В Омской драме оживили чеховского «Дядю Ваню» эротикой и папуасами
Создатель постановки, главреж местных «академиков» Георгий Цхвирава ввел в действо еще и шамана с бубном. Дабы усилить, судя по всему, медитативность быта сельской усадьбы — основного места действия.
Цхвирава поставил «Дядю Ваню» на камерной сцене, мотивируя это тем, что «для такого решения пространства ему нужна была именно подобная площадка». «Это не связано с тем, что театр боится, что публика не пойдет на «Дядю Ваню» на большой сцене. Я вообще публики не боюсь», — заявил в ответ на вопрос нашего ресурса главный режиссер Омского театра драмы.
По словам Цхвиравы, он вообще мог бы зарабатывать только постановками «Дяди Вани» в разных театрах. У омских «академиков» крайним перед этой премьерой воплощением чеховской нетленки был спектакль от режиссера, народного артиста Латвии Аркадия Каца.
Георгий Цхвирава, режиссер-постановщик спектакля «Дядя Ваня»
Он увидел свет в 2001 году, и заглавную роль там исполнил Валерий Алексеев. Спектакль с классическим визуальным воплощением деревенской усадьбы конца 19 века продержался в репертуаре старейшего местного учреждения Мельпомены пятилетку и был отправлен в архив.
Вероятнее всего, воплощение «Дяди Вани» от Каца не выдержало конкуренции с чеховскими спектаклями от Евгения Марчелли. Возможно, правда, причина была иной — публика не всегда готова к тому, как главный герой Иван Петрович Войницкий обнажает суть своей потерянной жизни.
В тот период Россия визуально была еще на подъеме, и до тяжелого экономического кризиса 2008 года оставалось время. Россияне, в том числе омичи, строили радужные планы, брали кредиты, активно летали за границу.
Сегодня наша страна и Омск несколько в другом состоянии. Федеральные власти уже откровенно говорят о режиме жесткой экономии, о котором, кстати, ведется речь и в пьесе «Дядя Ваня».
Олег Теплоухов в роли дяди Вани
Сам дядя Ваня ради благополучия своего родственника, отставного профессора Серебрякова, вел рачительно хозяйство в имении, отправляя деньги для безбедного существования светила науки. В заглавной роли у Цхвиравы засветился Олег Теплоухов, профессора играет Виталий Семенов.
На подиуме Виталий Семенов в роли профессора
Действо у Цхвиравы начинается с выхода шамана и процесса камлания. На этом фоне появляется и полуобнаженный туземец, который исполняет некий танец. В середине спектакля туземцев уже больше, и они будут срывать с металлических конструкций, которые заняли пространство камерной сцены, бумажные полотнища.
Дядя Ваня Теплоухова горько жалуется на свою судьбу при виде находящегося в имении отставного профессора, и особенно — его юной жены. Последнюю воплощает Юлия Пошелюжная.
Страсть к молодой даме у дяди Вани выливается в эротическую сцену, когда он предлагает свое тело супруге профессора, которую тот давно уже не благодетельствует радостями любви. Героиня Пошелюжной отвергает предложение немолодого мужчины.
Оно и понятно — дама увлеклась доктором Астровым, которого в свою очередь вожделеет некрасивая дочь профессора, постоянно проживающая в имении.
Юлия Пошелюжная и Артем Кукушкин, который сыграл доктора Астрова
Запутанный любовный клубок не находит выхода у Чехова, нет его и у Цхвиравы.Любопытным выглядит, что режиссер поставил «Дядю Ваню» ровно так, как написал автор, а именно с несколькими перерывами в четыре действия. Премьера чеховской нетленки от Цхвиравы пройдет в главном омском театре уже на выходных.
Виктор Лапухин, директор Омского академического театра драмы
«Я бы, как директор, хотел, чтобы Георгий Зурабович поставил своего «Дядю Ваню» на большой сцене. Но он так увидел», — резюмировал разговор о премьере руководитель Омского академического театра Драмы Виктор Лапухин.
Ложкой дегтя в общей бочке меда выглядит в данном случае работа PR-отдела «академиков». Наш ресурс уже обращал внимание на некую цензуру, которой подвергают высылаемые фотоматериалы PR-спецы нашей Драмы. В этот раз произошло то же самое: «академики» не пускают на прогоны спектаклей фотокорреспондентов изданий, а свои фотоматериалы высылают только так, как сами представляют рекламу.
Заметим, что представление это весьма и весьма своеобразное — скрывая от публики то, что ее ожидает, нельзя не нарваться на негатив. Возможно, найдется кто-то, кто не готов видеть обнаженного Олега Теплоухова и папуасов в русской усадьбе.
Виталий Маевский
фото предоставлено Омской драмой и ИД «ТРИЭС»