Дмитрий Маевский: бизнес с китайцами нужно вести по-особенному
Первый проректор ОмГТУ рассказал, чем отличается китайский подход к ведению бизнеса и дал советы молодым российским предпринимателям.
Дмитрий Маевский
• первый проректор ОмГТУ
В Омске завершился первый этап Российско-Китайского молодёжного бизнес-инкубатора, участниками которого стали 24 резидента из обеих стран. Первый проректор ОмГТУ, руководитель проекта в Омской области Дмитрий Маевский рассказал "Омск Здесь", чем заинтересовались предприниматели из Китая, а также об особенностях ведения бизнеса с ними и чем это выгодно ОмГТУ.
Дмитрий Павлович, как вы оцениваете итоги работы третьего Российско-Китайского молодёжного бизнес-инкубатора?
В этом году к нам приезжали предприниматели из провинции Ляонин (в Омске бизнес-инкубатор проходит третий год. Первые два года партнёрами были бизнесмены из Циндао — прим. ред.). Надо понимать, что это первый этап. Они первый раз приехали в Омск, познакомились с городом, с предприятиями. Выводы можно будет делать после ответного шага, когда наши предприниматели съездят в Китай (с 14 по 23 октября — прим. ред.). Можно сказать, что потенциал есть, потому что у нас очень схожие регионы в части структуры производства. У них, так же как и у нас в Омске, большой машиностроительный сектор, связаны мы и нефтехимическим комплексом. Развитие туризма, как в Омскую область, так и в КНР достаточно перспективно. Опять же все эти контакты, визиты способствуют появлению новых проектов связанных с логистикой. У Омска очень тяжёлая транспортная связь с Китаем. Давно обсуждают возможность открытия рейса, связывающего хотя бы Омск и Пекин. И чем больше таких визитов, контактов и не только на уровне бизнес-инкубатора, тем больше вероятность наладить транспортную доступность. Я знаю, что региональное правительство, министерство экономики тоже ведут очень большую работу по развитию бизнеса с Китаем. Всё это в совокупности можно оценивать как хорошую положительную историю.
Почему в этом году было принято решение пригласить бизнесменов из другой провинции?
Российско-Китайский молодёжный бизнес-инкубатор — это федеральный проект. Поменяли всех по всем городам-участникам. Есть ажиотаж, большой интерес и с российской, и с китайской стороны. Тут нужно понимать специфику ведения бизнеса в Китае. Там он так или иначе связан с господдержкой, участием государства. Без поддержки государства бизнес имеет бОльшую степень риска, чем все остальные. В рамках нашего проекта есть поддержка, чёткие правила игры, никто никого не обманет. Есть гарантия.
Чему научились у китайских бизнесменов и чему научили их?
Китай всегда удивляет тем, что, несмотря на довольно юный возраст, с точки зрения ведения бизнеса, у китайцев предприятия достаточно крупные. И здесь есть некий диссонанс между молодыми российскими предпринимателями. У нас либо совсем крупный бизнес, либо малый, микро. И, конечно, играют роль культурные различия России и Китая. Они очень много внимания уделяют ритуалам. Например, сначала устанавливают контакт: им надо понять человека, посмотреть на его поведение в разных ситуациях. Это никого ни к чему не обязывает. Поэтому работа с китайцами — это всегда сложный этап подготовки, ведения переговоров. Они могут много часов вести диалог, обсуждая одни и те же детали на разный лад. Это Китай, это Восток. Для них ритуал — самое главное, что есть в этой жизни. На меня произвело сильное впечатление, когда они спросили: а какой цветок — официальный символ Омска? Да, цветок, дерево, цвет к тому или иному событию, месту — всё это регламентировано в их обществе. И всё это знать невозможно. Тем более накладывают отпечаток культурные традиции разных провинций.
Какие сферы бизнеса были представлены в этом году, в отличие от прошлого?
У нас были представлены направления сельхозпереработки, машиностроения, IT, торговли и культуры. Не было только предприятий лёгкой промышленности. Культурного направления было больше, чем год назад, потому что у нас есть общая история. Мы организовывали для гостей из Китая встречу с министром культуры Омской области Юрием Трофимовым. Были бизнесмены, которые хотели бы инвестировать здесь в Омске в традиционно китайские объекты: медицинские центры, рестораны с национальной кухней. Всё это так или иначе относится к сфере туризма и культуры.
Они сами хотят здесь развивать эти направления или в партнёрстве с омским бизнесом?
Китайцы — очень прагматичные люди. Для них всегда стоит вопрос инвестирования и возврата своих вложений. Поэтому речь идёт о традиционно китайских ресторанах, клиниках. Они посмотрели на нашу сувенирную продукцию и сказали, что могут помочь нам с развитием этой сферы. Один из предпринимателей предложил поставлять нам сувениры. Ему только надо помочь сформировать брендбук с культурной идентичностью Омска, и они будут для нас производить. Китайцы приучились есть российское мороженое. Всё, что относится к области сладкого производства, — имеет неплохой отклик со стороны китайского потребителя. Поэтому мы их водили на кондитерскую фабрику. У нас в бизнес-инкубаторе есть предприниматель, который повезёт в Ляонин сушёные овощи, фрукты. Но там вопрос в объёмах: мало им заказывать неинтересно, надо сразу пароход. У них востребован российский мёд. Он производится пчёлами, природой, и это для китайцев важно. В прошлом году у них были партнёры в Кемерово, и они умудрились наладить им поставки иван-чая. В Китае продавать российский чай! Для них это всё на сакральном уровне — пользы для здоровья. В Ульяновске неплохо пошла история с питьевой водой. Но они всё же традиционалисты, и новации, связанные с продуктами и питанием тяжело идут. Постепенно вещи, связанные с нашим сельским хозяйством, переработкой, в Китае будут пользоваться спросом. Нужно только понимать, что для серьёзного бизнеса нужны серьёзные объёмы. Условно говоря, если сейчас налаживать поставки из Омска, то фабрика будет работать только на рынок Китая.
Вы, как руководитель проекта в Омской области, какой совет можете дать омским предпринимателям в части ведения переговоров, бизнеса с партнёрами из Китая?
С моей точки зрения, работа с Китаем должна вестись через официальные каналы с элементами господдержки. Региональный бизнес-инкубатор, Минэкономики наработали достаточно хорошую базу, опыт, и они могут подсказать, как вести себя, что делать. При личном ведении бизнеса с Китаем, надо понимать, что это другая планета, другие люди с иной культурой. Это не тот вариант, когда с человеком можно подружиться, договориться, ударить по рукам — и всё получится. Русский и китаец, конечно, братья навек, но когда заходит речь о бизнесе, китайцы очень педантичные. Надо понимать, что для них очень большое значение имеют юридические вопросы. Наскоком не получится. Здесь надо быть очень аккуратными, надо обращаться к профессионалам, которые умеют и знают, как это делается. Участие в этом инкубаторе можно воспринимать как пилот, попробовать свои силы. Это правильно, тем более проект поддерживается на федеральном уровне. Резидент оплачивает только дорогу и визу до Китая, а все остальные расходы на себя берут китайская и российская стороны.
Организация и координация такого проекта — это сложный процесс, который требует много времени и усилий. Какую пользу получает от этого ваш университет?
ОмГТУ — это опорный вуз Омской области, и вся идеология создания подобных университетов направлена на то, чтобы быть драйвером развития экономики региона. В этой части мы выполняем свои функции, возложенные на университет, который входит в федеральную повестку. Для самого вуза это контакты с университетами Китая, возможность обменных программ. У нас есть хорошие научно-технические разработки, которые интересуют китайскую сторону.
На днях контрольно-измерительная разработка одного из резидентов прошлого бизнес-инкубатора заинтересовала китайскую сторону. Он прошёл заочный этап и поедет в октябре на финал в Гуанчжоу. Как раз ради этого и для дальнейшего развития мы ставим себе задачу развивать сотрудничество с провинцией Ляонин и университетами. Там достаточно много технических, технологических вузов. С ними можно создать совместный акселератор подобного рода разработок — как российских, так и китайских. К примеру сфера IT — перечень применений, возможностей безграничен. Китайский рынок практически бездонный. Если можно вложить достаточно денег и получить хотя бы одну разработку, которая выстрелит, то надо делать.
Опять же все крупные рейтинги основаны на международной известности, репутации. И участие в таких коллаборациях делает технический университет заметным на международной арене. Да, это тяжело, трудно, но у нас выстраиваются хорошие взаимоотношения с правительством, Минэкономики, Минспорта и молодёжи, с федеральными органами и плюс коллегами, партнёрами из Китая.