Омичи массово пересаживаются на электрокары, но стоит ли оно того?
В Омске идет взрывной рост числа электромобилей. Вместе с экспертами разбираемся, в чем достоинства и недостатки электрокаров в Сибири.
Резкий рост стоимости бензина в конце лета – начале осени заставил многих автолюбителей задуматься об экономии топлива. Кто-то стал реже ездить, другие решили перевести машину на газ. Но есть и еще одна категория автолюбителей, которых становится все больше, – это те, кто вместо машин с двигателем внутреннего сгорания выбрали электромобили.
По словам директора специализированного агентства «Автостат» Сергея Целикова, динамика продаж электрокаров в России отличная – они демонстрируют ежегодный рост на 200–300 %. Столь значительного роста продаж на рынке авто с бензиновым двигателем не было никогда. Безусловно, наибольшее число электрокаров продается в Москве и Петербурге, где инфраструктура для таких машин развита лучше всего. Но и в регионах электрокаров становится все больше. И Омск здесь не исключение.
Насколько Омск подходит для передвижения на электромобилях? Как на содержании и обслуживании таких авто сказываются трескучие сибирские морозы? Чего не хватает владельцам электрокаров? Ответы на все эти вопросы – в нашем материале.
«Решил купить электрокар, пока стоял в пробке»
По данным региональной ГИБДД, на учете в Омской области состоит 325 электрокаров и 1165 гибридных авто с бензиново-электрическими двигателями. Но, как уверяют сами владельцы электрокаров, таких машин в разы больше. В Омске есть даже несколько объединений владельцев электрокаров.
– В Омске больше 2000 электромобилей, и это без учета гибридов, – говорит член клуба электромобилистов Омска Антон Кулинич. – Я решился купить электромобиль в 2020 году, когда стоял в пробке на одной из улиц города. Сбоку подъехал электромобиль Nissan Leaf. Разговорился с владельцем – он рассказал, что на зарядку уходит 500 рублей в месяц. И я в этот момент понимаю, что нужно что-то менять с моим расходом топлива – 22 литра на 100 километров.
Антон уже три года он ездит на электромобиле и ни разу не пожалел об этом.
– Мне запаса хода на 100 километров хватает, чтобы спокойно ездить два дня. Потом заезжаю на станцию быстрой зарядки, пока пью кофе, за полчаса заряжаюсь за 100 рублей. Таких быстрых станций по городу несколько, в том числе у «Фестиваля» на Левом берегу и в центре на заправке «Топлайна». Есть специальные приложения, где можно посмотреть место ближайшей станции подзарядки. Дома можно в 4 раза дешевле заряжаться, чем на станции. 80 % владельцев электрокаров заряжаются дома от обычной розетки, – говорит владелец электромобиля.
В Омске уже появился первый дилер электрокаров. Компания продает в основном электромобили китайской сборки. По словам Антона Кулинича, вопреки стереотипам, разрекламированная Tesla – не самый крутой электромобиль.
По Омску ездит китайский электромобиль стоимостью более 10 млн рублей – HipHHI Z
– Китайцы сейчас очень сильно продвинулись в плане создания электромобилей. Их HiPHi Z считается одним из лучших электромобилей в мире. И такие машины уже есть в Омске.
Вообще, если нужно ездить только в городе и по области, то электромобиль – это лучший вариант, – считает автолюбитель. – У нас машине уже 4-й год идет, и мы, кроме резины, в ней ничего не меняли. В месяц на зарядку уходит всего 600–700 рублей. Электромобиль – это надежно, он не ломается.
По словам владельца электрокара, такие машины обычно покупают мужья своим женам, чтобы они не заморачивались ремонтом и обслуживанием. Если электрокар все-таки сломается, в Омске уже есть специализированные сервисы. Станций зарядки на имеющееся количество машин хватает.
– Со станциями подзарядки в Омске есть одна необычная проблема – это неподобающее поведение владельцев «бензиновых» машин. Зачастую они паркуют свои авто перед станциями зарядки. Причем иногда специально. Распространяют мифы об опасности электрокаров и т. д., – говорит Антон Кулинич.
«Электромобиль в разы выгоднее «бензиновой» машины»
Руководитель клуба любителей электромобилей CVEnergy Юрий Иванников передвигается на электрокаре с 2017 года. По словам автолюбителя, ежегодно число электромобилей в Омске удваивается. Причина банальна – электромобили в разы выгоднее обычных машин.
– Во-первых, в электромобилях намного меньше «расходников» – масло, свечи, ремни менять не нужно. Техническое обслуживание в разы дешевле. Я, например, открываю капот своего электромобиля только в двух случаях: чтобы залить «омывайку» и показать мотор интересующимся электромобилями, – говорит Иванников. – Во-вторых, электромобили экономически очень выгодны. Мы с ребятами из Иркутска делали расчеты. Брали три машины: это Hyundai Solaris, работающий полностью на бензине, гибрид Toyota Prius и Nissann Leaf – чистый электромобиль. И посчитали, что на 10 тысяч пробега в год расход на все у «Cоляриса» составил 140 тысяч рублей, у «Тойоты» 110 тысяч, а у электрокара «Ниссан» – 18 тысяч. Километр пробега автомобиля на бензине стоит 2,7 рубля, у электромобиля он обойдется в 30 копеек.
По словам руководителя клуба любителей электрокаров, у этих машин есть лишь одна проблема – это деградация батареи.
– И то эта проблема сейчас решается. Сейчас идут электромобили с термостабилизацией батареи, и срок службы ее значительно вырос. Даже у электромобилей с пробегом в 150 тысяч километров батарея работает практически на 100 %. Есть уже китайские электромобили, у которых емкость батареи до 100 киловатт. Это очень много, – отмечает Юрий Иванников. – Даже если емкость батареи 60 киловатт, этого хватает на 300 километров пробега. Чтобы ездить по городу и съездить за город – этого вполне достаточно. Чтобы ездить в соседние регионы, лучше купить гибридное авто.
Единственное, что в перспективе может остановить рост числа электрокаров в Омске, – недостаток быстрых станций подзарядки. Число электрических машин растет намного быстрее, чем число станций. По словам руководителя клуба CVEnergy, бизнесу невыгодно вкладываться в станции подзарядки электрокаров, поскольку они очень долго окупаются. И здесь власти могли бы посодействовать предпринимателям, желающим вложиться в этот бизнес, но никаких мер поддержки в этой части не предусмотрено.
Станции для зарядки электромобилей появятся во дворах многоэтажек
Формально за создание инфраструктуры для электромобилей отвечает региональное Минэнерго. Но в этом ведомстве заявили, что пока никаких программ по развитию «зарядной» инфраструктуры нет, и переадресовали вопрос энергетикам.
В компании «Россети Сибирь» отметили что в Омской области началась установка «быстрых» заправок для электромобилей на загородных трассах. Одна из них появилась на трассе Омск – Новосибирск на границе двух областей, у села Ивановка Калачинского района Омской области. В дальнейшем сеть электрозаправок будет расширена.
– Создание возможности передвигаться на электромобиле по регионам является приоритетным направлением в нашей работе. Текущую сеть медленных заправочных станций мы оптимизируем и перенесем их с АЗС во дворы многоквартирных домов. Места установки еще определяем, в том числе с учетом мнения электромобилистов. И в целом сеть медленных ЭЗС будет расширена – в данном направлении мы работаем с партнером – омским производителем ЭЗС Ecars, – сообщила директор по связям с общественностью ПАО «Россети Сибирь» Анастасия Распопина.
Пока на станциях, расположенных на загородных трассах, подзарядка электромобилей бесплатна, но после 1 октября с владельцев электрокаров начнут брать деньги. Стоимость КВт/ч будет доходить до 18 рублей (тариф для населения сейчас – около 4 рублей). Таким образом, стоимость подзарядки того же Nissan Leaf составит около 600 рублей. А как часто придется заряжать машину – зависит не только от емкости аккумулятора, но и от времени года.
«Не знаешь, доедешь ты на электромобиле зимой или нет»
Известный автоэксперт, ведущий программы «Автосфера» Василий Залознов неоднократно тестировал самые разные электромобили. В отличие от других владельцев электрокаров, Залознов нашел в этих машинах недостатки.
– По собственному опыту эксплуатации электромобилей могу сказать, что возникает постоянное чувство дискомфорта при езде зимой в мороз. Не знаешь, доедешь до места назначения или нет. И если машина хранится на улице, то это прямо проблема. И даже когда ты выезжаешь из тепла, запас хода уменьшается в разы. Поэтому лишний раз в мороз подумаешь, пользоваться ли печкой. Бывает, хочется подтопить на стоянке, но из-за этого моментально может разрядиться батарея. Причем электроника часто показывает некорректные цифры. Зимой это критично в плане загородных поездок, – говорит Залознов.
Еще один недостаток связан с конструктивной особенностью электрокаров – это, как правило, тяжелые машины, что вызвано объемной батареей.
– Электромобиль – тяжелая машина, сложно быстро ездить, возникает перегрузка ходовой части. С учетом того, что большой крутящий момент возникает буквально с нуля оборотов, то быстро изнашиваются шины. Поэтому сейчас уже придумали шины для электромобилей, – рассказывает автоэксперт.
Первые массовые электрокары имели еще один существенный недостаток – они были очень опасными для… пешеходов. Дело в том, что эти машины бесшумные и пешеходы просто не слышат их. Поэтому на новые машины теперь ставят генераторы шума – они имитируют звуки бензинового двигателя.
Известный эколог и урбанист Сергей Костарев, наоборот, видит в электромобилях только плюсы. И прежде всего для экологии города.
– Чем больше будет в городе электромобилей, тем лучше. Потому что выбросов от них в непосредственной близости от людей нет. А что касается генерации электричества, то рост числа электромобилей особо не влияет на выбросы тех же ТЭЦ. Электромобили потребляют мало электроэнергии. Объем выбросов, которые осуществляются при производстве бензина, в разы больше, чем при выработке электроэнергии для электрокаров, – приводит сравнение эколог.
Электромобили: плюсов столько же, сколько и минусов
Как говорится, сколько людей, столько же и мнений. Можно выделить ряд явных преимуществ и недостатков электрокаров, которые понемногу захватывают Омск.
www.festmall.ru
К плюсам электромобилей, которые назвали их владельцы, можно отнести следующие.
1. Экономичность. Одной «заправки» в пересчете на рубли хватает на куда больший пробег, чем за аналогичные деньги можно проехать на бензине.
2. Простота в обслуживании. Не нужно менять масло, свечи, охлаждающую жидкость и т. д. Соответственно, на этом тоже можно экономить.
3. Не нужно долго греть зимой. В электрокар можно сесть и сразу ехать. Соответственно, не нужны подогреватели или автозапуск.
4. Отсутствие выбросов. Электрические машины способны улучшить экологию города.
5. Освобождение от уплаты транспортного налога. Такая мера действует в Омской области, стимулируя спрос на электромобили.
Но при этом у электромобилей, которые эксплуатируются в условиях Сибири, столько же и минусов.
1. Явный недостаток станций подзарядки между городами. Пока электромобиль – это все-таки средство передвижения внутри города. Ехать в лес за грибами на нем опасно – можно остаться там же в лесу.
2. Быстрая разрядка батареи зимой. Даже в городе батарея может быстро разрядиться, и электромобиль просто заглохнет. Соответственно, зимой ездить на нем несколько опасно.
3. Повышенная нагрузка на шины и ходовую часть. Это вызвано большой массой батареи и ее деградацией со временем.
4. Высокие тарифы на подзарядку на «быстрых» станциях. Стоимость одного КВт/ч доходит до 18 рублей – это в разы больше, чем стоимость «домашнего» электричества. Поэтому 80 % владельцев электрокаров предпочитают подзаряжать свои авто дома.
5. Стоимость. Электромобили, как правило, дороже бензиновых на 25–30 %. Соответственно, выгода от экономии на топливе «съедается» большей стоимостью самой машины.
Несмотря на все минусы, число электрокаров будет только расти. Количество станций для их зарядки при этом увеличивается не так быстро, что сдерживает развитие рынка электромобилей.
И главное – в России электромобили де-факто не производят. Тот же «Е-Москвич» собирают из китайских комплектующих. И рано или поздно возникнут проблемы с поставками таких машин из-за границы (Япония уже запретила поставлять их в Россию). Поэтому, пока не появится заводов по производству электрокаров, существенного роста их числа, как и снижения стоимости, ждать не стоит.
Сергей Энквист