Игорь Коновалов: Архитектурная критика — реставрация дома дореволюционной постройки на Либкнехта, 26
Продолжая архитектурную критику, хочу остановиться на может и не очень заметном, но для меня знаковом объекте — улица Либкнехта, 26, угол Краснофлотской. Дом дореволюционной постройки, двухэтажный, кирпичный. Памятником он никогда не был.
Да мы никогда и не ставили вопрос о включении его в памятники. Мы понимали, что отдельно взятый, этот дом не настолько интересен, чтобы быть памятником.
Но при этом он является частью исторической застройки, поддерживает масштаб исторической среды. Хотя в Омске такие понятия не признаются. У нас все памятники стоят на охране поштучно, без учёта их роли в ансамбле и в исторической среде. Чтобы изменить этот подход, необходим Историко-культурный опорный план, который позволит восстановить статус Исторического поселения. Тогда будут законные основания говорить об исторической среде и средовых объектах. Хотя, при желании и сейчас ничто не мешает.
До недавнего времени на втором этаже дома были коммунальные квартиры, а первый этаж, закопанный уже на моей памяти и долго пустовавший, был офисным.
Когда дом расселили, он не был заброшен. Его аккуратно законсервировали. Но никаких гарантий это не давало.
В прошлом году на доме стали разбирать крышу и перекрытия. Я подумал, ну всё, снос. Но вскоре увидел, что строят новую крышу и ремонтируют перекрытия. Дом был запущен, старая крыша текла и вполне вероятно износилась. К тому же она была сделана «экономно», с минимальным свесом, что не способствовало сохранности дома. На новой крыше свес значительно увеличили, так что работа была безусловно оправданна.
Тогда я порадовался, неужели владельцы исторических домов начали их ценить? Ведь могли смело снести, потроить небоскрёб. Но не стали даже надстраивать и пристраивать, сохранили в исторических размерах.
Ну думаю, ладно, сохранили, но сейчас зашьют фасад сайдингом или ещё какую гадость придумают. Смотрю — начали отбивать штукатурку. Думаю — значит, не сайдинг, иначе зачем лишняя работа. Потом вижу — отбивают только гладкие стены. Антаблемент, пилястры и межэтажный карниз не трогают.
Тогда мне стало уже интересно: что же будет дальше? Дом хоть не шедевр, но вполне в исторической традиции. Он строился в две очереди. Неоднократно перестраивался, в том числе растёсывались проёмы, подводились металлические перемычки вместо клинчатых, причём не везде. У дома есть старые, стабильные деформации. На старых фото видно, что изначально фасады были краснокирпичные, они остались такими во дворе, потом главные фасады стали белить по кирпичу, а уж потом оштукатурили. Так что выбор отделки вполне мог быть на вкус нынешнего владельца.
Но я особо порадовался, что при отделке выявили все достоинства дома из разных периодов бытования. Весь декор оставили в штукатурке, а на гладких стенах отреставрировали лицевую поверхность кладки. То есть, в моём понимании, выбрали лучший из возможных вариантов. Причём владельцы сделали это не по обязанности, а на свой вкус. Значит вкус есть.
Особенно меня порадовал и позабавил один штрих. Ещё при постройке каменщики сместили нижнюю часть одной из пилястр и заметили это, уже когда дошли до подоконного пояса. Перекладывать не стали, просто сдвинули фуст на ось простенка. Так она и простояла больше ста лет со смещением. Сейчас решили предков не позорить и эту старую ошибку наконец исправили, перенеся нижнюю часть пилястры на общую ось.
Окна в доме заменили, как обычно сейчас поступают, на пластик. Но сделали это с безупречным вкусом. Пропорциии членений выверены. Воспроизведена характерная для времени постройки мелкая расстекловка. Так что и пластик может быть красив.
Разнобой поздних перемычек прикрыли имитацией объёмных клинчатых перемычек, которые существовали изначально. На обнажённой кладке заметны следы поздних перестроек, что придаёт дому ещё больший историзм.
Работы ещё не завершены, но они уже состоялись. С интересом жду их полного завершения.