтобы она уезжала на своем автомобиле подальше от города и не позорила их семью. Дело в том, что Кэрол не может проехать мимо ни одного из местных баров.

Интересной задумкой режиссера являются появляющиеся в самом начале спектакля овчарки, которые по сюжету принадлежат шерифу этого городка (Александр Гончарук). Они будут выходить на сцену в середине и в конце спектакля и как настоящие артисты выйдут на поклон. Их лай периодически слышится за сценой как напоминание о том, кто в городе хозяин и кто все решает.

Орфей спускается в ад: белые журавли и безысходность Уильямса

Орфей спускается в ад: белые журавли и безысходность Уильямса

Неожиданно привычную обстановку южного городка нарушает приезд необычного гостя – молодого музыканта в куртке из змеиной кожи по имени Вэл (Егор Уланов). Чужестранец музыкант привлекает внимание сразу трех женщин города: жены шерифа – фантазерки и мечтательницы Ви (Ольга Солддатова), конечно же, Кэрол Катрир и даже Лейди, сердце которой, казалось бы, уже давно закрыто для каких-либо теплых чувств.

Орфей спускается в ад: белые журавли и безысходность Уильямса

Орфей спускается в ад: белые журавли и безысходность Уильямса

По просьбе Вэла Лейди берет его помощником в магазин мужа, который уже не встает с постели. Несмотря на холод первой встречи, постепенно между молодыми людьми зарождаются теплые отношения.

Орфей спускается в ад: белые журавли и безысходность Уильямса

Орфей спускается в ад: белые журавли и безысходность Уильямса

Лейди незаметно для себя раскрывает Вэлу тайну своего неудачного замужества. В своем проникновенном монологе Лейди рассказывает Вэлу печальную историю своего детства и юности. Ее отец, выходец из Италии, обосновался в этом городке и разбил тут шикарный виноградник с уютными беседками, которые служили приютом не для одной любовной парочки. Но нашлись недоброжелатели, которым не нравилось, что их дочери и сестры ходили на любовные свидания в беседки, обвитые виноградниками. Также не пришлось по нраву многим горожанам, что итальянец продавал спиртное из-под прилавка. Здесь стоит отметить, что в пьесе недоброжелатели принадлежали к ку-клукс-клану, а спиртное продавалось неграм, но режиссер решил убрать из спектакля эти детали.

И вот однажды ночью несколько неизвестных жителей города облили бензином и подожгли великолепный сад отца Лейди, все сгорело дотла, никто не вызвался помочь в борьбе со стихией. Обезумевший от ужаса отец бросился сам тушить пожар и погиб в огне. Вот тогда героиня и вынуждена была выйти замуж за Джейба Торренса. Этот монолог о столь несчастной судьбе с каждым словом проникал в душу зрителей. Говорила она его, стоя у микрофона, где несколькими минутами позже будет исполнять песню Вэл, ведь он, тоже, как и Орфей, поклонялся Эвтерпе – музе музыки и лирической поэзии. На сцене в правом дальнем ее углу находятся еще три почитателя этой музы: музыканты, играющие на гитаре, клавишных и ударных, в течение всего спектакля ненавязчиво дополняют происходящее на сцене.

Вэл, в свою очередь, рассказывает Лейди романтичную историю о маленьких птицах, у которых нет лапок, а потому они все время летают, парят в небесах и никогда не приземляются на землю. Это пронзительная аллегория свободы сближает героев еще больше, неизбежно они влюбляются друг в друга, и Лейди предлагает своему помощнику остаться жить за ширмой в магазине. Актеры тончайше смогли передать живые человеческие чувства и сомнения, когда душа уже говорит да, но разум не согласен, а потому сказать прямо о своих желаниях персонажам сложно. Они начинают придумывать уловки, объяснения, причины, чтобы облечь все в пристойную форму, в общем, все как в жизни.

Хочется отметить, что время от времени действие происходило прямо среди зрителей. Так, мечтательная Ви убегает от своего деспотичного мужа-шерифа в зрительный зал, прижимая к груди картину святого духа. Шериф же следует за ней и между рядами зрителей пытается успокоить жену, призывает вести себя тише и скромнее. У свидетелей сцены озникает закономерный вопрос, как вообще могла образоваться такая пара – чересчур сентиментальная девушка с наклонностями слабоумной и жесткий, раздражительный шериф, держащий в страхе полгорода.

Тем временем Лейди готовится открыть в магазине заведение, куда могли бы приходить влюбленные парочки, когда все остальные кафе и кинотеатры города закрываются. К открытию она делает из бумаги сотни белых птиц. И это очередная отсылка уже к известному на весь мир произведению Садако Сасаки «1000 бумажных журавликов», где птицы символизировали надежду, веру. Так и у Уильямса белые птицы – образ надежды на то, что все можно начать с нуля, что Орфей выведет свою Эвридику из царства Аида.

Орфей спускается в ад: белые журавли и безысходность Уильямса

Но, к сожалению, Теннесси неумолим – финал трагичен, но представить его другим сложно. Через некоторое время Джейб понимает, что у Вэла может быть связь с его женой и обнаруживает, что супруга почти создала свой «виноградник». Перед зрителями вырисовываются гирлянды из белых птиц, которые просто завораживают, а также светящаяся вывеска с названием Lady’s paradise. От злости Торренс открывает Лейди страшную тайну – в ту роковую ночь, когда сгорел сад ее отца, Джейб был в числе поджигателей. Лейди не может поверить в услышанное: «Ты сказал «Мы»? Ты сказал: «Мы подожгли… », – еле выговаривает она. Джейб явно смущен, он спешно просит сиделку отвести его наверх. С тем же вопросом Лейди бросается к Вэлу: «Ты слышал, что он сказал? Он сказал «Мы!» – восклицает Лейди вне себя от ужаса. И ее шок можно понять: она, не ведая, 20 лет прожила бок о бок под одной крышей с убийцей своего отца.

Орфей спускается в ад: белые журавли и безысходность Уильямса

Теперь Лейди настроена еще более решительно во что бы то ни стало открыть свое заведение. Для нее это становится важнее всего на свете, она хочет, чтобы Торренс, будучи на пороге смерти, увидел, что «виноградник» снова расцветает.

Орфей спускается в ад: белые журавли и безысходность Уильямса

Тем временем против Вэла настроено немало людей. Своей красотой и непосредственностью он слишком не вписывается в картину города. Вернувшись к Лейди, Вэл объявляет что должен уехать. Но Лейди не может его отпустить – ей нужна помощь в открытии заведения. Суетясь, делая последние приготовления, она на ходу объясняет ему, насколько для это стало важно именно сейчас, когда она узнала страшную тайну гибели ее отца. Лейди одержима этой идеей.

Действие развивается стремительно. Неожиданно выясняется, что Лейди беременна, но, конечно, не от мужа. И, казалось бы, Жизнь победила Смерть и предрассудки, но не тут-то было. Лейди, обращаясь в зал, произносит слова, которые, наверное, давно хотели сорваться с ее губ: «Я победила! Я победила!» Но так ли это… На этот вопрос каждому зрителю придется ответить самостоятельно.

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.