Дневники Конкурса им. В. Я. Шпета. Самосовершенствование важнее победы

Дневники Конкурса им. В. Я. Шпета. Самосовершенствование важнее победы

Почему личность исполнителя важнее зубрёжки материала? Нужно ли молодым музыкантами играть "взрослые" произведения? И что на конкурсе может быть приоритетнее, чем точно попасть в ноты?

С 7 по 15 февраля в Омске пройдёт третий Межрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета. В преддверии крупнейшего соревнования юных скрипачей, виолончелистов и альтистов "Омск Здесь" знакомит своих читателей с членами жюри, а также рассказывает, как сложился творческий путь лауреатов конкурса предыдущих лет.

Сегодня беседуем с членом жюри по специальности "виолончель", лауреатом международных конкурсов, советником при ректорате Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова Кириллом Кравцовым (на фото).

Дневники Конкурса им. В. Я. Шпета. Самосовершенствование важнее победы

О критериях оценки конкурсантов

Для меня в искусстве нужна в первую очередь личность. Мне не нужна наученность, вызубренность. Очень много ребят умеют более-менее хорошо играть на виолончели, но ты знаешь заранее, как и что они сейчас сделают, что сыграют. Потому что педагоги играют это по клише. Поэтому для меня на любом конкурсе в первую очередь важна персоналия, личность. Может быть, [участник] менее технически подкован, чем кто-то другой, но если там будет происходить вот это замечательное чудо — когда у тебя начинает что-то внутри шевелиться, то это мой человек.

Совет члена жюри и педагога молодым исполнителям

Быть самим собой! Огромная ошибка на конкурсах у многих ребят — они пытаются предугадать, что нам, членам жюри, понравится. У нас замечательный состав жюри, просто половина друзей, которых я безумно уважаю, люблю и ценю. Но у нас могут быть совершенно разные взгляды и разный вкус. Это нормально. И то, что понравится мне, может не понравиться Алексею Николаевичу Васильеву (ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, профессор, председатель жюри в специальности "виолончель" — прим. ред.) или Габриэлю Джебрану Якубу (виолончелист, скрипичный мастер — прим. ред.). И наоборот. Может быть всё! Вы никогда не подстроитесь, никогда не угадайте, чего мы захотим. Поэтому единственное, что совершенно работает для победы на конкурсе — это быть самим собой и выдать всё, что у вас есть сказать нам на данный момент. Потому что музыка — это про то, что ты собрал у себя внутри, и ты должен поделиться с публикой, с членами жюри. Неважно, что там что-то не сработало, не сыграло. Это всё не имеет никакого значения. Самое главное — это энергетический процесс, который в музыке самый ценный: когда переходит от сердца к сердцу. Поэтому просто играйте так, как вы считаете нужным, и будьте самими собой.

Не пытайтесь сыграть лучше, чем вы можете. Это невозможно. Попытайтесь сыграть так, как на сегодняшний день можете сыграть. Вам должно быть что нам рассказать, потому что это в первую очередь история. Любое выступление — это история, рассказ. А мы будем уже слушать и получать от этого удовольствие. А просто ноты сыграть и попасть — никому это вообще не интересно.

Дневники Конкурса им. В. Я. Шпета. Самосовершенствование важнее победы

О выборе произведения для конкурса

Репертуар — это 90% успеха, который не зависит от исполнителя. Выбор репертуара — вообще важнейший стратегический элемент. Конечно, это работа педагогов в первую очередь. Но ученик не должен идти у него на поводу, ведь иногда бывают ошибки. Очень важно, чтобы уровень композиции соответствовал уровню не 40-летнего, а всё-таки молодого человека.

Выбор репертуара нужно обязательно соизмерять с уровнем интеллектуального развития ребёнка. В состоянии ли он это исполнить? Сколько раз я слышал, что ребёнок играет какое-то сложное произведение: выучил, вызубрил… Боже! Понимаешь, что это несчастный человек! Его замучили, выдрессировали, он играет нотки, но у него просто мысли нет, что вообще в данный момент происходит. Поэтому очень важно, чтобы репертуар соизмерялся. Это сложно: у нас, к сожалению, репертуар маленький, по сравнению с пианистами и даже со скрипачами. Но надо стремиться к тому, чтобы это всё было примерно в кругозоре исполнителя.

Дневники Конкурса им. В. Я. Шпета. Самосовершенствование важнее победы

Главное не победа, а самосовершенствование

Для меня конкурс — это маленькая ступенечка в развитии музыканта, особенно молодого. Я своим ученикам всегда говорю: "Мне важно, чтобы ты к 21 году превратился в сознательного артиста с большим багажом и большим умением". То, что происходит до этого, не имеет значения. Дети же по-разному растут: кто-то за один год сделал огромный скачок вперёд, другой — застрял, но потом обогнал. Это совершенно нормально! И ничего страшного нет, если ты на каком-то конкурсе неудачно выступил. Творческий путь — это огромная, длиннющая, бесконечная лестница наверх. И наш конкурс — это один из шажков по ней. 

Что у нас главное? Самосовершенствование! И конкурсы — это великолепная возможность самосовершенствоваться. Это точка, к которой надо прибежать. Тебе надо что-то новое выучить, программу составить. Это стимул к чему-то двигаться. Вроде бы надо побеждать, но необязательно. Потому что на следующем конкурсе победишь.

Полную версию интервью с Кириллом Кравцовым слушайте в подкасте. И читайте следующие дневники Конкурса имени Вильгельма Шпета!

Источник

Комментарии закрыты.