Игорь Коновалов: «Я назвал омских адептов теории закопанных городов закопанцами»
Приходится сталкиваться с адептами теории «закопанных городов». Я понял, что в последнее время из расстройства отдельных личностей она превращается в проблему общественного сознания. В психиатрии известно такое расстройство, как массовый психоз. К сожалению, историки не взаимодействуют с психиатрами, а уже пора развивать направление исторической психиатрии.
Я для себя назвал адептов этой теории ЗАКОПАНЦАМИ. Их основные постулаты просты:
1. Предки не могли строить дома с подвалами, потому что нам не понятно, зачем им подвалы. Поэтому мы считаем, что все подвалы исторически были первыми этажами и при каких-то фантастических обстоятельствах оказались закопаны.
2. Все современные подвалы — это откопанные бывшие первые этажи.
Историки пытаются опровергнуть эти постулаты с исторической точки зрения. Архитекторы опровергают их с технической точки зрения.
На самом деле смысл этой теории очевиден с точки зрения психиатрии. Я не большой специалист в этой сфере, пусть специалисты уточнят. Но, насколько я знаю, в психиатрии это называется амбивалентное мышление. При нём люди одновременно высказывают взаимоисключающие утверждения. В чём противоречие закопанства? Они утверждают, что предки не могли строить дома с подвалами, потому что подвалы не нужны, но в дальнейшем эти подвалы откопали, потому что они нужны.
Так вы определитесь — всё-таки нужны подвалы или не нужны. Если они нужны сейчас, то почему они не могли быть нужны изначально?
Ещё один признак психического расстройства в закопанстве — это игнорирование очевидных фактов и физической невозможности их утверждений.
У меня был сосед, который страдал белой горячкой и гонял «демонов» по квартире. Когда «демоны» одолевали, он звал меня на помощь. Когда я приходил, «демоны» почему-то исчезали. Когда я спрашивал, куда ни делись, он говорил, что вылезли в окно. Я уточнял, являются ли они физическими сущностями. Он говорил, что да. На вопрос как же они вылезли, если окно не открывалось, он ответить не мог, но продолжал утверждать, что «демоны» продолжают стоять под окном и ждут, пока я уйду. Когда мне надоедало, то для борьбы с «демонами» приглашали санитаров.
Так и закопанцы утверждают, что подвалы домов чудом уцелели в неком катаклизме, который разрушил верхнюю часть зданий. А уже ближе к нашим дням люди невероятным чутьём обнаружили закопанные подвалы, отрыли их и возвели верхние этажи.
Источник фото: vfl.ru
Но, например, на том же Любинском проспекте некоторые дома имеют подвалы, а некоторые — нет. Причём дома с подвалами имеют фундаменты более глубокого заложения, чем дома без подвалов. Кирпич фундаментов и верхних этажей не отличается. Кирпич домов с подвалами и без, построенных в одно время, тоже не отличается. Так получается, что в глубокой древности и ближе к нашим дням работали одни и те же кирпичные заводы, которые принадлежали одним хозяевам, поскольку маркировка на кирпиче одинаковая. И если до катаклизма в одних домах нижние этажи были первыми этажами, то соседние дома без подвалов в то время висели в воздухе.
Ещё, если дома закопались при катаклизме, то под наносным слоем должен быть старый культурный слой. Но его нет, идёт сплошной нетронутый «материк» из глины. Тогда закопанцы говорят, что глины было много и старый культурный слой глубже. Но заложение фундаментов не более 3 метров, а обычно 1,5 — 2 метра, и на этой глубине нет культурного слоя. Так получается — все закопанные дома висели в воздухе?
Для закопанства характерен ещё один психиатрический симптом — инфантилизм мышления. Они не увязывают утверждения между собой, не выстраивают их в целостную систему, не проводят натурные исследования, отрицают письменные источники и натурные данные. Все «исследования» закопанцев сводятся к просмотру фотографий в интернете.
Самое популярное фото в Омске по этой теме — реконструкция подземной галереи бывшего Городского торгового корпуса на Базарной площади. Сейчас музей Врубеля на Ленина, 3. При реконструкции часть галереи со стороны улицы Ленина была демонтирована за ветхостью. При этом обнажился подвальный этаж, который всегда был подвальным. Окна подвального этажа всегда выходили в галерею и были витринами магазинов. Для определённой группы товаров: фрукты-овощи, мясо-рыба, цветы и так далее, условия подвала предпочтительны. Галерея обходная. Она опоясывает здание по периметру. Исторически в неё было четыре входа, со всех сторон. В центре главного фасада есть выступ, в котором размещалась одна из лестниц. Она сохранялась до реконструкции, просто была закрыта. При реконструкции её восстанавливать не стали. Лестницы с других сторон существуют по сей день. Более того, со стороны площади галерея включает в себя бывший угольный склад, в который вёл пандус для завоза угля на телегах. Сейчас склад и пандус засыпаны. Музею эта галерея не нужна. Они её практически не используют. Хотя при желании могли бы водить экскурсии. Функции торгового корпуса и музея сильно отличаются. Состав помещений и связи между ними нужны разные. На первом этаже и в подвале много дверей, потому что в каждый магазин был отдельный вход, и они не соединялись. Сейчас внутри анфилада, но пробили её ещё когда приспосабливали здание под горсовет.
Источник фото: https://dzen.ru/a/XABficbYjATr6Upv
Галерея освещается световыми решётками в тротуаре. Они сохранились с постройки. Ещё для освещения магазинов в подвале их окна выходят выше тротуара и выше пола первого этажа. Для этого верхние откосы окон наклонные. Это является ещё одним косвенным доказательством того, что это решение было задумано изначально.
Но главными доказательствами первоначального замысла подвала служат натурные данные, фотофиксация и документальные источники. Во-первых, кирпич одинаковый, что в подвале, что на чердаке. Я это знаю точно, потому что участвовал в работах. Во-вторых, заложение фундамента всего на полметра глубже пола в подвале. Если предположить, что подвал изначально был первым этажом, то значит дом построен без фундамента. В-третьих, при реконструкции галереи культурный слой на уровне пола подвала не обнаружен. Подвал в однородном материке из глины.
Есть много фотографий Базарной площади ещё до постройки Драмтеатра и после его постройки, где никакие «руины» торгового корпуса из земли не торчат. Да и что за «катаклизм» такой, который оставил в полной сохранности фундаменты, а верхние этажи снёс ровно до определённой отметки?
Когда в 1914 году Городская дума объявила конкурс на проект Торгового корпуса, то никакого сканирования сквозь землю не проводили. Строительство началось только после утверждения проекта. На конкурс было подано несколько проектов с разными габаритами и планировкой зданий. Победил проект Андрея Дмитриевича Крячкова, который даже не жил в Омске, хотя периодически бывал, потому что у нас реализован ряд его проектов. Вся конкурсная документация по сей день хранится в архиве, в фонде городской думы. На авторском чертеже сразу показана обходная галерея вокруг подвала. Здание построили в 1915 году. На ранних фото отметка тротуара вокруг дома та же, что сейчас, и сразу видны подвальные окна.
Если смотреть фото в интернете, не зная объекта, то при богатой фантазии и отсутствии знаний можно придумать всё, что угодно. Этому способствует общее падение качества образования, когда молодёжи не дают целостную систему знаний и не учат научному мышлению. Нужно восполнить этот пробел.
Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой